Развлечения интервью Как живут и выживают соцсети времен «великой и страшной» пандемии

Как живут и выживают соцсети времен «великой и страшной» пандемии

Интервью с IT-евангелистом «ВКонтакте» Вячеславом Прохоровым

В России во «ВКонтакте» сидят 73 миллиона человек

По данным Mediascope, аудитория Рунета составляет около 98,6 миллиона человек, а самая большая соцсеть в России — «ВКонтакте». Ее IT-евангелист (да, должность звучит именно так) Вячеслав Прохоров был экспертом Национального рекламного форума, который состоялся на прошлой неделе. Мы пообщались с ним о соцсетях времен пандемии, коротких вертикальных видео и цифровых экосистемах.

— Что происходит с «ВКонтакте», сколько людей сейчас им пользуются?

— Если брать по России, то это 73 миллиона пользователей. Если брать по всему миру, то число порядка 97 миллионов и продолжает расти. Тут, конечно же, надо учитывать, что мы живем в эпоху «великой и страшной» пандемии и прирост свойственен всему интернету, потому что люди оказались отрезаны от офлайна.

«Люди пошли в онлайн компенсировать дефицит общения, привычных способов досуга. Причем это касалось не только месяцев жесткого локдауна»

Это, в частности, заметно по электронной коммерции, которая присутствует в том числе в виде магазина «ВКонтакте». Многие сначала с опаской относились к идее покупать товары в интернете, а здесь оказались вынуждены попробовать. И есть статистика, показывающая, что прирост был не только весной прошлого года, но и осенью, и, в принципе, сейчас.

— То есть россияне увидели новый продукт и постепенно начали привыкать?

— Да, да. То же самое касается, например, электронных денег, банковских карт. Потому что очень многие жители страны как ими пользовались? Два раза в месяц шли к банкомату, выводили в наличные, и всё. А тут они вынуждены были попробовать электронную коммерцию, выяснили, что это не так страшно, и начали пользоваться. С точки зрения времени, проводимого пользователями во «ВКонтакте», всё прекрасно, плюс у нас появилось огромное количество новых продуктов: звонки, причем групповые, на огромное количество людей, много сервисов в виде мини-приложений.

«"ВКонтакте" трансформируется в экосистему. Там и еду можно заказать, и такси, и решить базовые вопросы: измерить число пройденных шагов, например»

Понятно, что ни один из этих продуктов не является универсально интересным для всех, но сейчас у каждого пользователя есть возможность под себя выстроить некий дашборд (панель сервисов. — Прим. ред.).

— Чтобы всё было в одном приложении?

— Всё верно. Это способствует тому, что внутри «ВКонтакте» пользователю находиться приятнее, интереснее. Ну и всё это ведет к улучшению показателей.

Клипы — короткие вертикальные видео «ВКонтакте» — смотрят больше 20 миллионов человек в день

— А что насчет популярности этих сервисов? Раньше лично я использовала «ВКонтакте» в основном как мессенджер и как сервис для прослушивания музыки. Теперь чаты у меня в Telegram, а музыку слушаю на Spotify, который специализируется на этом...

— Разумеется, когда мы говорим про десятки миллионов пользователей, невозможно оперировать частностями, то есть мы не можем взять конкретного пользователя и сделать, чтобы только ему было хорошо, а не всем остальным. Но в целом мы видим, что среднемесячный объем аудитории растет, а это достаточно сложно подсчитываемая цифра. Летом трафика в целом в интернете, и во «ВКонтакте» в том числе, меньше, потому что разъезжаются: в отпуск, на дачи и всё остальное. Поэтому мы берем срезы по статистике два раза в год, чтобы получать хоть как-нибудь усредненные показатели. Мы видим, что от года к году показатели растут: пользователей становится больше.

— Какие продукты у вас в последнее время «залетели»? Не так давно появилась лента коротких клипов, мягко говоря, сильно похожая на TikTok.

— Cложно сравнивать те продукты — типа музыки, — которые существовали практически испокон веков, и новые продукты типа клипов.

«Клипы, короткие вертикальные видео во "ВКонтакте" сейчас смотрит достаточно приличное количество пользователей: от 20 миллионов в день»

Есть платформа мини-приложений, больше 40 миллионов пользователей ею пользуются. То есть опять же получается, что раньше этого не было, сейчас оно появилось — и вот там 40 миллионов пользователей. Разумеется, это рост, но сложно сравнивать с теми периодами, когда этого просто физически не существовало.

Нам, как любому крупному проекту, очень интересно и сложно внедрять новые продукты, потому что надо сделать так, чтобы, во-первых, не отвалились те пользователи, которые привыкли к тому, что было раньше: «Дуров, верни стену» и всё остальное. А во-вторых — чтобы соответствовать духу времени и давать пользователям то, в чем они нуждаются. Потому что сейчас в целом в глобальном тренде видеоконтент. Уже лет шесть, наверное, — по мере развития технологий сотовой связи.

Наш мозг пытается защититься от информационного шторма, поэтому люди любят отдыхать на мемах и коротких вертикальных видео

— Но самые популярные форматы видео — короткие вертикальные?

— Всё так, поэтому мобильный интернет-трафик достаточно давно уже обогнал десктопный (со стационарных компьютеров. — Прим. ред.). При этом люди меньше читают длинные аналитические тексты, в формате, например, как был у «Живого журнала». Что, с одной стороны, грустно, с другой стороны, понятно, потому что каждый день вокруг пользователя всё больше контента.

«Каждый из нас сейчас находится в состоянии информационного шторма, поэтому префронтальная кора головного мозга пытается себя защитить»

Он [мозг] как бы говорит тебе: «Не-не, братан, давай вот это прочтем между строк, и вообще лучше пойдем позалипаем за гифки, мемы и короткие вертикальные видео».

Раньше были сервисы коротких видео Coub, Vine и все остальные. Но они не выдержали проверку временем и вышли чуть раньше, чем надо было. Когда они появлялись, еще не было такого развития смартфонов и мобильного интернета и видео мог загрузить не каждый пользователь. Как только эта проблема была решена, видеоконтент расцвел.

— Во «ВКонтакте» до клипов появились сторис, как в Instagram. Обе идеи практически взяты с других сервисов. Как вы решаете, что именно вы будете внедрять?

— Есть такое понятие, как индустриальный формат: то есть то, что востребовано у пользователей. Формат сторис растет с 2015 года, был период, когда истории в приложениях были у сервисов такси, у банков: вообще у всех. И все их по-разному применяли. И то же самое, в принципе, с форматом коротких вертикальных видео.

«Нет такого, что есть специальный отдел "ВКонтакте", который сидит и смотрит, у кого бы что там подсмотреть»

Понятно, что любой человек оперирует тем, что видит вокруг. Получается так, что какие-то вещи раньше появляются у нас, мы выступаем как инноваторы. В этом случае других, у кого это появилось позже, ругают. В каких-то случаях происходит наоборот, но это вполне понятный сценарий развития рынка.

«Наша задача — сделать пользователей счастливыми, чтобы им было классненько, приятненько, интересненько. Чтобы они сидели и залипали»

Для этого есть разные инструменты. Превращение соцсети в экосистему, что происходит с «ВКонтакте», — такого в принципе никто из социальных сетей не делает. Немного похожим является китайский WeChat, но и то это натягивание совы на глобус, потому что интернет в Китае — это совершенно не то же, что во всем остальном мире.

— Со скольких лет подростки в России начинают сидеть во «ВКонтакте»? И какой максимальный возраст пользователей?

— Дело в том, что мы опираемся на цифры, в том числе Mediascope — это такой единый измеритель всего и вся. А там все пользователи возрастом 55+ попадают в одну категорию. И получается так, что сейчас в российском сегменте интернета самый массовый пользователь — это женщина в возрасте 55+. Но это происходит за счет того, что не хватает сегментации. Мнение о том, что человеку за сорок нечего делать в интернете, мягко говоря, основательно устаревшее.

Пожилое поколение тоже сидит в соцсетях

Что касается того, с какого возраста пользователи «ВКонтакте» регистрируются: разумеется, с четырнадцати, потому что, если пользователю нет полных четырнадцати, он не может зарегистрироваться. Но мы понимаем, что и родители регистрируют, и всё остальное, поэтому последние года два с половиной достаточно активно развиваются проекты противодействия кибербуллингу. У большого проекта не менее большая социальная ответственность, и понятно, что когда ребенок приходит в интернет, он может столкнуться там с разным. И хочется каким-то образом если не оградить, то хотя бы предупредить ребенка, то есть научить правильно воспринимать информацию, понимать, что в интернете могут обмануть, могут нахамить, может еще что-то произойти неприятное. И научить адекватному отношению к этому.

— А кого во «ВКонтакте» больше всего?

— Самая массовая активная аудитория — это 25–35 лет, но это в принципе ядерная аудитория Рунета, те самые миллениалы. Потому что они родились уже в эпоху, когда технологии вошли в жизнь. Они выросли с интернетом и сейчас находятся в той стадии, когда уже начали зарабатывать деньги и хотят всего-всего-всего попробовать. То есть они еще не пресытившиеся.

Почему много отсылок к Рунету? Потому что 73 миллиона пользователей, про которых мы говорим, — это больше половины населения страны.

«Две трети страны сидят в интернете, три четверти из них сидят во "ВКонтакте", поэтому цифры будут коррелировать, порой до степени смешения»

Отсюда и взялась идея того, что человек может выстроить взаимодействие с платформой под себя, индивидуально. Потому что взаимодействие с «ВКонтакте» у четырнадцатилетнего и у пятидесятилетнего пользователя вообще разное. Наша задача сделать так, чтобы каждый пользователь под себя мог собрать то, что именно ему интересно.

У пользователей разных возрастов — разные типы взаимодействия с «ВКонтакте»

— Что в основном интересует людей в 45–50 лет и старше? Какие они сервисы выбирают?

— В целом их по жизни интересует то же самое, что и более молодую аудиторию: развлечения, новости, информация, общение. То, зачем люди в принципе ходят в социальные сети. Есть некий перекос — те же клипы пользователи старших возрастов смотрят меньше. Здесь вопрос даже не в том, что им не нравится, а в том, что это что-то новое и непривычное. Все-таки есть корреляция: чем старше становится человек, тем меньше у него желания что-то новое изучать — на фиг это надо? Поэтому да, перекосы есть, но некие базовые вещи достаточно универсальны для людей, потому что они лежат даже не в плоскости обсуждения интернет-технологий, а в плоскости того, как устроен человек как биологический вид и как устроен его мозг.

Прочтите также интервью с Евгением Гуцалом, сооснователем и генеральным продюсером креативного видеопродакшена Divico. И интервью с директорами екатеринбургского агентства «Восход», которые создают креативную рекламу для брендов со всей страны. А 8 октября в Екатеринбурге в очередной раз пройдет «Ночь пожирателей рекламы», на которой показывают лучшие продающие ролики со всего мира.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
22
Форумы
ТОП 5
Мнение
Жизнь без прописки и график уборки туалета. Эксперт — о главных рисках при покупке апартаментов и долей в квартирах
Анонимное мнение
Мнение
Страшно. Красиво. Как блогер из Екатеринбурга отдыхала в Крыму под звуки выстрелов
Ольга Чиги
блогер
Мнение
«Придется снижать цены»: миллиардер — о том, что ждет рынок недвижимости в 2025 году
Анонимное мнение
Мнение
Джек Воробей на минималках: почему фильм «Огниво» совсем не огонь
Анонимное мнение
Мнение
«Териберка впечатлила меньше всего». Колонка туристки о невероятном путешествии в Мурманскую область
Серафима Путиева
Рекомендуем
Знакомства
Объявления