У екатеринбурженки Елены Малафеевой есть необычное и опасное увлечение — она снимает вблизи ядовитых змей, фотографирует под водой амфибий. Для этого она освоила дайвинг. Однажды во время съемки девушку укусила гадюка, но это ее не испугало.
— Я люблю Урал. Но обычные пейзажи мне показались пресными — всё перефотографировано со всех сторон. А уральские водоемы не отсняты совсем, эта ниша свободна, я с фотоаппаратом в уральских водах первая. Амфибии и рыбы помогают создать историю в водном кадре, — рассказала Е1.RU Елена Малафеева.
Все кадры она продумывает заранее. Когда она впервые решила сфотографировать змею, в течение месяца смотрела документальные фильмы про рептилий и читала книжки, узнавала их повадки.
— С первой попытки сделать кадр не всегда получается — надо подгадать с погодой, подкараулить рептилию и не напугать ее. Найдя животное и увидев среду его обитания, я прикидываю, как тут ходит солнце, высматриваю, что есть интересного — камни, мох, скалы, реку, что из этого можно взять в кадр. Потом дожидаюсь нужной погоды и отправляюсь на съемку столько раз, сколько нужно для удачного кадра, — поделилась Елена.
Маскироваться перед рептилиями не нужно, достаточно не создавать вибраций, не делать резких движений. Но однажды фотограф подошла слишком близко к серой гадюке, и она ее укусила.
— Гадюки очень грациозны и не спешат удирать, если не проявлять по отношению к ним агрессию. Я встретила змею, сидящую на красивых камнях. Сделала несколько снимков издалека и стала подбираться ближе, потому что наиболее эффектными получаются кадры, сделанные на широкоугольный объектив, с близкого расстояния. Видимо, съемка с расстояния 10–15 см змее показалась агрессивно близкой, и она укусила меня сквозь толстые краги. Для здорового человека среднего возраста это неопасно, хотя очень неприятно. Я отделалась 3-дневным отеком руки, — рассказала Елена.
Чтобы не ограничивать себя съемкой на мелководье, девушка занялась дайвингом.
— Поэтому на моих кадрах не только животный мир, но и дайверский. Подводной съемке я училась у Егора Никифорова, а дайвингом занимаюсь в екатеринбургском центре «Тритон». Снимаю полнокадровой камерой Canon 6D в подводном боксе Ikelite, — объяснила фотограф.
По словам Елены Малафеевой, сложнее всего снимать тритонов и углозубов.
— Весной, после стаивания снега, амфибии мигрируют к водоемам для нереста и находятся в воде до середины-конца мая. И вот в апреле прошлого года я отправилась в болото в Шарташский лесопарк, — вспоминает Елена. — И тритоны, и углозубы очень пугливые, к тому же маленькие, хорошо, если встретится особь 10 сантиметров в длину. Я ходила в это болото почти два месяца все солнечные дни, в режимное время — на рассвет перед работой или на закат после работы. Когда я поняла, как их снимать и приманивать, нерест уже закончился, животные вышли из воды на сушу, и мне удалось сфотографировать только головастика лягушки.
Зато в этом году у Елены получилось снять краснокнижных гребенчатых тритонов и углозуба с кладкой икры.
Снимки екатеринбурженки публикуются на интернет-площадках NatGeo, Canon, Padi, экспонируются на российских фестивалях живой природы.
— Мой фотографический путь в этом направлении только начинается, поэтому экспертом себя считать не могу. Конечно, техническое качество должно быть на высоте, а постобработка — минимальной и соответствовать действительности. Но скажу наверняка, что интересны любому зрителю не просто портреты животного крупным планом, а истории — животное в среде обитания, вписанное в подводный или сухопутный ландшафт, — рассказала она.
А несколько лет назад мы рассказывали о пенсионерке из Екатеринбурга Наталье Розовой, которая фотографирует уральских птиц. В ее коллекции десятки снимков пернатых, которых многие видели разве что на картинках или слышали названия, а как выглядят эти птицы, и не представляют.
Как рассказала Е1.RU Наталья, ее «орнитологическая любовь» началась несколько лет назад с незнакомой птички. Увидела ее в парке, под рукой была «мыльница», «щелкнула» птицу, но кадр получился плохой — дальности объектива не хватило. Потом она купила «зеркалку», и понеслось. На фотоохоту она выходит рано утром, часов в 7. Обязательно идет одна, иначе птицы к себе не подпустят. Раньше Наталья увлекалась скандинавской ходьбой, но это хобби не выдержало конкуренции с фотографией.