Каждые выходные наш книжный обозреватель Вадим Бадретдинов рассказывает вам, что бы почитать. На прошлой неделе он сделал подборку книг, которые помогут вам посмотреть на Вторую мировую так, как вы еще никогда на нее не смотрели. А до этого он рассказывал о шести книгах для тех, кто остался в праздники дома.
На этот раз Вадим Бадретдинов рассказал всего об одном романе, но — о самом громком романе последнего времени.
Салли Руни — молодая ирландская писательница, книги которой во всем мире ждут с трепетом и придыханием. Права на издание ее дебютного романа «Беседы с друзьями» (готовится к публикации) хотели приобрести семь издательств, а роман «Нормальные люди» попал в лонг-лист Букеровской премии еще до начала продаж.
«Нормальные люди» — история парня и девушки, которые любят друг друга, но не могут быть вместе. Звучит достаточно пошло и совсем неинтересно. Можно даже добить потенциального читателя и сказать, что это история о девочке-ботаничке, которую все не любят в школе, и умном красавчике, которого любят все. Но все, конечно, обстоит несколько сложнее, и предыдущим предложениям не хватает жирных кавычек и саркастической усмешки.
Марианна и Коннелл учатся в одной школе. Она — типичный подросток, уверенный в своем интеллектуальном превосходстве, из-за чего ее статус в школьной иерархии где-то на уровне коленок. Он — популярный, увлеченный спортом юноша, объект зависти и обожания. Почти незаметно он и она понимают, что нужны друг другу, но в каком качестве, разобраться не могут.
Герои не понимают, какого рода связью они обладают. Ее сложно описать, но им это важно, потому что тогда есть конкретные критерии, а значит, и модели поведения. Их дружба (назовем вещи так, как мы привыкли, иных терминов нет) перерастает в любовную связь, затем в партнерскую, в «просто секс», затем снова в дружбу, в свободные отношения и так далее. Роман не имеет четкого начала и конца, ведь мы понимаем — найти спокойствие им почти невозможно, уж слишком много разнокалиберных чувств внутри хрупких юных созданий.
Салли Руни делает ставку на диалоги и не ошибается. Любой разговор выверен и необходим, он не вымучен и естественным образом встраивается в канву повествования. Разговор — одна из главных форм взаимодействия людей, которая интересует Руни. Недопонимание, вызванное молчанием, смущение из-за отсутствия слов. Дополняя их почти незаметными деталями, Руни создает мизансцены, достойные лучших театральных площадок.
Если вспомнить самые заметные, громкие произведения мировой литературы последних лет (ну, скажем «Щегол» Донны Тартт, «Серотонин» Мишеля Уэльбека, «Сочувствующий» Вьет Тхань Нгуена и далее по списку), то большинство из них объединяет одно — это надрыв. Впрочем, этот список можно дополнить и классической литературой. «Нормальные люди» не исключение. Роман написан не для того, чтобы рассказать, как оно бывает у других. Это попытка самому себе объяснить сложность отношений, для описания которых не хватает определений.