Автор этой колонки Вадим Бадретдинов — штатный юрист портала Е1.RU, он защищает права и интересы издания в судах и спорах. А все свое свободное время он тратит на чтение книг и каждые выходные знакомит читателей с новинками современной литературы. В сегодняшнем выпуске он рассказывает о небольшой повести Пилар Кинтаны «Сука». Эта книга о классической проблеме отцов и детей.
Пилар Кинтана — колумбийская писательница, чью небольшую повесть в сто двадцать страниц «Сука» можно сравнить с рассказом Габриэля Гарсиа Маркеса «Очень старый человек с огромными крыльями» и повестью Саманты Швеблин «Дистанция спасения». И если с «Очень старым человеком…» повесть Кинтаны роднит скорее стилистика, то с «Дистанцией спасения» — тема материнства.
Дамарис и Рохелио живут в небольшом прибрежном поселке в Колумбии. Она ухаживает за чужими домами, он рыбачит в море. Их жизнь бедна и однообразна. За несколько лет брака, несмотря на жгучее желание и многолетние попытки, завести ребенка им так и не удалось. Казалось бы, общая боль должна объединить супругов, но в конечном счете приводит к опустошению.
Отчаявшись иметь ребенка, Дамарис решает приютить щенка — суку по кличке Чирли. Сквозь иллюстрацию отношений героини и собаки Кинтата довольно очевидным, но ярким образом описывает материнскую любовь, которая приводит к трагичным последствиям. Дамарис относится к Чирли не просто как к собаке, но существу безусловно любимому. Поэтому ее и без того хрупкий психологический мир гибнет в момент, когда собака не слушается, сбегает, вынуждая Дамарис, проклиная, искать ее неделями в джунглях.
Чирли не только не соответствует ожиданиям хозяйки. Она ее предает. Это несоответствие между самопожертвованием ради другого и отсутствием равной по силе реакции становится предметом анализа Кинтаны. Приблизительно в середине повести читателю приходится встряхивать себя и напоминать, что, вообще-то, Чирли — собака, что ее жизнь устроена несколько иначе, чем человеческая. Но Дамарис упорно наделяет ее качествами, которым Чирли в действительности не соответствует. Она ожидает от нее поведения, на которое собака не способна.
Используя героев в качестве метафоры межличностных отношений, отношений, в которых есть сильный и слабый, Кинтана напоминает, что между родителем и ребенком происходит подобное, что родители забывают о границах их детей, нарушение которых приводит лишь к боли и одиночеству.
Классическая проблема отцов и детей находит отражение в повести «Сука» в довольно болезненной форме. Кинтана не упускает возможности побеспокоить ту рану, что ею же и была нанесена читателю. Она не боится вызвать у него чувство безысходности, страха и неловкости. Но авторский замысел оправдывает подачу. В конце концов, мы все дети своих родителей. Пройти сквозь этот плотный текст без эмоциональной вовлеченности абсолютно невозможно.
Планируете прочитать роман «Сука»?
Прочитайте и другие колонки Вадима Бадретдинова — например, о романе Кадзуо Исигуро про андроидов, способных чувствовать и любить, и о гуманитарном нон-фикшене «Чисто британское убийство. Удивительная история национальной одержимости» историка и журналиста Люси Уорсли.