СССР, 4 сентября 1985 года. В далеком уральском городке произошел взрыв реакторов. Радиация с бешеной скоростью захватила город и его жителей. Большинство погибло, но остались выжившие. Назвать их людьми нельзя, ведь каждый из них мутировал в нечто страшное… Нет, это не аннотация к очередному фантастическому роману. Это большой эпичный фотопроект Александра «Ежа» Осипова «Выжившие».
Александр занимается организацией воркшопов с 2014 года. За это время он провел десятки встреч на разные темы: «Пираты Карибского моря», «Звездные войны», «Сталкер» Тарковского, эпоха Средневековья... В этот раз выбор пал на постапокалипсис в Советском Союзе. Площадкой для проекта стала арт-резиденция поселка Черноисточинска в Нижнем Тагиле. Здание совмещает в себе современную и советскую архитектуру и имеет много пространства, в котором организаторы и участники смогли воплотить все свои идеи.
Всего было 30 фотографов и более 50 моделей, среди которых много приглашенных актеров-ролевиков. Стать моделью следующего воркшопа совсем несложно — достаточно просто написать организатору.
— Когда я запускаю рекламу воркшопа, то люди просто пишут: «Мы хотим поучаствовать». Этого достаточно для начала, — объясняет Александр Осипов. — Дальше мы предлагаем им образы, исходя из нашей темы. Затем помогаем эти образы собрать, где что купить или у кого одолжить. Создаем общий чат, где модели уже между собой общаются и обмениваются советами: у кого взять оружие, кровь, одежду…
По словам Александра, у команды нет точного сценария — только тема и несколько запланированных локаций. Большая часть того, что происходит на воркшопе — это чистое творчество. Как будут развиваться события и какие сцены появятся, зависит от актеров, фотографов и их фантазии. В нашем фоторепортаже вы можете увидеть сцены советской свадьбы и жертвоприношения мутанту, ученых, изучающих радиоактивные останки, и оккультистов, совершающих зловещий обряд.
Образы участников продуманы до мелочей, от линз и париков до кровавых ран и оторванных конечностей. Но правдоподобие персонажам придает не только грим, но и вера в происходящие. Один из актеров, Евгений Нигматуллин, считает, что каждый участник должен создать своему персонажу небольшую предысторию и поверить в нее, даже если об этом никто не узнает.
— У твоего героя обязательно должна быть история, чтобы ты не просто стоял истуканом, а действовал, жил этим. Фотографу тоже неинтересно манекен снимать, ему нужен человек с историей, — поделился своим мнением Евгений. — Например, у меня образ номенклатурного работника из райкома партии, приехавшего на место, где произошла катастрофа. Он остался, но при этом как ему выживать? Он мягкий, пухленький. Он прятался, питался объедками, человечиной. Постепенно от этого сошел с ума и мутировал. Иногда он вспоминает, что он человек, и ходит с грозным видом и критикует, что агитация наглядная неправильная, и ест людей, разумеется.
Вся магия воркшопа творится руками тех, кто остается за кадром — фотографами. Одним из первых, кто стал снимать проекты «Ежа» Осипова, стал Павел Ребрук. Поначалу молодые люди просто приглашали друг друга на совместные съемки. Постепенно на этих съемках людей становилось всё больше, и в какой-то момент у Александра начались воркшопы, а у Павла — прогулки с фотографами. Но творческие пути друзей не разошлись, поэтому Павел остается частым гостем фотопроектов.
— Фотография всегда интересна в больших творческих постановках, а для этого всегда требуется большое количество людей, грим, костюмы, реквизит. Можно собрать и одному, но гораздо легче большой командой. Эти люди здесь ради творчества, — считает Павел.
По его словам, подобный опыт будет полезен всем начинающим фотографам. Главное — не бояться импровизировать и не сомневаться в своих силах.
— Можно посмотреть, как работают профессиональные фотографы и повторить какие-то кадры за ними, — говорит Павел Ребрук. — Но гораздо лучше включить эмоции и самому подсказать модели, что сделать. Тогда можно получить ту картинку, которую хочешь именно ты. Основное — не бояться.
Актеры ничего и не боялись. Они выливали на себя искусственную кровь, заковывались в цепи и фотографировались с кусками сырого мяса. Всё ради искусства!
Такой проект не получился бы без большой и дружной команды. Воркшоп состоялся при поддержке туристического кластера «Гора Белая». Большую часть костюмов и аксессуаров предоставил музей советского быта «Сделано в СССР», а с организацией участников помогали актеры инклюзивного театра «Ора».
Александр «Ёж» Осипов
Почему Черноисточинск и арт-резиденция?
— У нас не просто постапокалипсис, а 1985 год в СССР. С этим связана структура зданий. Здесь сочетаются демидовская, советская и современная архитектура. Здесь очень много локаций, которые легко нам подходят. Мы в любом месте можем найти для себя что-то интересное. Если бы была хорошая погода, я думаю, что на улице было бы еще несколько локаций, потому что тут рядом лес, речка и гора. Нам еще «Белая гора» помогает с организацией. Довезли нас всех сюда, а чем больше нам людей помогает, тем меньше мы берем взнос за участие.
Как актёров находите?
— Они сами приходят. Плюс, когда у меня идет реклама воркшопа, то люди начинают писать «мы хотим поучаствовать». Окей. Предлагаем образы. В общем чате они уже сами друг с другом контактируют. Плюс нам музей СССР помогает, мы очень много оттуда взяли. Иван Михеев нам помогает. Все маски и оружие, что здесь есть — это он делает. Костюмами у нас занимается Ольга Чиж. Едой сейчас занимается театр «Шарманка», его главный режиссер Лариса Абашева. Из театра «Ора» здесь есть актеры. С мира по нитке, так сказать. Мы примерно знаем, что у нас будет, и уже в этих локациях начинаем что-то строить.
Какие еще темы были?
— «Пираты Карибского моря», «Звездные войны», Средневековье. Самый первый воркшоп был по шибари — это завязывание веревок на обнаженной модели. «Сталкер» Тарковского снимали один в один через линзу. Были у нас просто театральные проекты, театр «Ора» делал. Мы этих актеров вывезли в Карабаш и работали с ними там. Был у нас цирковой воркшоп-шапито, где из «Ора» много актеров было. Темы разные берём: иногда по фильмам, иногда по эпохе.
Ольга Чиж
— Я отвечаю за антураж, моделей и реквизит. Это мое любимое дело, мое хобби. Это для того, чтобы создать движуху, создать красивые кадры. У нас никто не делает это так массово, с таким большим количеством актеров и с интересным реквизитом. Большинство приглашенных актеров — ролевики. С ними удобно работать, потому что у них всегда найдется нужный реквизит и костюмы, от Средневековья до киберпанка. Собрать их достаточно просто. У нас нет конкретного сценария, мы снимаем локальные сцены.
Настя Машкова, актриса
— Я пришла впервые на воркшопы несколько лет назад. Самый первый назывался «Рваный край». Я попала на него случайно, потому что мой папа доставлял туда дельтапланы и позвал меня. Сначала я была в качестве фотографа, а потом стала моделью. Это мое хобби, вообще я учусь по специальности «Технологии имиджа в индустрии моды и красоты». Эти знания мне очень помогают на воркшопе. Мне нравятся здесь атмосфера и люди.
Данил Веселовский, актёр
— Я пришёл к Ежу несколько лет назад, семь или восемь. Было скучно, хотелось чего-то нового, каких-то новых фотографий. Я достаточно долго искал фотографа, который снимает что-то необычное и интересное. И нашел, кстати, на Е1.RU фотографии Ежа. Мне очень понравилось, как он снял своего маленького сына. Такая атмосферная панковская фотка получилась для мальчика. Мы списались, и это была единственная наша платная съемка — в белой рубашечке в -20 градусов на берегу Белоярского водохранилища. После этого я, разумеется, заболел, и из-за переохлаждения пришлось удалять миндалины. Но можно сказать, что съемка удалась, и мы с Ежом подружились.
После чего я стал у него такой ТФП-моделью (Time for prints — форма сотрудничества фотографа и модели, когда никто никому не платит за работу, взаимозачет. — Прим. ред.). Это довольно хорошее времяпрепровождение. Все съемки были по-своему интересны и даже опасны. Где-то был подвешенный топор над головой, где-то я держу горящий стеклянный аквариум с бензином (и боюсь, что он сейчас взорвется). Это увлекательнее, чем ты просто приходишь в какую-то студию и делаешь типичные фотки. Саша теперь мой друг.
Евгений Нигматуллин, актер
— Меня пригласила Ольга Чиж в качестве актера, а вообще, я участвую во множестве разных костюмированных фотосессий. Просто душа просит красивых костюмов и фотографий в них. Также я участник ролевого движения с 1993 года, а опыт в фотосессиях с 2016 года. Фотографы тут делают что-то невероятное. В любой другой ситуации я бы такого просто не получил. Плюс — это актерский, театральный опыт.
В обычной жизни я работаю в торговой компании, офисный планктон. В основном у меня жизнь: семья — работа, а это хобби помогает вырваться. Это общение, хорошие друзья. Костюм я просто купил на «Авито», потом привел его в состояние согласно придуманному образу.
Павел Ребрук, фотограф
— Я стараюсь воркшопы не пропускать с 2014 года. Сегодня я пришел за компанию, а вообще, это не мой формат. Мне ближе более добрая, милая картинка. Иногда я не фотографирую, а становлюсь моделью. Фотографу периодически нужно себя ощущать себя на месте модели, чтобы понимать, что говорить людям, когда они в кадре. Моя основная работа — это IT, а вечером и в выходные — фотография.
Юрий Уколов, фотограф
— Это психологическая разгрузка. Здесь общаются фотографы, и это один из немногих способов получить удовольствие от общения. Молодой фотограф может здесь увидеть, как снимать жанровые фотографии, он посмотрит, как работают настоящие профессионалы. Много полезного можно вынести из подобных мероприятий. Можно найти друзей, соратников и в последствии можно снимать в тандемах, как мы с Павлом.
Мы уже рассказывали о необычных фотопроектах Александра Осипова: в Березовских Песках он создал мир с чудовищами и тремя Иисусами, а затем в советском антураже показал жизнь чумных докторов во время пандемии.
Рок-фотографам, в том числе и «Ежу», была посвящена книга «Без музыки». Посмотрите подборку необычных фотографий, которые Александр сделал для уральских артистов.