Погода так и шепчет екатеринбуржцам — пора путешествовать по родным краям. Специально для тех, кто соскучился по коротким путешествиям и не хочет просидеть выходные дома, мы составили подборку мест, где просто интересно погулять и посмотреть на удивительные сооружения.
Итак, берем с собой бутерброды и солнечные очки и отправляемся в поездку.
Красноуфимские виадуки
Высокие железнодорожные мосты строят в гористой местности, чтобы компенсировать перепады высоты. Как раз таким образом устроена Казанбургская железная дорога, постройка которой завершилась в 20-х годах XX века.
Краеведы рассказывают, что основной сложностью при прокладке дороги было пересечение Сылвинского кряжа. В этой местности много мелких речек, оврагов, перевалов. Было решено построить семь мостов-виадуков. Сейчас старые виадуки выведены из эксплуатации, рядом построены новые или организованы насыпи.
Два виадука находятся в Октябрьском районе Пермского края, другие пять — в Красноуфимском районе Свердловской области. Чтобы увидеть хотя бы несколько этих сооружений, нужно ехать к ним на машине, и чем выше будет проходимость автомобиля, тем больше вы увидите. К некоторым виадукам можно подъехать довольно близко, другие посмотрите на расстоянии: действующие объекты огорожены колючей проволокой и снабжены охраной. Впрочем, это не беда, ажурные арки видно издалека.
Как добраться. Из Екатеринбурга движемся в сторону Перми. Не доезжая до Кунгура, поворачиваем налево, движемся до поселка Октябрьского. Путь — 390 километров по хорошей дороге. По пути можно остановиться в селе Богородск — родине пугачевского атамана Белобородова. От поселка Сарс поворачиваем налево, здесь дорога становится грунтовой, среднего качества. По пути можно посетить Введенскую церковь в деревне Мостовой — единственную белокаменную церковь в этих краях. Через 16 километров от Сарса поворачиваем налево, на плохонькую грунтовку, едем еще 10 километров до поселка Бартым, где находится Бартымский виадук.
Дидинский тоннель
Около полузаброшенной деревни Дидино, что в часе езды от уральской столицы, есть удивительный объект, который неизменно притягивает любителей тайн, стимпанка и просто интересных для исследования мест. Два года назад железнодорожный тоннель, который тянется на 1123 метра, отпраздновал свое столетие: его открыли в 1918 году. Первыми поездами в тоннеле были эшелоны Белой армии, отступавшей на восток. Последние составы прошли здесь в 1995 году. С тех пор объект заброшен и навещают его порой только редкие туристы.
Состояние тоннеля было плачевным уже 25 лет назад, так что поезда могли двигаться по нему со скоростью не больше 10 километров в час. С тех пор объект обветшал еще больше, и все же ходить по нему не опасно, если не залезать в темные шахты, ведущие в дренажный ход под тоннелем. Рельсы изнутри давно исчезли, скорее всего были сданы в металлолом. Зато здесь царят сумерки и летучие мыши.
У Дидинского тоннеля есть не только плюсы, но и минусы, свойственные заброшкам. Внутри довольно темно, мрачно, холодно и грязно.
Как добраться. За полтора часа на электричке Екатеринбург — Дружинино. Проигнорируйте станцию Дидино и выходите на площадке 1590-й километр. Направо с площадки уходит лесенка, нужно спуститься по ней, не пересекая железнодорожных путей. Дальше идите около ста метров прямо по дороге между домами, а потом сворачивайте направо на лесную просеку, где когда-то лежали рельсы. Прямо по курсу увидите величавый вход в тоннель.
Староуткинский завод
Железоделательный завод в Староуткинске начал работать в 1729 году, и с тех пор там выплавляли металл. Завод менял владельцев, методы производства, он рос, развивался и закрылся только в 2006 году! Ему не так повезло, как нижнетагильскому собрату: старинные цеха не стали музеем и рассмотреть останки демидовского детища может каждый.
Староуткинский чугуноплавильный и железоделательный завод стал первым на Чусовой предприятием с полным металлургическим циклом, то есть с доменным и молотовым производством. Там также отливали пушки, ядра и артиллерийскую дробь. Здешняя пристань была одной из самых крупных на реке. Отсюда каждую весну отправлялись барки с заводской продукцией.
Здания завода интересно рассматривать, ведь в них есть свои «археологические слои» — более старые части цехов построены из бутового камня, поздние — из кирпича, самые современные — из железобетона. Время оставило следы, и тот, кто умеет их читать, узнает многое об истории этого места.
Индустриальная архитектура XIX века удивляет своими арками, неутилитарностью и красотой. Кажется, что перед тобой скорее немного разрушенный после штурма рыцарский замок или собор, а не умирающий завод. При, мягко говоря, неидеальном состоянии строений именно корпуса Староуткинского завода — лучшее по степени сохранности из всей нашей индустриальной архитектуры XVIII–XIX веков.
Как добраться. В Староуткинск нужно ехать по Московскому тракту, а затем через Первоуральск. По дороге на Билимбай следуем дальше через Битимку и Крылосово, Слободу и Прогресс. До пункта назначения примерно 120 километров, в пути вы проведете около двух часов.
Демидовский завод в Нижнем Тагиле
Сложно поверить, но этот промышленный гигант, основанный Акинфием Демидовым в 1725 году, закончил свою работу только в 1987-м. Менялись технологии производства, промышленные сооружения сносили и строили, и все это происходило у плотины Нижнетагильского пруда. Почему здесь?
— Нужно было, чтобы сошлись несколько факторов, — рассказывает Алексей Коряков. — Во-первых, река. Энергия воды была нужна, чтобы приводить в действие механизмы. Второе — руда, ее брали на месторождении горы Высокой. Третье — лесные массивы, чтобы уголь служил топливом. Четвертое — транспортные пути. Основной транспортной артерией служила река Чусовая, по ней металл доставляли к рынкам сбыта.
Большие Аллаки
А вот и нерукотворное сооружение — древнейшее на Урале святилище. Своеобразный храм под открытым небом. Датировка самых нижних культурных слоев, которые нашли археологи, — около 25 тысяч лет до наших дней. Уже в это время сюда приходили люди. Причем, по всей видимости, не жили, а именно приходили — для совершения неизвестных нам обрядов.
На основании чего сделан такой вывод? Там, где были поселения, обычно находят так называемый культурный слой — кости разнообразных съеденных животных, отщепы каменных орудий, черепки, то есть, проще говоря, свалку. Здесь же найдены только лошадиные кости (что необычно и может говорить о культовых жертвоприношениях) и орудия из горного хрусталя. Все это и указывает на то, что здесь было древнее святилище.
Со скал отправляемся в «археологическую песочницу». Это берег озера Большие Аллаки. Галька и песок выглядят невинно, на самом же деле они скрывают артефакты черкаскульской культуры. В прибрежной полосе сохранились черепки керамики, которой пользовались люди в XV–XIII веках до нашей эры. Богатство истории иногда вымывается водами озера. Достаточно присесть на корточки и внимательно приглядеться. Главное — не нарушать культурного слоя.
Как добраться. Выезжаем из Екатеринбурга по Челябинскому тракту, едем все прямо и прямо. Проехав примерно 110 километров, сворачиваем направо по указателю на Красный Партизан. Отсюда едем по грунтовке, а потом по бетонке. Когда дорога упрется в ров, оставляем автомобиль и идем к скалам.