В марте компания Meta* была признана в России экстремистской организацией. Под запрет попал и один из главных ее продуктов — социальная сеть Instagram*.
При этом людей, которые продолжат пользоваться соцсетями через VPN, экстремистами признавать не будут, но вот у тех, для кого запрещенный Instagram* был не просто развлечением, а работой, уже возникли проблемы. Блогеры лишились части охвата, бизнесмены, которые рекламировались на этой платформе, потеряли клиентов, а завоевывать новую аудиторию теперь станет сложнее, потому что заказывать таргетированную рекламу у экстремистской компании теперь нельзя.
В видео приняли участие уральские блогеры:
Даниэль Хоменок — 261 тысяча подписчиков в Instagram*,
Анастасия Горбунова — 197 тысяч подписчиков в Instagram*,
Елизавета Аниховская — 77,4 тысячи подписчиков в Instagram*,
Натали Гурманова — 40,5 тысячи подписчиков в Instagram* и 1,5 миллиона — в TikTok.
— Я даже не знаю, можно ли говорить слово Instagram* сейчас. Поэтому это всё, конечно, не очень приятно и заставляет очень сильно нервничать, — признается Анастасия Горбунова — модель и блогер из Екатеринбурга со 197 тысячами подписчиков (прочитайте ее историю).
«Раньше у меня был какой-то четкий план, я точно знала, для чего я делаю конкретные вещи. Сейчас у меня нет понимания и уверенности в завтрашнем дне»
Еще один блогер, рассказывающий своим подписчикам о еде, Даниэль Хоменок, признается, что охваты просмотров сократились, а рекламы практически не осталось. И это при том, что жена Даниэля тоже блогер и на двоих они в месяц раньше зарабатывали примерно по 400 тысяч рублей (прочитайте их историю).
— Блог для блогера — это его источник дохода. По ощущениям рекламных интеграций вообще не стало, я бы сказал. Это ударило очень сильно по кошельку, — говорит Даниэль. — После того, как Instagram* был заблокирован, охваты упали приблизительно процентов на 40. Чтоб вы понимали: у меня блог в 260 тысяч подписчиков, активно мои сторис смотрели приблизительно тысяч 100 подписчиков, а сейчас — тысяч 65.
«Большинство людей не понимает, что процентах в пятидесяти какие-то товары и услуги продаются благодаря рекламе у блогеров»
Есть шанс, что с рекламными контрактами всё станет лучше в ближайшее время, потому что покупать таргетированную рекламу у компании Meta* больше нельзя, а вот сотрудничать с блогерами пока никто не запретил. Тем не менее сейчас Даниэль начал продвигать свои аккаунты в отечественных соцсетях — «ВКонтакте», RuTube и Yappy. Но все блогеры при этом понимают, что собрать на новых площадках то же количество аудитории — вопрос далеко не пары месяцев.
Причем речь сейчас идет не только про Instagram*, но и про TikTok, с которым тоже возникли проблемы: российским блогерам временно запретили вести трансляции и публиковать новые ролики.
— Я больше тиктокер, нежели Instagram*-блогер, поэтому я сейчас воспринимаю это как небольшой отпуск. Вначале, когда сказали, что заблокируют TikTok, естественно, у всех была паника. Все не знали, что делать. Но я состою в программе развития талантов, и у нас есть менеджеры, которые нам говорят, что это всё временно, — рассказывает Натали Гурманова (мы публиковали с ней большое видеоинтервью, посмотрите). — Некоторые даже умудряются выкладывать TikTok-ролики. Сейчас есть очень много алгоритмов, но это может быть опасным тем, что заблокируют аккаунт, потому что сейчас это считывается как мошенничество.
«Хейтеры радуются, что теперь блогеры якобы потеряли работу и наконец-то пойдут работать на завод. Но блогеры не сдаются и продолжают творить»
«Мисс Екатеринбург — 2016», а теперь бьюти-блогер Елизавета Аниховская (не так давно мы публиковали с ней интервью) уходить с привычной платформы пока не планирует, но при этом уже вернулась во «ВКонтакте» и в Telegram ведет два канала, один из которых закрыт и доступен по подписке.
— Я уже привыкла смотреть на любые изменения как на появление новых возможностей. Раньше была одна платформа, сейчас, кроме нее, мы развиваем еще и другие социальные сети — «ВКонтакте», Telegram. И, мне кажется, это здорово, — говорит Лиза. — Мне кажется, всё-таки реклама никуда от нас не уйдет. Да, конечно, понадобится время для того, чтобы это всё переформатировалось и ушло на какие-то другие площадки. Но сейчас, по крайней мере, мы не видим перебоев с рекламными заказами. В этом плане всё хорошо и достаточно стабильно.
О том, что охваты в Instagram* упали не у всех, говорит и Натали Гурманова. По ее мнению, тут речь о том, у кого какая аудитория.
— Лично у меня не упали охваты, потому что у меня разумная взрослая аудитория, которая умеет пользоваться VPN. Да и другие блогеры, я смотрю, не особо жалуются, — подмечает блогер.
В глобальном же смысле надежд на то, что площадка снова заработает так, как было раньше, ни у кого из блогеров, с которыми мы поговорили, нет.
— Мне, конечно же, очень хотелось бы сказать, что всё наладится, мы приспособимся, всё будет еще лучше… Но, если честно, я не могу этого сказать. Потому что такого позитивного настроя лично у меня пока нет, — говорит Анастасия Горбунова.
Отметим, что суд уже официально подтвердил безопасность использования обычными пользователями запрещенного Instagram*.
* Деятельность запрещена в РФ.