Наш книжный обозреватель Вадим Бадретдинов каждую неделю рекомендует книги, которые стоит прочесть. В сегодняшнем выпуске он рассказывает о романе Мэтт Хейг «Полночная библиотека», героиня которого оказывается между жизнью и смертью. Публикуем рецензию.
Норе Сид тридцать пять лет, и она решает, что пора умереть. Проведя нехитрые манипуляции со своим организмом, Нора уходит в мир иной. Не представляя себе жизнь после смерти в принципе, Нора попадает не в рай и не в ад, а в совсем уж неожиданное место — Полночную библиотеку.
Место между жизнью и смертью, где бесконечное множество книг на полках — это варианты ее судьбы, ее жизней. И теперь ей представлена уникальная (но уникальная ли?) возможность эти жизни прожить и выбрать ту, в которой она была бы счастлива по-настоящему. Так она становится рок-звездой, а затем матерью и женой владельца бара, а потом олимпийской чемпионкой, выступающей за баснословные деньги на мотивирующих лекциях, а потом гляциологом и бог знает кем еще. Попав в мир, жизнью в котором она будет довольна, Нора сможет в нем остаться.
Не сложно догадаться, что причиной столь тяжелого решения Норы Сид стала если не депрессия в ее клиническом понимании, то некоторое депрессивное состояние, справиться с которым Норе иначе было сложно. Для Хейга проблема психологических расстройств представляет личный интерес. Много лет назад он сам хотел совершить самоубийством, его мать страдала послеродовой депрессией, покончила с собой бабушка. Хейгу удалось справиться с депрессией. «Полночная библиотека» — это, если хотите, рассказ человека о том, как жизнь сложна и многообразна, и в этом многообразии прекрасна.
Почти что весь роман представляет цепочку возможных сюжетов жизни Норы. Что было бы если. Поэтому обойтись без сослагательного наклонения при его описании сложно. Но Мэтт Хейг на самом деле обращается к читателю, задает ему вопросы, на которые ответить невозможно. Что бы изменилось в вашей жизни, если бы когда-то вы приняли другое решение? Что, если бы вы согласились на предложение? Что, если бы уехали в Австралию?
Но, невидимо, общаясь с читателем, Хейг не забывает и о своей героине. Попытка объяснить жизнь Норы сквозь череду событий из разных вселенных в большей степени напоминает психотерапию, когда до глубины душевной проблемы добираться приходится непривычными, но логичными путями. Хейг неустанно напоминает, что депрессия и сожаление идут рука об руку.
«Именно сожаление вынуждает нас съеживаться, вянуть и чувствовать себя худшим из врагов самим себе и другим людям»
Рассказывая историю, Хейг не распыляется и концентрируется на Норе. Все прочие персонажи не более чем фантомы. Они напоминают не живых людей, а фигурки в книжке-игрушке: плоские, скучные, но по-своему симпатичные. Такой прием не кажется случайным. Хейг умело направляет читателя к Норе, к ее трансформации сознания от желания умереть до желания жить. Отсюда в романе рождается некоторая сентиментальность, что, впрочем, не мешает тексту и его не портит, а скорее существует где-то рядом, фоном создавая светлое настроение.
Планируете прочесть «Полночную библиотеку»?
Прочитайте и другие колонки Вадима Бадретдинова. Например, о том,
стоит ли читать роман «Институт» Стивена Кинга. Или о романе Кейт Элизабет Расселл «Моя темная Ванесса», который был издан в 2018 году и стал по-настоящему важным литературным событием во всем мире.
Ранее мы публиковали 7 рецензий от Вадима, каждая уместилась в одно предложение. Посмотрите также подборку книг, которые помогут вам посмотреть на Вторую мировую так, как вы еще никогда на нее не смотрели.