Наш самый начитанный обозреватель Вадим Бадретдинов каждую неделю рекомендует книги, которые стоит прочесть. В сегодняшнем выпуске он рассказывает о новом романе Гузель Яхиной. Кому и почему его стоит прочитать — в этой колонке.
12 марта в издательстве «Редакция Елены Шубиной» вышел новый, по счету третий роман Гузель Яхиной «Эшелон на Самарканд». Но широкой публике о работе писательницы стало известно несколько раньше, и всё благодаря Григорию Циденкову — историку, обвинившему Яхину в плагиате и искажении исторических фактов. За день до официального выхода книги Циденков заявил, что Яхина якобы переписала статьи из его блога в «Живом Журнале». Всё бы ничего, но роман Циденков не читал, что снимает множество вопросов к его позиции. Впрочем, Гузель Яхиной не привыкать. Став одним из самых читаемых писателей в России, Яхина обрела пул ненавистников (чего стоит скандал вокруг дебютного романа «Зулейха открывает глаза»), что не имеет отношения к ее литературному таланту.
В этот раз в качестве предмета своего исследования Яхина взялась за тему болезненную и важную, но бесконечно от нас далекую — тему голода в Поволжье в двадцатые годы прошлого века. Тогда, чтобы спасти детей от голодной смерти и обеспечить им хоть какое-то качество жизни, их вывозили эшелонами в Туркестан, где было относительно сытно. «Эшелон на Самарканд» — это история эвакуации пятисот детей из приемников Казани в Самарканд. Начальником эвакуационного поезда назначен молодой и эмоциональный фронтовик Деев, а сопровождать его направили комиссара из Деткомиссии Белую, которую, на первый взгляд, можно посчитать излишне строгой и даже бесчувственной. Набрав в команду фельдшера, повара и нескольких сестер для ухода за беспризорниками, они направляются в чужой край.
«Там солнце жаркое, дожди ласковые. Там хлеб и рис. Там чудо-ягода виноград, от нее кровь быстрей бежит и румянец на щеках расцветает»
Путь этот далек и тернист. Самонадеянный Деев берет в дорогу не только здоровых детей, которые имеют все шансы на спасение, но и больных, лежачих, чему Белая противится. Они просто не доедут, но отнимут ресурсы, которых и без того мало.
— Это логика выживания, Деев! Жестокая, но логика: помогать сначала тем, кого еще можно спасти.
— Их всех — можно!
Авантюризм Деева приводит еще и к тому, что поезд едет в Самарканд без запасов еды, что немыслимо!
Работая над книгой, Яхина обращалась к трудам историков, советских работников, мемуарам, архивным материалам. То есть это большая и осмысленная работа, основанная на реальных исторических фактах. Но относиться к роману как к хронике голодного времени нельзя. Во-первых, невооруженным взглядом читатель способен заметить допущения, необходимые для складного повествования. Во-вторых, всё-таки это художественный текст, а не попытка рассказать, как оно было в действительности.
Отсюда и возникает главный недостаток романа. Бывают книги, которые представляют собой не более чем классную историю (как, например, роман Арсена Ревазова «Одиночество-12» или «Институт» Стивена Кинга). Бывают те, что содержат некоторое авторское высказывание. Роман «Эшелон на Самарканд», казалось бы, относится ко второй категории. Однако вычленить идею Яхиной и сформулировать ее достаточно сложно. Представляется, что писательница забыла, о чем хотела рассказать. Как итог — роман больше напоминает сборник рассказов о судьбах отдельных людей, объединенный лишь временем, но не идеей. Кроме того, избыток текста явно не пошел роману на пользу. Излишнее описание быта, перечисление имен детей на четырех страницах лишь утомляет, но не добавляет глубины и объема. Кажется, что Яхиной не хватило решимости рассказать о голоде без приукрашивания. Вера в добродетель победила реальность.
Почитайте также рецензии на роман Стивена Кинга «Институт» и на книгу о том, как люди едят людей.
Хотели бы прочитать эту книгу?