От аэродрома Логиново до Екатеринбурга час езды и всего 15 минут полета. Здесь в небо поднимаются легкие и шустрые самолеты — мотоциклы или даже мопеды в мире воздухоплавания. Они берут на борт не больше трех пассажиров и летают невысоко.
Мы приехали в Логиново, чтобы узнать, как устроена частная авиация на Урале, как стать летчиком и может ли обыватель позволить себе такой самолет.
Кириллу 41 год, он бизнесмен. По очереди с напарником Денисом поднимается в небо, а в перерывах между короткими полетами сам обслуживает самолет — заправляет баки, проверяет оборудование.
— Я с детства мечтал стать пилотом. Году в 2007-м, мне тогда 28 лет было, товарищ пригласил на прыжок с парашютом. Уже в авиаклубе выяснилось, что есть возможность полетать на спортивном самолете Як-52 за деньги. Я попробовал и втянулся — записался на обучение, а через год выполнил первый самостоятельный полет, начал участвовать в пилотажных соревнованиях, — вспоминает Кирилл.
Выучиться на пилота спортивного самолета можно и сегодня.
— Вот, Ген Саныч у нас есть, он выпускает летчиков, — Кирилл показывает на невысокого крепкого мужчину, который сам за штурвал не садится, но контролирует ход полетов. — Если хотите, то за 42 часа практики и 200 часов теории получите заветное удостоверение и сможете катать свою девушку или друзей.
Кирилл рассказывает, что раньше можно было отучиться на пилота в Уральском учебно-тренировочном центре гражданской авиации, но пока там преподают только теорию. Летать потом, скорее всего, придется на арендованной технике — час стоит от 10 тысяч рублей.
Как покупают самолеты
Сейчас онлайн можно купить всё, даже воздушное судно. Кирилл так и сделал — просто выбрал на сайте понравившуюся машину.
— Проблем с покупкой нет никаких, если есть деньги и желание. На сайте можно выбрать технику из Европы, США, России — какая больше нравится, — рассказывает Кирилл.
По словам летчика, для самолетов год выпуска не так важен, главное смотреть на ресурс мотора и состояние обслуживания. Он выбрал себе Cessna-182, один из самых массовых самолетов в истории. На таком можно пролететь до тысячи километров с тремя друзьями и с багажом. Цены начинаются от ста тысяч долларов.
— Когда его покупал, ресурс у мотора был на тысячу часов полета, и я его еще не исчерпал. Когда ресурс заканчивается, мотор снимают и отправляют в Америку. Только там могут его ремонтировать: разбирают, заменяют детали, и двигатель становится как новый, его проверяют по 167 параметрам и назначают новый ресурс. Завод гарантирует, что 2000 часов мотор будет работать исправно. Безопасность прежде всего.
Overhaul (капитальный ремонт) стоит 30000 долларов. Сам планер (часть самолета без мотора) можно ремонтировать в России. Здесь его состояние контролируют в Центре сертификации Росавиации. Сертификат надо продлевать каждый год, естественно, это не бесплатно. Все меры нужны, чтобы обеспечить безопасность.
Как быть, если нет своего самолета?
Самолет, окрашенный под шкуру тигра, закладывает виражи в небе над Логиново. Случайные зрители на земле внимательно наблюдают. Самолет продолжает полет и вскоре приземляется недалеко от здания базы аэродрома.
Позже он заруливает на стоянку, и из-за штурвала выходит девушка.
— А вот и Екатерина Морозова, наша спортсменка, — представляет ее Кирилл.
— Сегодня Тигра проходил ремонт, а потом вместе с его хозяином Сергеем Кузнецовым мы выполняли полеты для проверки режимов работы двигателя, — объясняет девушка. — Сейчас я в декрете и сажусь за штурвал при малейшей возможности, поскольку в режиме «мама» много не налетаешь.
В авиационном спорте она, как и Кирилл, оказалась случайно.
— Подарили сертификат на день рождения, я кайфанула. Причем руководитель полетов в этот момент был рядом, посмотрел мне в глаза, и увидел, что я нормально полет восприняла. А мы с пилотом до фигур высшего пилотажа дошли, петли, абракадабры... И мне было хорошо. Он и сказал мне: «У нас в команде девчонок нет. Займешься?» И вся моя жизнь изменилась в этот момент, — вспоминает Екатерина. — Летать училась на Як-52, которые были в ДОСААФе, на них же участвовала в соревнованиях.
Но спортсменам негде тренироваться — учебно-спортивной техники в Логиново не осталось. На частных самолетах Кирилл и Екатерина с единомышленниками путешествуют. Например, летали в Крым, в одну сторону — 9 часов.
Потому и не летают
— Видите ряд самолётов? Какие тут живые? Вот стоит без двигателя ДОСААФовский Ан-2, вот еще один стоит сломанный — тоже ДОСААФовский. Дальше ряд смотрим — Як-52 стоят, там «Вильга» лежит на брюхе дохлая, дальше Ми-2, Як-18 Т, Як-55. Все они нелетающие, — летчик-инструктор Геннадий Волчихин показывает на аэродромную площадку, где стоят самолеты и вертолеты. У некоторых нет винтов, с других слетает обшивка. В этом же ряду несколько легких частных самолетов, которые купил энтузиаст. Там же стоит Cessna Кирилла.
Геннадий Александрович — бывший военный пилот, ныне летчик-инструктор, экзаменатор в лётной школе «УралАвиа». Он рассказывает, что в советское время научиться летать можно было бесплатно, в секциях ДОСААФ пацаны и девушки учились спортивному пилотажу на учебно-тренировочных Як-52. Такие были и в Логиново, но сейчас не осталось ни одного.
— Власти говорили, что будут поддерживать ДОСААФ, поднимать хозяйство, но сами видите: прошло сколько лет, но лучше не становится, — говорит Геннадий Волчихин.
По его словам, в аэроклубе сейчас только один действующий самолет Ан-2, еще несколько отправили в ремонт. Главная проблема — отсутствие финансов,
— Но об этом вам лучше расскажет начальник ДОСААФ, — добавляет Волчихин.
Сейчас полеты — роскошь, доступная профессионалам и состоятельным любителям. Те, у кого нет своих самолетов, могут арендовать их, как это делает Владимир, действующий пилот транспортной авиации. На работе он управляет лайнером Airbus, а в Логиново платит по 12 тысяч рублей за час, чтобы не потерять навык ручного управления.
— Мне нравится управлять самолетом вручную. В больших лайнерах многое автоматизировано, всё проходит через компьютер, даже когда пилотируешь сам. А когда управляешь легким самолетом без автоматики — совсем другие ощущения. Чувствуешь полет руками, ощущаешь свободу, понимаешь, что можешь полностью реализовать возможности самолета, — говорит Владимир.
Он тоже считает, что малая авиация на Урале в плачевном состоянии.
— В Америке, например, в каждом городе, сопоставимом с Екатеринбургом, по 15 аэропортов, и при каждом по 10 аэроклубов. А у нас только Логиново... Есть энтузиасты, частники, которые объединяются, летают и пытаются продвигать лётную культуру в массы. Раньше была система построенная на ДОСААФ, сейчас этого нет, — говорит Владимир.
Сайт аэроклуба ДОСААФ предлагает обучение пилотов на разных типах легких самолетов, а также катание на них. С 2016 года Росавиация ужесточила требования к обучению, и в результате большинство частных школ в стране не смогли продолжить работу по подготовке новых пилотов.
— Ситуация такова, что государственного финансирования у нас нет. Но эти самолеты [которые стоят в нерабочем виде на аэродроме] полетят, если им помочь, — говорит председатель отделения ДОСААФ в Свердловской области Аркадий Воробкало. — У нас сейчас летает один Ан-2. Второй тоже скоро будет летать. И два Як-52. Федерация авиационного спорта поддерживает, выделяет средства, это деньги благотворителей. Благодаря им в этом году у нас снова полетят два Як-52, они сейчас находятся на ремонте в Шахтах. Еще в конце августа мы откроем новую школу планерного спорта, для которой купили в Новосибирске два новых планера, они скоро прибудут на место. На них смогут заниматься юноши и девушки, это будет некоммерческая секция.