Журналистский нон-фикшен — жанр для российского читателя экзотический, но издателей это не смущает. Не так давно, например, вышла книга Саши Сулим о поимке «ангарского маньяка».
В этот раз книжный обозреватель Е1.RU Вадим Бадретдинов рекомендует три журналистских нон-фикшена: сборник статей первой журналистки-расследовательницы, северокорейском кинематографе и преступлениях в открытом море.
Нелли Блай «Профессия: репортерка»
Нелли Блай — американская журналистка, прославившаяся смелыми и сложными темами. Однажды она симулировала сумасшествие, чтобы попасть в лечебницу для душевнобольных и выяснить, как там ухаживают за несчастными. В другой раз Блай устроилась в цех по сборке картонных коробок и пообщалась с сотрудницами о том, как сложно найти приличную работу. Она также писала репортажи о войне, став свидетелем ее жестокости.
Казалось бы, ничего нового. Да, в психоневрологических интернатах жизнь не сахар, о чём нам уже рассказывали. Да, война — это время страданий. Да, сегодня женщинам сложнее получить высокооплачиваемую работу. Здесь стоит оговориться: Нелли Блай жила и работала в конце XIX века. Она была авантюристкой (в 1889 году за 72 дня совершила кругосветное путешествие, чем впечатлила самого Жюля Верна) и журналисткой, чьи публикации имели влияние. Например, после истории с унизительным содержанием психически больных людей правительство увеличило финансирование и поменяло кадровый состав больницы.
Описывая, казалось бы, социально значимые проблемы, будь то пытки в больнице или коррупция в полиции, все свои истории она рассказывает в первую очередь о людях, столкнувшихся с несправедливостью или ставших жертвами личных трагедий, от одиночества до бедности и насилия. Блай реализовывала главный принцип журналистики: дать голос тем, кому это необходимо.
Книга «Профессия: репортерка» — сборник статей Нелли Блай. Читать их стоит с поправкой на время и не ожидать, что методы ведения расследований и стиль написания будут соответствовать сегодняшним стандартам публицистики. Но, тем не менее, в работах этой женщины очевидна актуальность как для своего времени, так и, к сожалению, для сегодняшнего.
Пол Фишер «Кинокомпания Ким Чен Ир представляет»
Северная Корея — одна из самых закрытых стран мира. Мы мало что знаем о происходящем за ее границами, а то, что знаем, вызывает ужас и непонимание. Это концентрационные лагеря, бедность и безапелляционная вера народа в божественную силу основателя КНДР Ким Ир Сена и его сына Ким Чен Ира. Пол Фишер заходит с непривычной стороны и описывает режим с точки зрения кинематографа.
Оказывается, Ким Чен Ир был поклонником кино, в том числе голливудского. У него была большая коллекция фильмов, которые мог смотреть только он (для всех остальных любая связь с иностранным искусством могла караться тюремным заключением или даже смертью). Но восхваление лидеров и могучая сила социалистического народа — совсем не интересующие опытных западных кинематографистов темы.
Успеха спродюсированные Ким Чен Иром картины не имели, да и сложно ожидать обратного хотя бы из-за смехотворности сценариев и допотопных методов съемки. Вождь, будучи человеком властным и хитрым, не стал искать талантливых людей на территории своей страны (да и есть ли они там, учитывая, что любая попытка мыслить подавлялась репрессиями?), ведь рядом есть Южная Корея — безусловный враг, западная марионетка, где, по мнению северокорейцев, люди отравлены идеями капитализма, страдают и молят о спасении.
Поэтому по приказу товарища были «спасены» двое известных южнокорейцев — режиссер Син Сан Ок и его жена, актриса Чхве Ын Хи. Оба они пробыли в плену у Ким Чен Ира восемь лет. Син Сан Ок несколько лет провел в северокорейской тюрьме за попытки бегства (описание его жизни там не должно оставить равнодушным ни одного читателя), а Чхве Ын Хи жила под круглосуточным контролем северокорейских спецслужб, заучивая наизусть трактаты о величии идеологии чучхе. Спустя некоторое время супруги поняли, что их единственный шанс спастись — это снять фильм, которым будет восхищен весь мир. Так они и решили поступить.
Это абсурдная, одновременно страшная и забавная история, в которую сложно поверить, но она произошла на самом деле. Пусть и несколько беллетризованно, но в соответствии с источниками, Пол Фишер написал документальный роман, достойный экранизации. От книги в буквальном смысле не оторваться.
Иэн Урбина «Океан вне закона»
Мировой океан занимает 70% всей территории Земли, но это пространство столь же не изведано, сколько и опасно. Человек, бывавший в море разве что на круизном лайнере или прогулочной лодке, склонен романтизировать образ жизни моряков: статные капитаны, сплоченная и отважная команда, дальние странствия, противостояние стихии. В действительности же океан — это место работы браконьеров, вооруженных бандитов, работорговцев и других людей, чья оценка чужой человеческой жизни стремится к нулю.
Иэн Урбина — американский журналист, автор в газете The New York Times, а также основатель проекта The Outlaw Ocean Project, чья работа связана с расследованием преступлений, совершаемых в океане. «Океан вне закона» — это результат множества его расследований и репортажей. Он был свидетелем конфликта между Вьетнамом и Индонезией, произошедшего в море и приведшего к захвату людей, ездил в Силенд — по факту заброшенную нефтяную платформу в Северном море, на которой несколько энтузиастов провозгласили суверенное государство. Он занимался расследованием пыток и убийств моряков, за которые отказывались браться государственные власти, ссылаясь на отсутствие полномочий, вместе с экоактивистами преследовал в международных водах браконьеров.
Урбина ставит под сомнение эффективность международного права. Несмотря на бесчисленные договоры, резолюции и саммиты, человек, зачастую находящийся в море несколько месяцев и даже лет, фактически лишен защиты. Он становится жертвой насильников и вымогателей (одного моряка три года держали в ошейнике на цепи в качестве раба, регулярно перепродавая его с одного рыбацкого судна на другое). Браконьеры могут безнаказанно варварски охотиться на животных, не опасаясь преследований. Благодаря юридическим проволочкам судам удается легко менять флаг с одной страны на ту, где процветает коррупция и покровительство.
Всё потому, что это пространство, которое никому не принадлежит, а значит, никто не желает о нем заботиться. Урбина наглядно демонстрирует, что государства почти не заинтересованы в том, чтобы в мировом океане было место порядку.
Хотели бы прочесть эти книги?
Почитайте также и другие книжные обзоры Вадима Бадретдинова, например, рецензию на роман о том, как сновидения превращаются в кошмар для всей страны, а также подборку нон-фикшена от Древнего Египта до музыкального бизнеса.