Со дня выхода первого сборника культовой группы «Король и Шут» прошло уже 20 лет. По такому поводу в эту субботу в «Теле-Клубе» «КняZz» выступит с программой, в которой собрали все лучшие песни группы за эти годы.
— Екатеринбург — это один из самых крутых городов нашей страны. Город, в который еще со времен «Короля и Шута» и уже группы «КняZz» мы приезжаем фактически каждый год с большим удовольствием. Здесь очень хорошая публика, и мы всегда рады эту публику видеть, — говорит лидер группы «КняZz» Андрей Князев. — У нас здесь очень много поклонников, которые следят за всем, что мы делаем и что делали раньше. Я всегда люблю смотреть в зал, видя эти приятные екатеринбургские лица. Поэтому буду рад со всеми встретиться снова.
Мы не удержались и собрали подборку воспоминаний екатеринбуржцев о том, как они отрывались на концертах самых популярных панков страны, а также спросили у организаторов концертов «КиШа» в Екатеринбурге, как им работалось с Горшенёвым и командой.
— Как-то концерт был в пятницу в «Доме печати». И очень много людей пришли сразу после работы — в джемперах, рубашках, брюках. А после концерта все было как из миров «Ведьмака» или «Властелина колец»: все в один голос пели любимые треки, устраивали армрестлинг на барном стуле и вообще мало походили на тех, кто пришел в начале шоу, — рассказывает команда Tele-club Group. — А один мужчина пытался пронести с собой на концерт целый мешок еды из супермаркета. Концерт был в 20:00 заявлен, а ему надо было купить продуктов домой, жена попросила. Он был из какого-то близлежащего города, и после концерта купить не получилось бы, магазин закрывался раньше. Обычно охранники даже со своей бутылкой воды не пускают, а тут целый мешок с едой, где всякие крупы, консервы, картошка и так далее.
А теперь волна ностальгии с архивными фото.
Светлана Соколова:
— Всегда была социопаткой, поэтому пойти на концерт или вообще поехать на крупный фестиваль казалось страшным сном. Летом 2013 года я проходила обучение в автошколе на категорию А. На первом же практическом занятии снесла на мотоцикле забор автодрома, получив ожог лодыжки и рычагом переключения передач вырвав кусок мяса из нее. Переломов не было, несколько швов, перевязки и постельный режим.
И вот, блуждая в интернете во время постельного режима, наткнулась на афишу «Рок над Волгой — 2013», и «КиШ» среди участников. Вживую их никогда не слышала, да собственно, и не стремилась. Не знаю, почему мне очень захотелось туда попасть.
Это огромный фестиваль (а я предпочитала слушать музыку в записях и не была ни на одном концерте вообще), в тысяче километров от дома, еще и с больной ногой (швы еще не были сняты). Но, преодолев все сомнения и колебания, оформила билет.
Тогда еще никто не знал, что через месяц фронтмена группы не будет в живых. В общем, фестиваль произвел потрясающее впечатление. Живое выступление «КиШа» — просто вау. После этого фестиваля перестала бояться больших скоплений людей. Охотно езжу на большие и маленькие фестивали. С удовольствием и довольно часто хожу на концерты. Сейчас уже мои дети — фанаты «КиШа». Один играет их песни на гитаре, второй подхватывает на барабанах.
Юлия Быковских:
— Была на концерте «КиШа», к сожалению, всего один раз, но это было просто бомбически. Просто чумовая атмосфера. Еще когда в школе училась, играла в местной рок-группе «Эпилепсия» на флейте и синтезаторе, песни «КиШа» очень часто исполняли.
Помню, был у нас концерт на природе, выступали уже два часа и не думали останавливаться, так как народу была тьма. Когда я поняла, что флейта у меня больше не играет, уже требует чистки, в этот момент наша группа исполняла «Прыгну со скалы», я бросила флейту и тоже запела, наш солист сначала обалдел от неожиданности, зато потом меня еще бэк-вокалисткой сделали. Крутое было время.
Еще интересная история: когда была беременна первым сыном, мне друзья скинули видео, как Масяня рожает, а она там как раз пела песню «КиШа», так себя успокаивала.
«Когда пошла рожать, на весь роддом голосила "Ели мясо мужики". Медперсонал вообще очумел от меня»
Катерина Кондюрина:
— Когда мы с подругой подростками были и фанатели по «КиШу», она просила у мамы в подарок на день рождения диск со свежим альбомом (на тот момент это был «Насрать на мое лицо»). Эта интеллигентнейшая спокойная женщина, за всю жизнь не сказавшая вслух и пары бранных слов, краснея и бледнея, попросила у продавца поискать новый альбом музыкального коллектива «Король и Шут». Когда у нее спросили название, в воздухе повисло молчание, и она, потупив взор, чуть слышно произнесла «Мне… насрали на голову».
Михаил Михаил:
— Лет этак 20 назад был на концерте «Короля и Шута» в цирке. Эпичнее концертов я не видел. По завершении концерта толпа панков утащила из цирка бюст Филатова и бросила в сугроб в Дендропарке. А позднее на одной из мототусовок в городе Пушкино имел неудовольствие познакомиться с Мишей лично. Очень неприятный в плане общения человек был.
Светлана Романчук:
— В Кургане впервые в жизни была на концерте «КиШа». Была молоденькая, зелененькая. Тот концерт не забуду никогда! Такого драйва, единения, энергии я больше не видела ни на одном концерте других исполнителей! Зал пел каждую песню! «КиШ» были неотразимы!
Виталик Черепанов:
—Самая запоминающаяся история с «Королем и Шутом» у меня самая печальная — я с другом собирался на «Нашествие-2013». Первый в жизни концерт «КиШа». К сожалению, не получилось поехать, и мы перенесли поездку на декабрь, на их концерт в Москве. А через пару дней после «Нашествия» Миши (Михаила Горшенёва. — Прим. ред.) не стало.
Екатерина Липцева:
— В 2018 году взяла с собой племяшку десяти лет на концерт. Это был первый концерт в ее жизни. Помню, что уже в зале она вдруг забоялась такой кучи народа и всего этого движения. Мы стояли почти в самом конце зала, и все равно было очень жарко в прямом смысле слова. Несколько раз ходили с ней умываться, думала, как бы от духоты в обморок не грохнулась. Чтобы потом меня ее родители не грохнули. А в 2019-м она уже прыгала вовсю и не боялась, а разгребала локтями. Боюсь, в этом году как бы она в слем не замесилась. Вывод — приучайте детей к правильной музыке с детства. Всем панкам — хой!
Ксения Анохова:
— Вспомнила концерт в Сургуте в 2019 году. Там мы встретили маму с пятилетним сыном, который пел все песни Князя и «КиШа» наизусть и очень хотел получить автограф Андрея. Но музыкант не вышел, и охранник не поддался уговорам пропустить ребенка в гримерку. Ребятеныш расстроился до слез, в итоге мы и еще другие зрители надарили ему разного мерча, с мальчиком половина зала там перефоткалась, он обалдел от такого внимания к себе.
А я как-то на концерте в Тюмени в 2018 году просто залезла на сцену и пошла с группой на поклон. Всё потому, что очень захотелось автограф Князя, я выросла на музыке «КиШ» и не смогла упустить такой момент. И кстати, пилили мы с друзьями на тот концерт с Ханты-Мансийска, почти 700 км.
Ксения Табашникова:
— Взламывала с подружками навесной замок двери, ведущей в технические помещения ДК железнодорожников в Челябинске, чтобы попасть на концерт. Не взломали.
Полина Окулова:
— Раскрутила как-то преподавателей музыки со мной сыграть «Куклу колдуна». Эпичность ситуации в том, что преподаватели — все мастера с консерваторским образованием. И ведь ничего, оценили задумку и согласились. А преподавателя английского вообще с нуля на гитаре научила соляк к этой песне играть. Человек первый раз в руки гитару взял.
Мария Зверева:
— Мужу нравится творчество «КиШа», когда у новорожденной дочки были колики, папа укачивал ее под песню «Один молодой отец в хорошее раннее утро...». Ляля затихала, внимательно слушала, а потом отрубалась.
Галина Ниценкова:
— Мне 13. Я в черной длинной юбке тусуюсь с неформалами. Мой знакомый — фанат «КиШа» — постоянно просил включить их песни на посиделках. А мы и не против были. Знаем эти песни наизусть до сих пор. Летними вечерами брали гитару и на скамейке хором, в многоголосье, пели «Куклу колдуна», «Мертвого анархиста».
«Их песни всегда для нас были сказками, положенными на музыку»
После школы все разлетелись по стране. Я оказалась в Петербурге в 2013 году. Любители рока знают, что это за год. Толпа разношерстных людей стояла около «Юбилейного». Первый раз я видела столько рыдающих парней. Для них был шок — умер любимый вокалист группы. Кто-то заливался алкоголем, кто-то во всю глотку пел песни Миши. Маргиналы и вовсе падали пластом от опьянения.
Дождь шел словно по заказу. Многие даже зонтов не взяли — стояли как мокрые воробьи. Макияж сползал с лиц девчонок — то ли от слез, то ли от явления природы. Очередь проститься выстроилась километровая. Я стояла рядом.
Гроб вынесли — и раздались длительные аплодисменты. Последние для Миши. Его похоронили на Богословском кладбище, недалеко от могилы Цоя. И кончилась сказка для многих фанатов. Шут умер.
На могилу до сих пор приносят шарфы, банданы, кассеты, сигареты и пластинки. Неформальная молодежь приходит с гитарами, чтобы спеть песни «КиШа» рядом с кумиром. Ну, или просто молча покурить.
Александр Бакин:
— В 2002 году «КиШ» давали концерт в Екате, в КОСК «Россия» на ЖБИ. Ну, а так как мы с друзьями были ярыми поклонниками рока и «КиШа» в частности, то не могли пройти мимо этого события. Одна загвоздка — денег на билеты, само собой, не было, нам было по 13–14 лет, да оно и необязательно было, когда рядом с КОСКом была пристройка, с высоты которой открывался чудный вид на основной зал, а звук и так было слышно далеко за пределами.
Ну так вот, вооружившись двумя бутылями портвейна, мы двинули аж с Юго-Запада пешком, изредка проскакивая остановку-другую на трамвае, худо-бедно добрались. Залезли на пристройку, значит, высота там около 4–5 метров, только было прильнули к окнам — в зале уже бесновались и подпевали под «Мертвого анархиста», мы совершенно забыли об окружающем мире, как вдруг сзади кто-то ловко схватил одного из нас за капюшон. Как оказалось, чоповцы просекли эту фишку бесплатного просмотра и сами залезли на пристройку прогонять таких, как мы.
Рванули мы впятером назад, четверо моих друзей спрыгнули, а вот мне пришло в голову спускаться раком по решеткам, в этот момент чоповец хватает меня за куртку — и я повис на высоте аки летучая мышь, в общем, обозвав его всячески, я дернулся в последней надежде и рухнул наземь плашмя. Благо, обошлось без жертв и увечий, отбитая коленка не в счет. Да и было ли тогда горевать о порванной куртке и капюшоне, когда «ослепший старый маг ночью по лесу ходил....».
Золотое время было. Прошло 20 лет без малого, а я бы повторил сейчас то же самое. Да, а еще в этой пристройке была как раз гримерка: Горшок, Князь, Балу и все остальные находились там на расстоянии руки, только за стеклом. Тогда мне это казалось чем-то нереальным, когда твои кумиры буквально в шаге.
Роман Головченко:
— Когда я был школьником, мама попросила, чтобы я съездил с младшим братом и его другом (мелкие они были еще) в магазин за игрой к приставке. В автобусе играла у водителя песня «Мертвый анархист.» Ехал, слушал, думал, что за группа такая, с тех пор она в душе так и засела. Сейчас всей семьей ездим в машине под «Проклятый старый дом» и «Северный флот». Дочке год скоро, когда старше будет, думаем научить ее бабушку с дедушкой встречать словами: «Будь как дома путник, я ни в чем не откажу».
Хорст Малер:
— Песни «Короля и Шута» в компании моих друзей всегда остаются востребованными на любых посиделках вот уже 20 лет. И отсутствие колонок и прочей аппаратуры никогда не является препятствием для того, чтобы спеть любимые песни вживую.
«Песню "Мертвый анархист" мы всегда поем, подменяя на «архивист», так как мы с истфака и часть из нас архивисты»
Ленчик Голуб:
— Самые яркие воспоминания — это когда мы были подростками, собирались группами гулять по заброшенной больничке на Большакова, даже как-то с гидом ходили, он про эту больничку рассказывал. Приходили представители разных субкультур, всегда вели себя хорошо и дружно. Любили выпить (не напиться), пошуметь, покричать, песни попеть, попеть под гитару, но никогда не позволяли себе варварского поведения. В одиночку не ходили, было дело — собирались очень большими группами, на фоне на мобилках играли в основном треки КиШа, иногда «Красной плесени» и т. д.
И вот как-то в один солнечный день собрались крупной группой. Прошли и изучили большую часть больнички. Только спустились на первый этаж, и кто-то из своих дал знак: «Шухер, менты!» Тогда милиция приезжала иногда к этой больничке к главному входу на уазике с пазиком, чтобы забирать оттуда всех, кто на глаза попадется. Иногда просто ППС мимо проходила и осматривала. Видимо, кто-то сообщил в милицию.
И все понеслись оттуда с противоположной стороны здания. В основном все выпрыгивали из окон первого этажа, и я в том числе, кто был рядом с запасным входом — выбегали оттуда. И все кинулись врассыпную. В тот момент мимо кто-то проходил, уже не помню кто, вот они офигели, когда из окон подростки начали выскакивать.
«У меня сыну пять лет, в машине всегда просит включить «Король и Шут». Искренне радуюсь, что современные дети не все любят только Моргенштерна»
Антон Сырин:
— Фанат с 15 лет, с альбома «Герои и злодеи». Был на концерте в 2002 году поздней осенью по случаю выхода альбома «Жаль, нет ружья». Ходил со старым кнопочным кассетным плеером на батарейках. Учился на первом курсе института и спонтанно попал на этот концерт. Было столько драйва, живой звук. Сейчас можно найти песни хоть где, а кассеты до сих пор лежат живые, как память.
Екатерина Коротаева:
— «Король и Шут» — это мое студенчество, была раза три на их концерте. Пол-общаги ходило. Одежду выжимать пришлось.
А вы фанатели от группы «Король и Шут»?
Мы также публиковали похожую подборку с историями уральских фанатов группы Lumen. А куда, помимо концерта с хитами «КиШа», еще можно сходить в эти выходные, читайте в нашем обзоре.