Попробуйте набрать в поисковике «сообщества для взрослых», и вам выпадут совсем не кружки лепки и шитья. Наберите «кружки для взрослых» — и увидите список возможностей для личного развлечения и развития. Но попробуем сместить фокус внимания: взрослым людям часто нужно не развлечение, развитие или способ провести время. Им нужно сообщество. Место, где завязываются социальные связи.
Далеко не все умеют завязывать общение, а с эпохой дистанта молодежь стала гораздо меньше времени проводить вместе во время учебы. Когда каждый сидит дома за своим компьютером, вряд ли получится присмотреться друг к другу и найти «свою стаю».
Для наглядности представим себе 18-летнего интроверта, «воробушка-социофобушка», не умеющего и побаивающегося общаться, но втайне мечтающего найти друзей. При этом пусть у нашего воображаемого героя нет денег на саморазвитие.
Где ему искать место, в котором он сможет найти друзей?
Конечно, можно выбрать для себя любой досуговый кружок для взрослых (таких мало, но они есть) и там надеяться встретить кого-то близкого по духу. Но может оказаться, что люди-то пришли лепить и рисовать, а не разговаривать.
С социальными видами досуга, вроде танцев, обратная проблема: наш герой — интроверт, просто взять и начать танцевать он стесняется, там же надо общаться.
Или вот другой воображаемый герой. Это женщина средних лет, у нее только что уехали из дома в другой город дети-студенты и не стало родителей. Все прежние точки опоры закончились. Куда пойти ей, если у нее нет никакого запроса на развитие, а есть потребность найти новые смыслы, новое дело, в которое стоит вкладывать силы?
Взрослым людям часто нужно не занятие, а сообщество — место, куда можно приходить и знать, что тебе там будут рады. А занятие найдется. Ради этого ощущения сообщества порой уходят в секты или в горы.
Социальные службы предлагают много клубов для пожилых. Дети и подростки тоже могут выбирать, в том числе из бесплатных кружков и секций. А вот для просто взрослых, как правило, предлагаются разве что платные мастер-классы. Попробуем им помочь. Какие идеи некоммерческих сообществ для взрослых может предложить Екатеринбург?
Все виды туризма
Это отдельный мир, в том числе полный социальных связей. Можно поискать бесплатный клуб, — вот, например, школа водного туризма.
Собаководство
Это еще одна большая вселенная с выставками, поездками, утренними и вечерними встречами на прогулке, развитой инфраструктурой. Стоимость — от бюджетного варианта с собакой из приюта до весьма дорогих (но увлекательных), с поездками на вязки в другие страны.
Ксения, хозяйка керри-блю-терьеров:
— Когда я брала щенка, то не думала, что моя жизнь так сильно поменяется. Занятия дрессировкой, выставки — появился круг единомышленников. География расширилась, я стала много путешествовать с собакой на выставки в Омск, Казань, Москву, Питер. В каждом городе есть такие же увлеченные собаководы, в каждом городе у меня появились друзья. Поддержка и взаимовыручка собачников — на каком-то колоссальном уровне.
Потом Ксения стала учиться стрижке для выставок, съездила в Москву на курсы. Постепенно она начала стричь собак, и теперь к основной работе добавилось хобби, которое дает заработок на те же выставки.
— Всё это кардинально изменило всю мою жизнь. А какие люди появились в ней благодаря собакам! Керри-блю-терьерами занимаются доктора наук, врачи, юристы, люди из разных сфер с разным жизненным опытом, и с ними часто есть о чем поговорить, помимо собак, — рассказывает Ксения. — Но даже без поездок по другим городам, если человек берет собаку, он в любом случае получает в придачу круг общения. Собачники собираются на площадках, складывается своя компания, люди сдруживаются, гуляют вместе.
Помощь другим людям
Например, в «ЛизаАлерт». Это совсем не кружок, но это сообщество, основанное на желании помогать людям. Поиски бывают в городе и за городом (пешеходов-поисковиков везут владельцы автомобилей). Это способ помочь кому-то и познакомиться с по-настоящему хорошими людьми, занятыми делом.
Волонтеры по теме благоустройства города
Например, люди делают экологические тропы в парках. О замечательном сообществе на Чапаева, 1 в саду Нурова мы уже писали: люди в центре города своими силами обустраивают небольшой парк, ухаживают за растениями, делают пирс, смотрят мультики с Алексеем Рыжковым — художником, с любовью рисующим Екатеринбург и т. п.
— Про сад Нурова я узнал почти случайно, потому что живу по соседству, — рассказал Алексей Рыжков. — Люди собрались для того, чтобы защитить старинный купеческий особняк от разрушения и создать около маленький уютный парк. Эти задачи решены пока не окончательно, но в саду Нурова образовалось удивительное сообщество. Здесь царит атмосфера дружелюбия, творчества и открытости, где каждому, кто придет, найдется свое место.
«Даже не знаю, как это выходит. Или здесь собираются лучшие люди, или сад Нурова делает их такими»
В саду не только сажают деревья и выращивают цветы. Здесь проходят разнообразные концерты, кинопоказы, спектакли, поэтические чтения, лекции, мастер-классы и теплое, дружеское общение.
Национальные сообщества
Как правило, они работают для людей своей национальности, но порой можно найти варианты для всех, кто интересуется языком и культурой страны и народа. В Екатеринбурге есть общинные центры у евреев (культурный центр «Менора», молодежный центр «Гилель», еврейское агентство «Сохнут» и другие), поляков, башкиров, удмуртов и других народов. Есть культурные центры в посольствах европейских стран и библиотеках — например, немецкий клуб.
Фитнес и другие виды спорта
Спортом можно заниматься и бесплатно на уличных тренажерах и, если есть деньги, в фитнес-залах. Групповые занятия могут дать не только новую фигуру, но и новый круг общения и даже новую профессию. Так это произошло с Оксаной Косенок.
— Я пришла в фитнес-зал как клиент с желанием похудеть и осталась на многие годы. Сама стала инструктором, начала зарабатывать этим деньги, — рассказывает Оксана. — Тот кайф, который ты получаешь на групповой тренировке, никогда не получишь при индивидуальных занятиях. Я даже в шутку называю себя фитнес-наркоманом. Да, выброс гормонов есть при любых физических нагрузках. Но у групповиков существует понятие «коллективный эгрегор» — это такая огромная коллективная положительная эмоция, которую все подпитывают и одновременно все от нее заряжаются. Собственно, эндорфины — это первое, что ты получаешь. Второе — общение. Простое человеческое общение.
«С некоторыми девочками, с которыми почти 20 лет назад ходила заниматься в зал, я общаюсь до сих пор»
По словам Оксаны, в инструкторском сообществе нет людей, которым не нравится их работа.
— Перестаешь гореть — просто уходишь, — говорит она. — И у нас есть свои профессиональные тусовки. Например, различные обучения, воркшопы, семинары, конвенции. Причем мы ходим туда не только за знаниями. Это как встреча любимых родственников, сообщество у нас в городе не такое уж и большое, реально все друг друга знают. Да что там в городе, мы общаемся с коллегами по всей стране. Многие ездят на мероприятия в другие города, а до пандемии — и в другие страны. И ездят за знаниями, общением и эмоциями, которые ты больше нигде не получишь. Оттанцуешь восемь мастер-классов за день, ноги не двигаются, голова уже ничего не запоминает, но тот эмоциональный заряд, который ты получаешь, вообще ни с чем не сравнить. И потом несу всё это людям, которые приходят ко мне заниматься.
Всё-таки кружки и лекции
Можно попробовать петь в хоре, танцевать социальные танцы, рисовать, исполнять бардовскую песню и так далее. Коллективы можно искать в различных дворцах культуры (например, тут), интересные бесплатные лекции и мастер-классы можно найти в библиотеках. Кстати, вот календарь мероприятий «Белинки».
Почитайте также про сообщество фотографов и актеров, которые устраивают костюмированные съемки-воркшопы на самые разные темы. Есть сообщества по интересам и для пожилых екатеринбуржцев — они занимаются танцами, спортом и кулинарией.