На этой неделе книжный обозреватель E1.RU Вадим Бадретдинов рассказывает о двух бестселлерах, написанных голливудскими звездами. Это книга Квентина Тарантино «Однажды в Голливуде», которую стоит прочесть, особенно если вы уже посмотрели фильм, и «Зеленый свет» Мэттью Макконахи — автобиография актера, которая только кажется легкомысленной.
«Однажды в Голливуде»
Что лучше: книга по фильму или фильм по книге? Вечный и довольно бессмысленный спор о разном. Людям жилось бы гораздо комфортнее, если бы за каждым этим жанром искусства признавалась полная самостоятельность. Но в случае с романом Квентина Тарантино «Однажды в Голливуде» такой разговор лишним не будет.
Тарантино уже давно один из главных режиссеров в мире. Каждый его фильм — событие. Впечатляя зрителя красочными и довольно кровожадными сценами, он снискал известность не столько этим, сколько идеально выверенными монологами и диалогами. Вот и роман, созданный то ли до, то ли после написания сценария для фильма (а то и вообще во время съемок), отличается в первую очередь этим.
«Дисклеймер: если вы не терпите грубую речь, то этот роман не для вас. Впрочем, как и сами фильмы Квентина»
Сюжетно фильм и книга соответствуют друг другу — вернее, как бы соответствуют. Сцены похожи, но линейность повествования нарушена. Мы всё так же наблюдаем, как актер-неудачник Рик Далтон пытается найти лучшее место под голливудским солнцем, а его каскадер (а еще водитель, ремонтник и немного психотерапевт) Клифф Бут знакомится с «семьей» Чарльза Мэнсона. Но если бы всё было так просто, то вряд ли Тарантино мог бы похвастать литературным талантом.
В романе и фильме принципиально разные ракурсы, с которых Тарантино смотрит на сюжет и героев. По большому счету он наглядно демонстрирует эффект Кулешова (прием монтажа фильмов, когда восприятие сюжета меняется в зависимости от расстановки кадров). Если фильм — это попытка осмыслить Голливуд в целом, то книга сосредоточена на личностном развитии главных героев — Рика и Клиффа. Поэтому какие-то важные для фильма части сюжета не нашли своего места в печатной версии — и наоборот. Например, в книге нет финальной сцены резни в доме Рика, но зато подробнее раскрываются тайны Бута (он убил свою жену или все-таки нет?).
Чем еще хороша книга, так это высокой степенью раскрытия личных культурных пристрастий самого Квентина. Он уже говорил, что когда уйдет из кинематографа, то займется литературой, в частности нон-фикшен о кино. Книга «Однажды в Голливуде» буквально напичкана наименованиями фильмов, именами артистов и режиссеров, а также байками о них. Порой перечисление Тарантино всех его любимых (или нелюбимых) кинокартин утомляет, но зато позволяет лучше понять его культурные корни.
«Зеленый свет»
Мэттью Макконахи — голливудская звезда, которому уже давно удалось избавиться от амплуа красавчика из ромкомов. Его пробу пера нельзя назвать столь же удачной, как у Тарантино, однако «Зеленый свет» написан о другом и по другим причинам: это автобиография. Сразу скажу, что мне книга понравилась, но пришлось совершить над собой некоторое усилие.
Повествование начинается (приготовьтесь, вы будете удивлены) с описания детства и отношений в семье, затем Мэттью рассказывает об учебе в колледже и о том, как здорово гонять на крутой тачке. Далее — съемки в фильмах, внезапная (но желанная) популярность, личностный кризис и поиски себя где-то в джунглях Амазонии, среди африканских племен и в бенедиктинском монастыре. Короче, история человека из Калифорнии, который вышел из зоны комфорта, рассказанная в духе книги Шерил Стрэйд «Дикая».
В жизни Макконахи происходило столько всего странного и нелепого, что кажется, будто всё это выдумка. Может, так оно и есть, но при подходе к «Зеленому свету» стоит сразу оговориться, что читатель должен поверить словам актера. Иначе чуда не будет, книга станет тыквой, и малейший смысл в чтении пропадет. Однако автор щедро сопровождает текст фотографиями, да и повода не верить ему у читателя нет.
«ЭТО НЕ ТРАДИЦИОННЫЕ МЕМУАРЫ, пишет капслоком Макконахи в предисловии. На поверку оказывается, что это всё же они»
По форме, на цвет, вкус и запах это вполне себе традиционные мемуары, разбавленные дневниковыми заметками. Но если для вас, как для меня, биографии звезд не являются особенно любимым жанром, то подойти к снаряду стоит с несколько иного угла.
История Макконахи подтверждает тезис, что не существует универсальных правил. Брутальное детство в Техасе не сделало его мизантропом, отсутствие актерского образования не помешало стать одним из лучших актеров, материнское тщеславие на фоне успешной карьеры сына не исключило любви и так далее. При этом Макконахи не кичится, не погружается в утомительный анализ взаимоотношений с другими, не пытается в чем-то убедить читателя, а транслирует свой исключительный опыт взаимодействия с миром. Несмотря на все недочеты, у него получилась неплохая книга, на прочтение которой не жалко потратить время.
Хотели бы прочитать эти книги?
Обратите внимание на другие книжные обзоры — например, про семейную сагу о том, как тяжело прощать близких, и про антиутопию букеровского лауреата о том, как сновидения превращаются в кошмар для всей страны. А еще Вадим Бадретдинов рекомендовал три отличных расследования, написанные журналистами.