Наш книжный обозреватель Вадим Бадретдинов каждую неделю рекомендует книги, которые стоит прочесть. В сегодняшнем выпуске он рассказывает о гуманитарном нон-фикшене «Чисто британское убийство. Удивительная история национальной одержимости» историка и журналиста Люси Уорсли. Публикуем рецензию на книгу о том, как убийство стало частью культурного кода британцев.
Мы слабо представляем себе устройство правоохранительной системы в викторианской Англии. Кажется, что как минимум такое преступление, как убийство расследовалось примерно так же, как и сейчас, разве что с поправкой на технологичность. Но два столетия назад всё обстояло несколько иначе. Расследованиями преступлений стали заниматься только в 1842 году, и это было слабо похоже на сегодняшнюю систему цивилизованных стран. Например, чтобы оказаться на плахе, достаточно было просто иметь плохую репутацию, о которой не забудут сказать милые соседи. Как собирать и анализировать доказательства, долгое время тоже не понимали. Нередко место преступления было открыто для толпы зевак, мечтавших стащить сувенир в виде орудия убийства, валявшегося где-то рядом с кровавым пятном.
Одержимость британцев темой убийства достигла таких масштабов, что стала настоящей удачей для коммерсантов. В 1828 году Ульям Кордер убил свою любовницу Марию Мартен. История любви, предательства и убийства в Красном амбаре (названная так по месту преступления) приобрела романтический оттенок, в связи с чем толпы людей приходили в Красный амбар, чтобы стащить оттуда сувенир, например, доску или камень. Именно из такой добычи изготавливали всякую мелочь вроде нюхательной табакерки, до сих пор хранящейся в музее. Местные умельцы также делали и продавали фигурки Мартен и Кордера. (Примечательно, что такие сувениры стали, помимо иллюстрации событий, еще и частью развития представлений небогатых людей о доме как о месте не только функциональном, но и красивом.) Тысячи людей, пришедших на казнь Кордера, скупали новостные листки с публикацией якобы «последнего признания Кордера», сделанного им в вечер перед казнью (действительность которого легко оспорить).
«Наибольшую ценность представляли предметы самого устрашающего свойства — изготовленные из тела убийцы. Одним из самых эффектных и впечатляющих экспонатов музея Мойзес-Холл считается знаменитая "кожаная книга". Этот фолиант, написанный журналистом The Times, посвящен жизни и смерти Уильяма Кордера. Выглядит он, как обычная книга, но, раскрыв ее и прочитав примечание на обороте переплета, вы узнаете, что кожаный переплет книги — это "кожа убийцы", снятая с трупа и выделанная и выкрашенная одним из мастеров сразу же после прилюдно проведенного вскрытия», — говорится книге.
Но, несмотря на явный интерес писательницы к описанию нравов, эта часть скорее необходима как вводная для погружения в обыденность викторианской Англии. Куда выразительнее и подробнее она прослеживает, как интерес общества к теме расследования преступлений стал неотъемлемой частью британской культуры. Дороти Сэйерс, Агата Кристи, Артур Конан Дойль, Уилки Коллинз. Все они — знаменитые британские писатели, авторы романов, в которых убийцы и сыщики являются центральными персонажами. Без них представить себе детектив как жанр довольно сложно.
Планируете прочесть «Чисто британское убийство»?
Прочитайте и другие колонки Вадима Бадретдинова. Например, о том, стоит ли читать роман «Институт» Стивена Кинга. Или о романе Кейт Элизабет Расселл «Моя темная Ванесса», который был издан в 2018 году и стал по-настоящему важным литературным событием во всем мире.
Ранее мы публиковали 7 рецензий от Вадима, каждая уместилась в 1 предложение. Посмотрите также подборку книг, которые помогут вам посмотреть на Вторую мировую так, как вы еще никогда на нее не смотрели.