Екатеринбурженка Лада Фокс делает необычные валенки, которые покупают по всему миру. Обувь, расшитую соболиными мехами, жемчугом и кружевами, заказывают состоятельные люди, чтобы впечатлить гостей или просто пожарить барбекю в загородном доме. А еще ее дарят чиновникам и топ-менеджерам.
Лада долго работала в рекламной сфере, но еще с детства занималась рукоделием и на пенсии превратила любимое дело в бизнес. Она переехала в частный дом в пригороде, сделала там мастерскую и попробовала валяние. Начала с игрушек: сделала миниатюрного шпица. Покупатели приняли его за живого, спрашивали: «А кто он? Мальчик или девочка?».
Правда, игрушки надолго ее не увлекли, потому что оказались слишком нудной работой.
— Это очень трудоемкий процесс, требующий много времени и терпения. Думаю, а дай-ка я попробую мокрое валяние: что за зверь, — рассказывает Лада Фокс.
Она сделала три пары валенок, но не обычные, а с рисунком из маков: тогда они были страшно популярны. Ради интереса выложила фото своих работ на сайт мастеров, и тут же пришел заказ — просили повторить рисунок.
— Идеально рисунок из шерсти смотрится, конечно, на голенищах валенок. По картинке я делать не стала, мне этот избитый сюжет не понравился. Сделала по-своему, — вспоминает Лада. — Девушка фыркнула, а я думаю: ну и ладно. Я их выставила, купили за два часа, за очень хорошие деньги. И потом эти маки пошли, я их сделала несметное количество.
Сначала мастерица делала традиционные валенки без подошвы, с широким голенищем. Потом они «превратились» в сапоги на подошве.
— Это другая технология изготовления. Тут нужно точно рассчитывать выкройку модели, уметь работать с мехом, кожей и обувными материалами, — объясняет Лада.
Следом за валенками она стала шить оригинальные шерстяные сумки, и вскоре появилось много покупателей из других стран. Эти вещи разлетелись по Америке, Испании, Канаде, Израилю, Германии.
Большинство заказчиков — россиянки, которые живут в других странах. Но иностранки тоже гоняются за такими вещами — в Италии Ладу «раздели» прямо на рынке. Она ездила с подругой в путешествие, и там на базаре за ними увязалась итальянка, так ей понравилась эта сумка ручной работы. В итоге ее пришлось продать прямо на улице.
Мастерица делала сумки с котами, которые пользовались бешеной популярностью в Японии. Из родного Екатеринбурга заказчиков немного.
— В основном покупают Москва и зарубежные заказчики. То есть в столице именно те, у кого есть загородный дом, потому что когда ты за городом, то в ботиночках и холодно, и неудобно, — говорит Лада Фокс.
Часто в одни руки она продает сразу несколько пар: состоятельные дамы заказывают шерстяную обувь на всю большую семью.
— В прошлом году был очень большой заказ, очень состоятельная хозяйка. У нее две дочери, два зятя, бабушка, она и муж. Всем новогодние подарки. Набор: это валенки, потом так называемые чуни, чтобы выйти барбекю пожарить, и тапочки. И всем всё разное, с мехами, вышивками, — вспоминает рукодельница.
Лада делает большие корпоративные заказы для чиновников и топ-менеджеров.
— С медведями были 15 пар для всяких министров, — рассказывает она. — Рекламное агентство заказало. Север и Москва, нефтегазовая отрасль. Там серьезные мужчины, а серьезным мужчинам нужны серьезные валенки.
Был заказ на сотню пар из Европы, но мастерица от него отказалась — ей интересна именно ручная, штучная работа.
— Вот мне приходит письмо, мол, у нас крупная торговая сеть, ориентированная на подарки из России, — поделилась Лада Фокс. — Сейчас это очень модно, и мы бы хотели сделать вам заказ — тапочки. Можно пробную партию сто штук? А сколько вы времени будете делать? Я ответила, что полгода. Они сказали, что очень долго. Люди очень далеки от понятия «ручная работа».
Одни такие тапочки стоят порядка 200 евро, а валенки с соболиными мехами — около 500. На изготовление одной пары уходит несколько дней. Каждая делается по индивидуальным меркам — кроме длины стопы, их еще пять.
Сначала делается сам валенок.
— Это кропотливая работа, грязная работа, тяжелая, потому что ты подгоняешь под размер, чтобы всё было ровно и красиво, — рассказывает дизайнер.
Потом начинается вышивка — почти ювелирный процесс.
— Это тоже тяжело. Ты сидишь и каждую бусинку цепляешь. У тебя болит спина и всё на свете. Но интересно, — говорит Лада.
По ее словам, заказы к Новому году начинаются еще с августа, а вторая волна будет после новогодних праздников. Когда заказов очень много, то помогает дочь.
— Начнутся каникулы, у людей будет время, сядут смотреть. Как раз самое холодное время начнется, — делится дизайнер.
Каждый год мода на валенки меняется.
— Вот в том году было очень много тапочек. В цветочках, в кружевах. В этом году ни одной пары нет, — говорит Лада Фокс.
Сейчас популярны черные валенки с дорогими мехами и жемчугами.
Ранее мы рассказывали историю Лины Ковиной из Екатеринбурга, которая делает игрушки для взрослых. За куклами, которые очень похожи на младенцев, охотятся коллекционеры по всему миру.
Еще почитайте, как екатеринбурженка Мария Караева делает микроскопические игрушки, которые тоже разлетаются по всему миру. А Надежда Мехоношина по фотографиям создает пушистые портреты шпицев и котиков. Их хочется не просто рассматривать, но и погладить, а шерстяную брошку можно легко спутать с настоящим питомцем.