Организаторы концертов в Екатеринбурге обратились к губернатору с просьбой смягчить правила проведения массовых мероприятий. В первую очередь речь идет о снятии запретов на танцполы.
Особенно остро этот вопрос встал после того, как накануне в «Сима-ленде» устроили тусовку вопреки всем установленным правилам. Причем среди участников этого вечера, где не соблюдалась ни дистанция, ни запрет на работу танцполов, был и сам губернатор.
В своем обращении команда одного из крупнейших представителей отрасли Tele-Club Group («Теле-Клуб», «Фабрика», «Бар Ц») называет запрет на работу танцполов избыточным, учитывая снижение заболеваемости, рост числа переболевших и вакцинированных, а также обеззараживание площадок после прошедших на них мероприятий.
Они просят внести изменения в действующий указ и оставить такую формулировку:
«Установить, что на территории Свердловской области в соответствии с требованиями и рекомендациями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека допускается проведение мероприятий, при условии, что количество посетителей не превышает 75% от вместимости зала, включая танцевальный партер и фан-зону».
Организаторы концертов также указывают на противоречие в требовании соблюдать социальную дистанцию при возросшей допустимой заполняемости в тех же самых помещениях.
— Экономика наших предприятий предполагает работу всех площадок с учетом танцпола — только в этом случае проведение концертов имеет экономический смысл, — подчеркивают в Tele-Club Group. — Сегодняшняя 75%-я заполняемость площадок на практике предполагает сокращенное социальное дистанцирование. По нашим наблюдениям, дистанция между зрителями теперь практически такая же, как на танцполе. Мы не понимаем, чем отличаемся от заведений общепита, снятие ограничений с которых позволило им сохранить рабочие места и начать работать в полную силу.
«Мы точно так же не понимаем, чем отличается наш танцпол от танцпола любого бара или ресторана, где каждые выходные собираются люди без ограничений»
Если площадкам разрешат открыть танцполы, они обещают делить танцпол на зоны с ограниченным количеством людей в них, разделять потоки на входе и выходе, создать программу лояльности для людей с прививочным сертификатом, чтобы мотивировать людей вакцинироваться, а также следить за масочным режимом.
Публикуем также подборку мнений представителей ивент-индустрии, которые не могут вернуться к нормальной работе.
Кирилл Турицын, директор компании «Легенда Промоушн»:
— Даже комментировать это [праздник в «Сима-ленде»] не хочется. Ты ничего тут не сделаешь. Им хорошо, а концертной индустрии вообще никак не помогает ни правительство области, ни правительство страны. Мы работаем с ограничением заполняемости в 75%, с самоизоляцией для пенсионеров — то есть возрастные концерты мы не можем проводить.
Послабление с заполняемостью до 75% уже дало возможность получать хоть какие-то средства, но народ все равно предпочитает сидеть дома. Такое ощущение, что пока люди идут только на какие-то первоочередные концерты. «Хор Турецкого», например, их народ любит, на них идут. А если это какой-то не самый известный спектакль, то на него уже вряд ли пойдут.
«Сейчас главное — вернуть людям привычку ходить на концерты»
Проекты, которые идут по стране, где-то хорошо принимают, где-то очень плохо. Но целом ситуация не радужная. Если раньше можно было какую-то аналитику проводить, почему на этот концерт идут, а на тот — нет, то сейчас я не могу это сделать.
В Сибири в основном везде уже 100-процентная посадка разрешена. Надеюсь, к майским праздникам и нам разрешат и полную посадку, и танцпол.
Виолетта Воробьева, директор по маркетингу федерального билетного оператора Kassy.ru:
— Я работаю с культурно-массовыми мероприятиями по всей России, везде ситуация разная. Но могу сказать одно: иногда выбор ограничительных мер больше походит на какую-то злую шутку. Мы все всё понимаем, однако ужесточения коснулись почему-то только одной сферы, так не должно быть. Я очень часто летаю на самолетах, и там нет понятия «социальная дистанция». Мы все плотно сидим друг к другу, снимаем маски, когда пьем или едим. А про московское метро в час пик даже рассказывать не буду, туда, видимо, вирус сам боится заходить, впрочем, как и на различные религиозные служения.
Организаторы делают все, чтобы концерты, которые и так переносились несколько раз, все-таки дошли до потребителя: устанавливают дорогие рециркуляторы воздуха, нанимают спецслужбу для тотальной дезинфекции помещения, обеспечивают масочный и перчаточный режим и т. д. Такого даже в некоторых поликлиниках нет.
Я не вижу смысла в таких мерах, считаю, что гораздо эффективнее обеспечить всех медикаментами, масками, объяснить о необходимости прививаться, сделать бесплатными ПЦР-тесты или хотя бы доступными, а не три тысячи рублей за каждый. Вот это больше походит на реальную помощь населению в борьбе за здоровье.
«Некоторые мероприятия просто не могут проходить без танцпола. Это все равно что в музее посадить человека в центре зала и сказать: "Смотри отсюда"»
Действующий запрет на танцпол продолжает провоцировать переносы концертов, подрывать местную экономику и увеличивает риск банкротства малого бизнеса.
Екатерина Махнёва, директор ивент-агентства Makhnevaevent:
— Екатеринбург — город современности. У нас множество университетов, техникумов и других образовательных учреждений. И огромное количество молодежи посещает концерты!
Во многих регионах уже разрешены танцполы, но, к сожалению, не у нас. Мы планируем проводить большое количество мероприятий для молодежи на площадке «Теле-Клуба», которая отвечает всем требованиям безопасности! К нашему сожалению, при текущей ситуации очень сложно проводить мероприятия для молодежи в сидячем зале. Это, во-первых, экономически невыгодно, а во-вторых, молодежь хочет танцевать и отрываться под любимых исполнителей.
Мы изо всех сил стараемся сделать город современным и проводить порой даже убыточные мероприятия. Очень хочется, чтобы нас услышали и разрешили танцполы с соблюдением всех мер безопасности, которые мы гарантируем.
Дарина Романова, исполнительный директор Tele-Club Group:
— В городе проводятся концерты разных форматов для разной аудитории. Зрительные залы с сидячей рассадкой открыты на 75% — соответственно, ККТ «Космос», «Экспо», Дворец молодежи могут вести полноценную деятельность, здесь организатор может провести хороший концерт и заработать. Но есть артисты — и их огромное количество, — которые не могут выступать на сидячих площадках — зрители не будут и не смогут усидеть.
Наши площадки все рассчитаны на концерты с танцполом, мы уже год находимся в состоянии неизвестности, год не можем полноценно работать. Мы стараемся выходить из ситуации, ставить стулья, но есть концерты, на которых люди встают с места и начинают танцевать, посадить мы каждого физически не можем.
Наш штат состоит из ценных кадров с уникальным опытом, который невозможно получить на университетской скамье, и мы должны платить им заработную плату, но как нам осуществлять нашу деятельность? Как зарабатывать? Складывается впечатление, что наши представители власти позаботились о государственных площадках, а про нас забыли. Заполняемость 75% при сидячем формате — это в любом случае не жесткое соблюдение социальной дистанции.
«Чем 75% сидячих мест безопаснее, например, 50% танцпола?»
Дарья Кашина, арт-директор концерт-холла «Свобода»:
— Организаторы вынуждены переплачивать за посадку, ведь мебель берется в аренду, а в итоге полноценного эффекта живого концерта для зрителя просто нет. К тому же совершенно непонятно изначально, почему можно стоять в переполненном транспорте, в очереди на посадку в самолет, где соблюдение дистанции невозможно, а на концерте необходимо сидеть. И почему в одних регионах рассадка обязательна, а в других, где эпидемиологическая ситуация такая же, как в нашей области, или хуже, разрешены танцполы и фан-зоны?
«Люди приходят на концерты за атмосферой. Без танцпола и фан-зоны никакой атмосферы нет»
Концертная сфера уже год не может работать полноценно, в то время как абсолютное большинство других сфер с осени работают в штатном режиме. И нет никакого понимания, почему у нас в очередной раз «все равны, но кто-то равнее других»: проходят массовые мероприятия без рассадки на тысячи зрителей на государственном уровне, а мы вынуждены продолжать переносить концерты, терпеть убытки и объяснять разочарованным гостям, что на рок-концерте они должны сидеть.
Ольга Шпигальских, общественный уполномоченный по вопросам организации культурно-массовых мероприятий уполномоченного при президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей:
— Несмотря на то что в большинстве субъектов нашей страны ограничения сняты как минимум на 50%, все-таки это частичное открытие нашей отрасли, которое не дает возможности возобновления полноценной деятельности. Чтобы концертная деятельность была рентабельной, нам необходим именно поток — организация гастролей одного или многих артистов непосредственно в рамках гастрольных туров. Они невозможны в том случае, если существуют такие ограничения.
Есть стандарты качества шоу артиста, которые он привозит во все города России. Шоу должно концептуально быть одинаковым, для того чтобы артист выражал свое творчество.
Если мы говорим про сидячие залы — концертные залы, филармонии, Дворцы культуры, — примерно 80% билетов нам нужно продать, чтобы такое шоу вышло в ноль. При существующих ограничениях нужно чем-то жертвовать...
«Жертвовать особо и нечем, так как индустрия уже имеет накопленный гигантский убыток ввиду отсутствия работы в течение года»
Нам необходимо работать как минимум в ноль или хотя бы в небольшой плюс. Этот плюс пока не видится.
Есть и другая сторона медали — огромный пул современных артистов, у которых аудитория может прийти только в случае наличия танцевального партера. Это формат Zivert, Niletto, Полины Гагариной, «Би-2» и многих других успешных артистов, у которых шоу сформировано под формат больших площадок с танцполами. Если мы рассаживаем зрителей, купивших билеты на танцпол в сидячий партер, мы можем разместить из 3000 только 1000. Увеличить стоимость билета в три раза мы не можем, соответственно, рушится вся экономика и поток мероприятий.
Добавлю, что в некоторых субъектах разрешено проведение дискотек или мероприятий в ресторанах, где есть дискотечная зона. Почему есть крупные рестораны концертного типа, которые являются лишь формально ресторанами, в которых собираются несколько тысяч человек и танцуют либо под фоновую музыку, либо даже под какой-то живой бэнд?
Почему нельзя работать на танцполах — непонятно.
«В нормативно-правовой базе субъектов прямо не запрещены танцполы»
А о том, что их не рекомендовано открывать, говорится либо в общих рекомендациях, либо вообще в устной форме. Нам нужны разъяснения на эту тему. Можем ли мы в таком случае пользоваться буквальным толкованием буквы закона и работать с соблюдением общих требований Роспотребнадзора?
При организации входа на концертные площадки мы в обязательном порядке продолжаем контролировать соблюдение социального дистанцирования, измерять температуру тела, контролировать соблюдение масочного режима, включать аудио- и видеообъявления для зрителей. Важно отметить, что сейчас для нашей отрасли жизненно необходимо, чтобы у организаторов была возможность проведения мероприятий как в формате сидячего зала, так и с танцевальным партером.
Как вы считаете, можно ли уже открывать танцполы?
Коронавирусу в Свердловской области уже год. Первые ограничения начались весной 2020-го, а с начала октября губернатор закрыл танцполы и фан-зоны. Еще когда только ввели первые ограничения, представители ивент-индустрии говорили о том, что от такого удара они будут восстанавливаться несколько лет.