Этой зимой на Netflix вышел сериал «Бриджертоны» — костюмная драма о британском семействе эпохи Регентства. С эротикой и многонациональным актерским составом: британских дворян играют в том числе темнокожие актеры.
И на Западе, и в России сериал раскритиковали за излишнюю политкорректность. Российская писательница Татьяна Толстая написала пост в Facebook, где обвинила создателей «Бриджертонов» в исторической недостоверности, больше всего ее возмутило большое количество темнокожих актеров. Пиар-менеджер Ресурсного центра для ЛГБТ в Екатеринбурге Алла Чикинда подробно ответила на эту критику в своём телеграм-канале.
Разнообразие в кино и сериалах сейчас кажется чем-то обычным, а ведь еще лет 30 назад все главные и большинство второстепенных персонажей были белыми и преимущественно мужчинами. В наши дни мало кого можно удивить героями с разным цветом кожи и физическими возможностями в историях, которые мы видим на экране. Однако есть небольшое но: мы привыкли к таким персонажам в современной обстановке или в прекрасном мире будущего. А если речь идет об историческом контексте или об историях, знакомых нам с детства, ситуация совсем другая.
В начале января соцсети взорвала волна возмущения, вызванная сериалом «Бриджертоны». «Как можно, — писали люди разного возраста и статуса, — брать чернокожих актеров на роль аристократов в сериал об эпохе Регентства в Англии? Это же противоречит исторической действительности!»
Незадолго до этого негативные комментарии были вызваны фильмом «Питер Пэн и Алиса в стране чудес», где заглавных героев играли чернокожие актеры. Ведь в классических произведениях Кэрролла и Барри они белые, поэтому подобный каст возмутителен!
А потом был набравший большую популярность в англоязычном твиттере флешмоб #NotMyAriel. Когда студия «Дисней» объявила, что в новом игровом фильме про русалочку на роль Ариэль выбрали актрису с темным цветом кожи.
«Люди по всему миру негодовали и говорили, что студия зашла слишком далеко в своей политкорректности»
Я не буду пытаться объяснять, почему подобная реакция неправильна. Я, скорее, хочу поговорить о том, почему я считаю репрезентацию важной и почему она на самом деле никак не мешает восприятию.
Начну с истории, которая изменила мой взгляд на этот вопрос. Я очень люблю проект TheatreHD, который позволяет смотреть трансляции и записи из разных театров мира на экране кинотеатров. Одним из первых спектаклей, которые я увидела, был «Франкенштейн». И там отца Виктора играл чернокожий актер.
Я отметила для себя этот факт, но он не оказал абсолютно никакого влияния на мои впечатления от просмотренного. А моя подруга с историческим образованием после просмотра говорила мне, что как же так, зачем они так сделали, не мог быть человек его статуса в Швейцарии XIX века чернокожим. Я ей говорила: «Но это же театр». Она ответила, что ее внутренний историк категорически не согласен.
После этого я видела много других постановок из британских театров, и в каждой из них были актеры разного этнического происхождения, хоть в пьесах Шекспира, хоть в современных. Другая моя знакомая отказалась, например, идти на «Ромео и Джульетту», потому что роль Ромео в этой постановке досталась чернокожему актеру
«Если актер-англичанин может играть роль, скажем, итальянца, то почему тогда чернокожий актер не может играть белого персонажа?»
Ведь театр — это сплошная условность. Странно принимать одни правила игры, но отвергать другие.
Конечно, кино не театр. И мы привыкли, что кино гораздо реалистичнее показывает жизнь, и поэтому мы не готовы прощать ему условности, которые принимаем в театре. Но, позвольте, почему мы верим в чужого, который вылезает из живота Сигурни Уивер?
«Почему мы верим в суперспособности Людей Икс, но не можем поверить в чернокожую Алису или графа Орлова с индийскими корнями?»
Задача актера — сыграть так, что мы забудем, что это актер. Мы должны видеть персонажа, а не того, кто его воплощает. И если кто-то не может это сделать, если для кого-то цвет кожи или физические возможности актера важнее, чем исполняемая им роль, то претензии должны быть точно не к актеру.
Вспомните, как вы были детьми и взахлеб читали сказки и разные другие истории, представляли себя на месте тех или иных персонажей. Как вы потом смотрели фильмы и воображали себя там, в этих декорациях, рядом с отважными героями и искателями приключений.
«Представьте, каково детям с небелым цветом кожи или с ограниченными возможностями здоровья читать те же книжки и смотреть те же фильмы»
В классических сказках нет ни одного небелого главного персонажа. Представители этнических меньшинств обычно выступают в роли слуг. А все герои с нестандартной внешностью — злодеи или изгои (вспомним хотя бы Квазимодо). Дети не могут найти себя в этих историях. Где им брать пример, искать вдохновение, если они из раза в раз видят, что похожие на них персонажи призваны служить белым людям со «стандартной» внешностью либо вступать с ними в конфронтации, чтобы быть поверженными?
В современных историях тоже не сказать, чтобы много репрезентации. Первая в истории студии «Дисней» принцесса с темной кожей появилась в 2009 году (мультфильм «Принцесса и лягушка»), и этот фильм был не таким кассовым, как остальные. Потому что обществу не нужна была чернокожая принцесса. А что насчет тысяч девочек разного этнического происхождения, которые живут в западных странах? Я думаю, они были очень рады увидеть принцессу, которая похожа на них. И они будут точно так же рады чернокожей Алисе или Ариэль, которые играют главные роли в мире белых людей.
Взрослым тоже важно видеть персонажей, похожих на них, в главных (или значимых) ролях. К сожалению, в нашем мире до сих пор процветает дискриминация по расовой принадлежности и национальному признаку, многие города до сих пор неинклюзивны для маломобильных граждан, а нейроотличных детей до сих пор отправляют в специальные классы.
В пабликах про кино и музыку артистов до сих пор оценивают в первую очередь по внешнему виду, а уж потом обсуждают талант. Помню много критики, например, по отношению к Адель в самом начале ее карьеры и помню хвалебные комментарии, «когда она наконец похудела». Важно через поп-культуру показывать, что люди бывают разные, тела бывают разные и цвет кожи тоже может быть разный, как и физические и ментальные возможности.
«Всё это разнообразие — абсолютно нормально. Мы не живем в стерильном мире идеальных людей»
Напоследок вспомню историю одной знакомой активистки, которая проводит встречи для людей с инвалидностью в нашем центре. На одной из них она рассказала, что плакала, когда увидела «Стражей галактики». Потому что там она увидела персонажа, с историей которого смогла себя соотнести. Впервые в своей жизни в супергеройском кино она увидела кого-то, кто похож на нее.
Разнообразие не имеет целью разозлить наиболее привилегированную часть населения. Оно нужно для того, чтобы менее представленные группы смогли тоже почувствовать себя частью общества.
Согласны с автором?
В марте студия «Свердловск» уральцев Сергея Светлакова и Александра Незлобина выпустила свой первый сериал. Возрастной ценз сериала подняли до 49+, выясняем, кому его точно стоит посмотреть.
Если вы фанат сериалов, то точно слышали про эти 11. Они прогремели на весь мир в 2020 году и скрасят любой выходной день.