В последнем сезоне шоу «Адская кухня», где скандальный шеф Константин Ивлев с криками и битьем посуды учит поваров, как быть поварами, победил екатеринбуржец Георгий Матвеев по прозвищу Золотой. По ходу сезона ему доставалось едва ли не больше всех, потому что держать язык за зубами, в отличие от других участников, у него получалось далеко не всегда.
Мы поговорили с Георгием о том, как ему дались три месяца работы бок о бок с известным шефом, куда он дел призовой миллион рублей и хороший ли повар сам Ивлев.
— В первом же профайле на шоу вы о себе говорили так, будто изначально знали о своей победе. Это что, здоровая уверенность в себе?
— Это знание себе цены.
— Уже потратили или придумали, куда потратить победный миллион?
— Он был давным-давно потрачен. Грубо говоря, деньги ушли на закрытие обязательств перед банками. Деньги с рук утекают очень быстро. Я развивал сеть кофеен, но с пандемией пришлось всё закрыть и продать. «Штопор» был такой, что самолет не выправил.
За два месяца до шоу я начал вести мастер-классы, и потом случился момент, когда сидишь, считаешь дебет с кредитом и понимаешь, что тут либо вешаться, либо надо что-то делать. Посылаешь в космос запрос с просьбой дать знак, что что-то надо поменять, и тут приходит какая-то мысль, и пока, извините, на унитазе сидишь, попадается листочек с ручкой, заполняешь анкету, проходишь все этапы кастинга и попадаешь на проект.
А кастинг был очень жесткий — около 100 тысяч заявок. Было очень много собеседований, и участников смотрели, мне кажется, еще и по психологическому портрету.
— Чтобы они точно выдержали крики Ивлева и жесткий график съемок?
— Да. Съемки на самом деле были очень сложными. Съемочный день длился от 22 до 26 часов. Потом несколько часов сна — и снова то же самое. Очень стрессовое мероприятие.
Может показаться, что у наших кинозвезд простая работа — выпили кофе, поболтали, снялись, и снова кофе. А нифига! На самом деле это очень сложно.
— Вам-то каково было находиться под камерами? Когда нужно и блюдо приготовить, и в кадре хорошо смотреться, и шутку удачную пошутить.
— Нас снимали 72 или 92 камеры постоянно, так что ты к этому привыкаешь. Причем уже в первый день, когда устаешь так, что тебе вообще не до этих камер. Пусть они горят синим пламенем, а тебе надо выполнить задание шефа, чтобы не вылететь с проекта. А фразочки и шутеечки — это повседневный лексикон.
— Участники шоу «На ножах», в котором Ивлев переделывает рестораны и кафе, говорят, что на самом деле Константин за кадром очень дружелюбный и спокойный. В этом случае было так же? Крики прекращались сразу после команды «Снято»?
— Это совершенно разные шоу. У Константина Ивлева разные амплуа, и он может разграничивать, как вести себя, когда он на съемочной площадке, когда дома и когда он на кухне как шеф. Он знает, что такое работа и что от него требуется.
«В нашем случае, даже если камеры были выключены, а мы косячили, он давал нам люлей. Но это было справедливо»
Если было что-то несправедливое, я с Константином вступал в полемику, за что он меня и уважал, и не уважал — и при этом спрашивал вдвойне. По шоу было видно, что он всегда относился ко мне с неким вопросом, потому что у меня было свое мнение, и я его высказывал.
— Будем честны, у вас из-за этого нередко были проблемы. Как, например, в случае, когда он заставил вас съесть три килограмма соуса, который не получился.
— А куда без проблем? Без них мы будем тефтелями какими-то.
Ну не получился у меня этот долбанный соус! Огурцы дают сок, и он становится жидким. Чеснок тоже приходит то острый, то не острый. Ну съел я его в итоге и посмеялся над собой.
«Все думали, что сломают меня, что дам слезу или еще что. Да нифига! Фиг сломаешь!»
— Не было плохо от этого?
— Было. В какой-то момент пошел отсчет заполняемости на 80%, 90%... И в момент, когда мимо как раз проходил шеф, всё пошло обратно в ведро таким фонтаном! А сам шеф, проходя мимо, говорил: «Ну, хотя бы одна серия вышла офигенно».
— И какие мысли крутились в голове в тот момент, когда приходилось поедать этот соус? Что всё справедливо или что-то из нецензурной лексики?
— На тот момент он был моим руководителем, а я — подчиненным. Так что у меня в голове в такие моменты всегда была мысль: «Я тебе еще покажу. Я стану лучшим!»
— Вы и стали. У вас был какой-то разговор с Константином за кадром после победы?
— Просто поздравил, сказал пару общих фраз и поехал дальше. Он-то человек очень занятой. У него этих проектов вагон и маленькая тележка, так что это не место, чтобы с ним как-то сблизиться. Там всё как на конвейере.
— А чисто по-человечески, каково было на проекте? Не было за время съемок мыслей бросить всё?
— Несколько таких моментов было, честно скажу. Но это была минутная слабость, все мы люди-человеки. А потом думаешь: «Да идите вы все! Я вас сам всех домой отправлю».
Были и конфликты, потому что в коллективе не может не быть паршивой овцы. Были стычки, накал страстей, сказывались усталость и постоянное нахождение с одними и теми же людьми. Есть же тайна программы, которую никому нельзя раскрывать, поэтому, чтобы информация никуда не ушла, мы общались только с поварами. Другие контакты были запрещены.
И найти общий язык, когда все люди разные — тяжело. Но в любом случае наш сезон «Адской кухни» получился единственным, где участникам в итоге удалось наладить отношения друг с другом.
— Есть такое, что в этом шоу проще женщинам или мужчинам?
— В некоторых случаях мужчинам проще, где-то женщинам — потому что у них есть женские хитрости, которыми они могут воспользоваться, а мальчикам остается только броситься на амбразуру. Не будем называть имен, но девочки могут что-то вырыдать, проявить кокетство. И есть смекалка, которая присуща только женщинам, которые могут из говна и палок построить дом и разжечь в нем очаг.
— А что насчет популярного мнения о том, что мужчины лучше повара, чем женщины? Шефов-мужчин ведь и правда больше.
— Мужчин-шефов больше, потому что нам не надо рожать детей, уходить в декрет. А быть шефом — это постоянно работать над собой и подталкивать других, учить их, наставлять. К тому же иногда тебе нужно так прикрикнуть на подчиненного, а женщинам с этим чуть-чуть сложнее.
— Сам Ивлев — шоумен или правда хороший повар?
— Повар — это рядовой человек, который работает по указке шефа, а Константин Ивлев — очень хороший кулинар и шеф. У него есть школа. Он давным-давно переступил планку повара, и сейчас он руководитель.
— То есть не факт, что какое-то из заданий на шоу он выполнил бы лучше вас?
— А вот тут не знаю, если честно. С учетом его гигантского опыта, может быть, он бы и выиграл.
— В идеальном будущем вы хотели бы стать кем-то вроде Ивлева?
— Да, и я сказал ему про это. Как-то на передаче он спросил у меня, где я хочу стоять, а я ответил: «Я хочу стоять на вашем месте». Там все рты пооткрывали!
А Ивлев сказал: «Амбициозно, но когда-то и я уйду, может, ты займешь мое место, может, кто-то другой. Но позиционирование мне нравится».
— Золотой повар, наверное, так и должен себя вести. Кстати, про это прозвище. Как давно оно появилось?
— Как раз-таки на съемках одних из первых серий такое прозвище мне дал шеф, и оно прижилось.
— Другие участники не говорили, что вы любимчик Ивлева?
— Ой, нет. Зато мне вечно говорили, что я зазнался и вечно спорю с шефом. А как не спорить? Я говорил: «Если вам нечего ответить, смотрите, молчите и учитесь. Если мне есть что сказать — я и говорю». И говорили всегда за кадром, потому что при шефе кишка тонка.
— Его правда настолько боятся?
— Он ведь такой большой чувак, с гарканием, со своим жестким и четким мнением, так что да — некоторые перед ним правда менжуются.
Когда ты выстроил свое амплуа, которое люди любят и смотрит, ты должен его придерживаться, потому что видеть другое они уже не хотят. Если бы большему числу людей не нравилось его гаркание, он бы поменялся.
— После записи всего шоу тяжело было держать интригу и не рассказывать никому, что вообще-то вы выиграли в «Адской кухне»?
— Осознание, что я победил, пришло, когда я посмотрел финальный эпизод.
— Хотя призовые деньги уже были потрачены?
— Да. Но что такое миллион?
— Могли и побольше приз сделать за такие страдания?
— Если откровенно, то да. Мы же привыкли всё мерить в денежном эквиваленте, и вся работа чего-то стоит. У нас есть какой-то свой бюджет, а время, проведенное на проекте, помимо новых подписчиков в Instagram, еще должно как-то оплачиваться. На наше содержание, конечно, тоже деньги тратились.
«Мы не за свой счет там жили все три месяца, но если честно — можно было и побольше денег дать»
— Сколько? Миллиона три было бы лучше?
— Это было бы уже шикарно!
— Что сейчас? Вы проводите мастер-классы и ездите по разным городам. Почему не работаете в каком-то одном конкретном ресторане?
— Просто не было ни одного нормального предложения. Я работал с ресторанами, но как-то не очень. Сейчас очень хорошие предложения прилетели из Пензы, Калининграда и Москвы. Рассматриваю их. Речь не только про конкретные рестораны, но и про площадки для мастер-классов, где люди смогут и приготовить что-то, и узнать интересные истории, и поужинать вместе с шефом.
Мы же любим ходить в театры и кино, получать эмоции. Так что ресторан — это уже повседневность. Людям нужно что-то новенькое. Русскому человеку что нужно — пожрать и зрелищ. В мастер-классах это всё объединяется. Так же, как и в «Адской кухне».
— Ваши мастер-классы после шоу стали дороже?
— Подорожали на 500 рублей, потому что стал более дорогие продукты использовать. Но с победой на шоу это никак не связано, у меня нет звездной болезни, чтобы я начал загибать цены. Средняя цена — 2700 рублей.
— Вы сказали про предложения из других городов. А в Екатеринбурге нет подходящих ресторанов или всё же вопрос в отсутствии предложений?
— Есть такая фраза: «Театр начинается с вешалки». Так вот, она неправильная. Театр всегда начинается с афиши — ты сначала ее видишь, а уже потом идешь на это в театр. С ресторанами совершенно так же, но ресторан начинается с меню, а оно делается шефом.
Ресторанов очень много везде, зарплату себе тоже можно найти любую под уровень жизни. Но важен момент итогового продукта и того, какую идеологию ты вложишь в свое меню, потому что вместе с ним ты ставишь на кон свое имя.
— У нас будто нет такой культуры, чтобы люди шли в ресторан на конкретного шефа.
— Есть. Тот же «Троекуровъ» или Steak House, когда там был Аракелов... Культура есть, и о ней нельзя забывать. Хотя все сейчас хотят побыстрее получить еду, поесть и бежать дальше.
— В ключе самих ресторанов. Будто каждый второй, который сейчас открывается — грузинский...
— Это попсовость! Мне и самому очень нравится грузинская и восточная кухня, мне в этом плане очень нравится «Нигора» у нас, а большинство идет по пути хачапури и хинкали, копируя рецептуру и просто подавая в разной посуде, потому что сейчас их заказывают, на них зарабатывают. Но должно быть что-то новое! Как показывают на фестивале аутентичной уральской кухни, где как раз можно посмотреть, как шеф проявляет себя.
Константин Ивлев не только учит поваров в «Адской кухне», но и разносит действующие заведения в шоу «На ножах». Не так давно, например, он приезжал и в Екатеринбург. Вот только в кафе «У Вани» вернули всё как было практически сразу, как только шеф Ивлев уехал.
В 2017 году Ивлев уже приезжал в Екатеринбург, но обновленное им заведение долго не проработало. О том, как участие в шоу «На ножах» отразилось на бизнесе, E1.RU рассказывала одна из владелиц «Белого кролика». Также команда шефа наведывалась в ресторан «Петров двор».