В полдень 27 мая мы выехали на своем красном пикапе из Екатеринбурга. В навигатор были забиты координаты острова Ольхон, а в багажник — вещи на все случаи жизни. Коронавирусные каникулы были в самом разгаре, и наша идея отправиться в путешествие казалась настоящей авантюрой. Тогда мы еще не знали, что вернемся домой только через три месяца и успеем увидеть Байкал, Алтай, Ингушетию, Дагестан, Калмыкию, Эльбрус и даже Каспийское море.
Наше путешествие в цифрах
Три месяца — длительность поездки.
17 050 километров — пробег за эти три месяца.
Четыре человека в нашей команде (мы с мужем и двое детей, мальчики шести и десяти лет).
Мы пересекли пять часовых поясов.
Самая низкая точка маршрута: минус 26 метров от уровня моря (в Дагестане).
Самая высокая точка маршрута: 3500 метров над уровнем моря (станция Мир по пути на Эльбрус).
100 453 рубля потрачено на дизельное топливо.
11 литров за 100 километров — средний расход ДТ.
Три раза ломалась машина в поездке.
2012 год — год выпуска нашего пикапа.
1000 человек отписались за эти три месяца от нашего аккаунта «Приключения красного пикапа» в инстаграме.
Больше 30 раз мы произнесли фразу: «Это что, Россия?!»
Наш маршрут
Екатеринбург — озеро Ик — Ачинск — Канск — Ангарск — Ольхон — Большое Голоустное — Листвянка — Канск — Красноярск (Красноярские Столбы) — Дивногорск — Ачинск — Инегень — Чулышманская долина — Телецкое озеро — Акташ — Уймонская долина — Мультинские озера — «Маральник "Никольское"» — Ая — Манжерок — Чемал — Каракольские озера — Новосибирск — Омск — Екатеринбург — Саратов — Ингушетия (Армхи) — Эльбрус — Северная Осетия — Ингушетия — Чечня (транзитом, без пропуска нельзя) — Дагестан (Дербент, Чох) — Калмыкия — Волгоград — Екатеринбург.
Дорожный быт
За эти три месяца мы ночевали в юрте, в шале, в домиках без света и туалета, в мотеле с дальнобойщиками, в гестхаусе, в палатке, на ферме, в пятизвездочном отеле и даже у чьей-то бабушки в комнате с коврами на стенах. Однажды в домике на Каракольских озерах (Алтай) с нами ночевала мышь, мы нашли ее утром в ведре с водой, которую приготовили для умывания.
Чаще всего у нас спрашивают, как дети перенесли путешествие. Раньше мы уже катались с детьми по Уралу: каждые выходные старались выезжать на природу и узнавать новые места. Ходили по лесам, застревали в болотах, устраивали пикники. Потом была поездка на авто в Оренбург. Тогда мы поняли, что мальчишки готовы к длительным поездкам, но рутина не давала осуществить давнюю мечту. В какой-то степени именно коронавирус изменил все и дал нам такой шанс.
Мы обычно вставали около девяти утра, завтракали, минут двадцать-тридцать делали уроки с мальчиками, гуляли и около 12:00 выдвигались в путь. В машине болтали, играли, смотрели кино, глазели по сторонам. Останавливались для фото, для заправки, на обед. Ели обычно в машине или на машине — сидя на багажнике, так как кафе были закрыты.
Я всеми способами старалась фиксировать наше путешествие: снимала фото и видео на два телефона, вела записи в заметках телефона, записывала все самые яркие впечатления и мысли в бумажный дневник от руки, делала акварельные наброски. Мы, к сожалению, не взяли с собой GoPro, зато взяли квадрокоптер и сделали много эпичных фото и видео с высоты птичьего полета. Также мы вели маршрутный дневник, где записывали расходы на бензин и названия городов и отелей, в которых ночевали. Еще в пути у нас появилось новое хобби: мы записывали забавные названия населенных пунктов.
Мы на берегу договорились, что никакие бытовые проблемы не испортят нашу поездку. Путешествуя по России, нужно быть готовым к неожиданностям и быть готовым удивляться. Мы и не знали, насколько наша родная страна прекрасна и велика.
Эта была сбывшаяся мечта — сесть в машину со своими любимыми и отправиться навстречу приключениям.
Если вы еще не путешествовали на машине по России, очень рекомендую. Наступает золотая осень, и пейзажи будут еще более живописными. Я бы начинала с Ингушетии: здесь очень мало туристов, хорошие дороги и огромное количество достопримечательностей на квадратный метр.
Дорожные лайфхаки
✔️ На больших заправках обычно есть туалет, а также автомат с кофе, где можно набрать кипяток, чтобы заварить чай или кашу. Иногда часами нет заправок и кафе. С собой обязательно нужна канистра с запасом бензина, питьевая вода, перекус.
✔️ В «Яндекс.Навигаторе» очень удобно смотреть, где на маршруте есть кафе и отели, сразу видно их фото и среднюю оценку. Карту нужно скачать заранее, так как на трассах часто нет связи. Там же указан телефон и можно бронировать все напрямую. Мы ничего не бронировали заранее, ехали, пока не устанем, и вечером начинали искать, где остановиться.
✔️ Если взять с собой турку и переносную газовую плитку, то можно пить свежий кофе и готовить завтрак в любой точке пути.
✔️ Подушка для перелета очень бережет шею в дороге, а ночью в палатке заменяет подушку для сна.
✔️ Красивый набор посуды для пикника, скатерти, свечи и плед создают домашний уют.
✔️ Строгий режим дня и ежедневные занятия (мы делали уроки по двадцать-тридцать минут по будням) помогают не сойти с ума в поездке с детьми.
✔️ В Дагестане и Ингушетии женщины носят закрытую одежду, у мужчин не принято носить шорты. Учитывайте особенности региона при подборе гардероба. В Ингушетии действует запрет на продажу алкоголя.
✔️ Баня — отличный способ помыться и постирать вещи даже там, где нет света и водопровода.
✔️ На низкопрофильной резине по России лучше не ездить.
Наш личный хит-парад
Самые плохие дороги мы нашли на Алтае (асфальт заканчивается, когда съезжаешь с Чуйского тракта).
Самое магическое место — остров Ольхон на Байкале и район вокруг горы Белухи на Алтае.
Самое нетронутое цивилизацией место — Чулышманская долина на Алтае (здесь нет электричества и сотовой связи, а попасть сюда можно либо на пароме, либо перебравшись по опасному перевалу Кату-Ярык).
Самые гостеприимные люди — в Ингушетии. Нас здесь постоянно чем-то угощали и приглашали остаться ночевать.
Самая интересная природная достопримечательность — Каменные грибы на Алтае.
Самые зрелищные пейзажи — в «стране башен» в Ингушетии (здесь горы соседствуют с историческими постройками).
Самый странный напиток — калмыцкий чай в Калмыкии.
Самое странное блюдо — бургер из мяса марала и салат с листьями папоротника на Алтае.
Самая странная спа-процедура — пантовые ванны из рогов марала (Алтай).
Открытием для нас оказался Дагестан. Очень красивые и аутентичные места.
Самые агрессивные водители — там же, в Дагестане.
Список вещей для автопутешествия
Комфорт в таком путешествии зависит от подготовки. Очень важно правильно собрать вещи и инструменты и расположить их в машине. Напишите нам в инстаграм @vakhanita, и я вышлю список, которым мы пользовались, собираясь в поездку.
Немного о машине
О нашем красном пикапе: 2012 год выпуска, место рождения — Южная Африка, доработка в Красноярске, подразделение «Крепость» Arctic Trucks (AT, головной офис в Исландии), www.arcticktruck.ru.
Двигатель — 1KD-FTV D4D, 171 л. с.
Привод задний, подключаемый полный повышенный, полный пониженный.
Доработки, сделанные Arctic Trucks Russia:
— установлен шноркель для воздухозабора выше крыши для преодоления водных преград;
— увеличен клиренс;
— увеличен вылет колес (колея и база);
— увеличены углы заезда/съезда;
— увеличено арочное пространство и установлены расширительные крылья;
— установлены колеса 35 размерности R17/315/75 Firestone на дисках Lamborghini style;
— кузов багажного отделения обшит индустриальным алюминием;
— установлен дистанционный автономный отопитель салона и двигателя;
— самое главное: ими же были сделаны официальные документы СТКС об изменении конструкции автомобиля.
Позже ребятами из Екатеринбурга в мастерской Макарова по индивидуальной доработке внедорожников были выполнены следующие улучшения:
— установлена электрическая передняя лебедка ComeUp;
— установлены силовые пороги, обшитые индустриальным алюминием (для поднятия машины Hijack'ом);
— установлен кронштейн Hijack и, собственно, сам Hijack;
— установлен внутренний компрессор беркут R24, ресивер и пневмотрубки;
— установлен пневмогудок (как у паровоза);
— установлен внешний кронштейн с быстроразъемным гидрогрязезащищенным устройством для подкачки колес и прочего надувного инвентаря;
— установлена задняя пневмоподвеска;
— установлены две киловаттные «люстры» спереди и сзади для освещения в темное время суток для бездорожья;
— установлено светодиодное освещение: габаритное, противотуманное, головное;
— установлены передние силовые пружины;
— установлены передние силовые амортизаторы IronMan;
— установлены задние силовые амортизаторы IronMan;
— установлены задние новые листовые рессоры;
— установлена защитная крышка багажника.
В нашем навигаторе стояла точка: крупнейший остров озера Байкал — Ольхон. И с каждым днем мы становились ближе к мечте.
Вот как в итоге выглядел наш путь из Екатеринбурга на Ольхон.
1-й день
В среду ровно в полдень по екатеринбургскому времени наш пикап выехал из города. В тот же вечер в районе озера Ик машина застряла в болоте, и в первом же отеле нам отказали в заселении из-за карантина. Во втором отеле, кстати, тоже отказали.
И вот глубокой ночью мы, уставшие и голодные, по уши в грязи из болота, разместились в пустом придорожном мотеле для дальнобойщиков на трассе где-то на просторах России. На завтрак администратор сварила нам кофе, гречку и яйца. И не было на свете никого счастливее нас.
После мы будем ночевать в юрте, в аиле, в домиках без света и туалета, в гестхаусе, в палатке, на ферме, в пятизвездочном отеле и даже у чьей-то бабушки в комнате с коврами на стенах. Однажды в домике на Каракольских озерах (Алтай) с нами даже будет ночевать мышь, мы обнаружим ее утром в ведре с водой для умывания.
Но именно то первое утро нашего путешествия и ощущение свободы мы запомним навсегда.
2-й день
Весь день ехали, остановились на ночь на реке Обь, недалеко от Новосибирска (Новосибирская область), на турбазе «Млечный Путь». Она расположена близко к трассе и прямо на берегу реки Обь. Есть где погулять с детьми.
3-й день
На въезде в Кемеровскую область нас остановили на посту, спросили, куда мы едем. На секунду показалось, что вот на этом и закончится наше путешествие. Мы ответили, что едем на Ольхон, в Кемерово заезжать не будем, и нас отпустили.
Мне очень понравились окрестности Кемерово: много волнообразных зеленых холмов, будто поля для гольфа, очень живописно.
К вечеру доехали до города Ачинска (Красноярский край). Он третий по численности населения в Красноярском крае. Здесь есть несколько симпатичных отелей, в одном из которых мы и заночевали.
4-й и 5-й день
Утром в Ачинске нас разбудил голос, который по громкоговорителю призывал всех оставаться дома. Было немного жутковато, будто мы проснулись в каком-то страшном кино, так что мы быстро позавтракали и поехали дальше.
Заехали в автосервис в Красноярске (провели здесь пару часов, поправили развал-схождение). Удивили красные холмы в городе. Решили на обратном пути задержаться здесь. Город-миллионник раскинулся по берегам реки Енисей.
Уже поздней ночью приехали в город Канск (Красноярский край) в отель «Канны». Обстановка в отеле соответствует пафосному названию, но в общем и целом уютно. Здесь мы задержались на пару дней. Гуляли по набережной реки Кан (ну чем не Набережная Круазет в Каннах?), плавали в бассейне в отеле, отмечали мой день рождения. Как и Красноярск, город строился как крепость от набегов енисейских киргизов. Забавно, что с 2002 года в городе проводится Международный канский видеофестиваль. Не следует путать с Каннским кинофестивалем.
6-й день
Утром увидели на трассе двойную радугу, значит, движемся верным курсом. Тревожность по поводу эпидемии и страх перед обсервацией потихоньку спадали.
В этот день мы доехали до города Ангарска (Иркутская область). Очень приятный и уютный город. Есть несколько музеев, но они все были закрыты из-за вируса.
Мы остановились в отеле «Пушкин» в историческом центре города, очень рекомендуем! А какие здесь вкусные завтраки! Но убранство отеля опять буржуазно-дворцовое. Вообще, столько пафосных интерьеров (золотые и гипсовые багеты, вензеля, бордовые ковры, резная мебель, каретная стяжка и так далее) мы видели только в России. И чем дальше вглубь страны, тем помпезнее интерьеры.
Я уверена, что в каждом городе можно найти классные места, музеи, парки, кофейни, но мы путешествовали в разгар карантина, поэтому все было закрыто и нам самим не хотелось находиться в городах. Все наше общение сводилось к коротким разговорам с кассирами на заправках и администраторами в отелях. А маски и санитайзеры стали неизменными спутниками путешествия.
7-й день
Выехали из Ангарска около 12:00 и отправились в сторону паромной переправы на остров Ольхон. Полтора часа ехали по самому острову до деревни Халгай. Были на месте около 18:00.
Ранее мы рассказывали о том, как екатеринбургский бизнесмен отправился путешествовать в доме на колесах и провел три недели за рулем. Также вы можете прочитать колонку екатеринбурженки Надежды Касьяновой о поездке на Кавказ.