Clubhouse — новая социальная сеть с особыми правилами. Для общения в ней используется исключительно голос, а зарегистрироваться можно только по приглашению. И в реальном времени вы можете поговорить с успешными и знаменитыми людьми, например с Илоном Маском.
В российском AppStore в разделе «Социальные медиа» Clubhouse уже сейчас стоит на третьем месте, опережая по частоте скачиваний «ВКонтакте». Впереди только Telegram и WhatsApp. И интерес к приложению только растет.
Вместе с психологами Уральского гуманитарного института УрФУ старшим преподавателем кафедры клинической психологии и психофизиологии Марией Лавровой и доцентом кафедры педагогики и психологии образования Рустамом Муслумовым мы попытались выяснить, с чем связана такая популярность Clubhouse: потребностью пользователей в новой соцсети или агрессивной пиар-кампанией.
В чем причина взрывной популярности Clubhouse с точки зрения психологии?
Мария Лаврова. Зайти в Clubhouse можно только по приглашению. Это условие напрямую соотносится с потребностью в принадлежности группе и подтверждении некоей избранности, статусности, причастности к «сильным мира сего» — а этой социальной сетью пользуются, например, Илон Маск и Олег Тиньков.
«Clubhouse пока работает только на iOS-устройствах, что делает его доступным не для всех. Конечно, всё это вызывает любопытство и интерес к новому»
Рустам Муслумов. Соглашусь, идея ограниченности ресурса является одной из популярных игровых механик, которые вызывают повышенный интерес пользователей, призывают «бороться» за дефицитный ресурс. Так работают, например, сториз в Instagram, исчезающие через 24 часа после публикации, поэтому их надо обязательно успеть посмотреть.
Clubhouse — это скорее прорывная соцсеть или коммерческий, агрессивно продвигаемый продукт?
Мария Лаврова. Я оцениваю Clubhouse как маркетинговую историю, при создании которой были очень тонко учтены психологические потребности пользователей и точно спрогнозировано поведение аудитории. Как долго приложение продержится в лидерах — покажет только время.
Рустам Муслумов. Реальность такова, что сегодня огромное количество проектов-приложений борется за внимание пользователя. Чтобы стать успешным, проект чаще всего должен продвигаться агрессивно, иначе своей целевой аудитории ему не получить. На мой взгляд, именно такая информационная агрессивность характеризует и Clubhouse.
Из трендов социальных сетей, безусловно, выделяется возможность индивидуализировать контент и создать ощущение элитарности.
«Популярность Clubhouse — популярность отдельных его пользователей, лидеров мнений, обладающих ощутимым потенциалом влияния на интернет-сообщество»
Чем людей привлекают социальные сети?
Мария Лаврова. Социальные сети, изначально созданные для общения и поиска новых знакомств, сегодня являются важнейшим средством удовлетворения практически всех базовых потребностей миллионов людей по всему миру. Так, пользователь может реализовать потребность в принадлежности сообществу через вступление в определенную группу, потребность в самоутверждении — привлекая подписчиков и «лайки», потребность в самовыражении — создавая уникальную персональную страницу.
«Социальные сети стали для многих людей средством поиска социального одобрения и признания»
Рустам Муслумов. Добавлю, что соцсети сегодня конкурируют с реальным общением за счет предоставления больших возможностей для трансформации, расширения потенциальной аудитории, определенной конфиденциальности и большего репертуара социальных действий. Так как в интернет-общении не работают многие «социальные протоколы», пользователь получает больше возможностей для творчества, может рисковать, показывая себя с другой стороны.
Ранее мы просили старшего преподавателя кафедры клинической психологии и психофизиологии УрФУ Анну Гизуллину объяснить, почему общество так агрессивно реагирует на геев, а для депутатов нет темы важнее однополых сексуальных отношений.