Автор этой колонки Вадим Бадретдинов — штатный юрист портала Е1.RU, он защищает права и интересы издания в судах и спорах. А всё свое свободное время он тратит на чтение книг и каждые выходные знакомит читателей с новинками современной литературы. В сегодняшнем выпуске он рассказывает о романе «Ночной театр» про бескорыстную помощь, несмотря на то, чем она может обернуться.
Поздно ночью на пороге клиники в богом забытой индийской деревушке появляются трое незнакомцев — мужчина, его беременная жена и их малолетний сын. Каждый ранен так серьезно, что по всем законам природы должен быть мертв, а уж никак не ходить и разговаривать. У женщины перерезано горло, у мальчика вспорот живот, у мужчины проткнуто легкое. Хирург, работающий в нищей больнице на пару с аптекарем, недоумевает, как такое возможно.
Но действительно они умерли. Молодая семья возвращалась с ярмарки, когда на них напали бандиты. Их ограбили, а затем изуверски убили, не пожалев ни маленького ребенка, ни беременную женщину. Но в загробном мире семья не смирилась с такой участью. Глава семейства уговорил ангела вернуть их обратно в мир живых. Однако всё оказалось непросто. Условием новой жизни стало обязательство найти хирурга, который смог бы до рассвета зашить их артерии и сосуды, залатать дыры в поврежденных органах, вычистить полость от сгустков крови. Только тогда утром по их венам вновь потечет жизнь. Если условие ангела не будет выполнено, то они вернутся в мир мертвых.
Немного подумав, хирург соглашается помочь мертвецам, вот только в больнице антисанитария (тараканы и муравьи — обычные жители ветхого здания), в ней нет ни яркого света, ни инструментов, ни столь необходимых лекарств, ведь утром (если обещание ангела сбудется) мертвые оживут, а значит, почувствуют боль после операции. Остается одно — делать, что должен, и будь что будет.
Этот небольшой (220 страниц) роман до предела забит религиозными и нравственными вопросами. Что человека ждет после смерти? Что если в загробном мире человеку удастся уговорить ангела вернуться в мир живых? Нужно ли помогать другому, если это приведет к плачевным последствиям для тебя самого? Как ни странно, Викрам Паралкар отвечает на каждый из них. После смерти людей ждет равнина, в которой нет ничего. Если ангел согласится вернуть человека обратно во плоти, то это будет дорого стоить. Помогать другому — нужно, даже во вред себе.
— Если мы им не поможем, они умрут. То есть умрут еще раз: понимайте как хотите. Дело-то не в том, верим мы им или нет. А в том… вышвырнем ли их за порог или все-таки попытаемся что-то сделать, — говорится в книге.
Проблема нравственного выбора, милосердия и сострадания волнует Викрама Паралкара в первую очередь. Главный герой — хирург — на протяжении всего романа вынужден решать (с некоторыми допущениями) «проблему вагонетки». Причем от выбора зависит судьба не только собственная, но и других людей — аптекаря и ее мужа, от чьей помощи хирург с одной стороны отказывается (постоянно повторяя, что они могут уйти, что не обязаны ему помогать), а с другой рад, что те остаются.
Быть одному в такую ночь страшно. Помогая мертвецам, хирург, аптекарь и ее муж ведут опасную игру со сверхъестественными силами, исход которой в действительности невозможно предугадать. Тем более что ожившие призраки умалчивают о некоторых обстоятельствах, способных пошатнуть убежденность живых в человеческой добродетели. Остается только верить.
Планируете прочитать роман «Ночной театр»?
Прочитайте и другие колонки Вадима Бадретдинова — например, о романе Кадзуо Исигуро про андроидов, способных чувствовать и любить, и о гуманитарном нон-фикшене «Чисто британское убийство. Удивительная история национальной одержимости» историка и журналиста Люси Уорсли. Ранее наш колумнист обозревал повесть «Сука» о классической проблеме отцов и детей.