Наш книжный обозреватель каждую субботу (и нерабочий апрель тому не помеха) советует вам, что почитать. На прошлой неделе он рассказал про роман китайского писателя, получившего Нобелевку, о том, к чему приводит политика контроля рождаемости. Переходите по ссылке, если не читали.
А в этой рецензии от Вадима Бадретдинова — два бестселлера, о которых вы точно слышали. Это «Шантарам» австралийского автора Грегори Дэвида Робертса и «Атлант расправил плечи» американской писательницы, уехавшей из СССР, Айн Рэнд.
Шантарам. Грегори Дэвид Робертс (перевод с английского Л. Высоцкого и М. Абушика)
Впервые роман Грегори Дэвида Робертса «Шантарам» был опубликован еще в 2003 году, в России — спустя семь лет. И он сразу забил полки книжных магазинов. Во всем мире продано около шести миллионов экземпляров, в скоро планируется выход сериала с Чарли Ханнэмом (он снимался в «Джентльменах» Гая Ричи. — Прим. ред.) в главной роли.
Главный герой романа Лин (он же Линдсей Форд, он же Линбаба, он же Шантарам) — альтер-эго самого писателя. Лин сбегает из австралийской тюрьмы в Индию, в Мумбаи. Там он вместе с мафией занимается преступной деятельностью: подделывает деньги и документы, торгует валютой, связывается с наркотрафиком. На самом деле Лин добрый малый: людей жалеет и хочет им помочь, но жизнь распорядилась иначе. Будучи классическим героем мотивационных книг и фильмов, Лин с самого дна поднимается по лестнице социального благополучия, пусть даже и преступным путем.
Конечно, в романе много чего происходит (еще бы, на 900 страниц текста об одних преступных махинациях было бы слишком), но, по большому счету, преступными сделками вся история и ограничивается. Текст разбавляют лишь две вещи. Первая — погружение в атмосферу бедной, но красивой и колоритной Индии. Тут стоит оговориться, что это безусловное достоинство книги, хоть и, похоже, единственное. Вторая — невозможно высокий пафос.
«Добрую часть книги героя занимают псевдофилософские размышления, сплошь состоящие из клише под стать статусам в социальных сетях»
«Единственное королевство, которое делает человека королем, — это царство его души», «Любовь, как и уважение, — это не то, что ты получаешь, а то, что ты отдаешь», «Чувствовать, что тебя слушают, — это почти самое лучшее, что есть на свете». Этот список можно продолжать бесконечно.
Назвать книгу совсем уж плохой нельзя. В ней есть некоторый шарм, а также, пускай и слабо, но все-таки сформированный мир героев и обстоятельств. Но это не тянет на оправдание той популярности, что есть у романа. Похоже, что здесь работает динамика сюжета, помноженная на романтичный образ Робин Гуда с элементами простой, якобы житейской мудрости. Это как выступления Тони Роббинса — автор (а мы помним, что он же Лин) представляет читателю высоколобого героя, проводящего дни напролет в позе мыслителя, хотя по факту за этим образом ничего не стоит.
Атлант расправил плечи. Айн Рэнд (перевод с английского
Ю. Соколова, В. Вербера и Д. Вознякевича)
«Атлант расправил плечи» Айн Рэнд (настоящее имя писательницы — Алиса Розенбаум) один из самых известных в мире романов-антиутопий. Если кто и не читал, то уж точно о нем слышал. Его издали еще в середине прошлого века, и в связи с экономическим кризисом 2008 года книга приобрела особую популярность среди российских читателей.
Примечательно, что в России «Атланта» издало издательство «Альпина Паблишер», специализирующееся на бизнес-литературе, что уже говорит о направленности романа. Но все-таки книга определенно имеет художественную форму, а значит, подлежит критической оценке в качестве художественного произведения.
По сюжету, руководители крупнейших промышленных предприятий Америки Хэнк Реарден и Дагни Таггерт не готовы мириться с государственной политикой социалистической направленности, которая предполагает контроль государства над экономической жизнью общества. В результате действий властей закрываются предприятия, люди теряют работу, страна летит в сторону экономического кризиса, но убедить власть в правильности исключительно капиталистического устройства страны у героев не получается. Борясь за свою независимость, Хэнк и Дагни открыто противопоставляют себя такому порядку. Как выясняется по ходу развития сюжета, они не единственные.
Несмотря на все достоинства книги с точки зрения развития авторских философских теорий, роман откровенно чрезмерно растянутый и, извините, нудный.
«В нем почти полторы тысячи страниц унылого жизнеописания, множество одинаковых диалогов и странно реагирующих картонных героев, которым не веришь»
Последнее особенно выбивает из колеи. Повторяя одну и ту же мысль много раз подряд, не пытаясь поменять мизансцену и реплики, Айн Рэнд не доводит до читателя свою идею, а, скорее, раздражает его, тем самым лишая текст какой-либо силы. Похоже, что успех романа обусловлен простой в понимании философией, которая легко ложится на умы как опытных предпринимателей, так и просто интересующихся.
Как итог: ради раскрытия принципа разумного эгоизма трехтомник вполне можно сократить до одной книги без потери смысла и сюжета. А учитывая, что ранее Айн Рэнд на ту же самую тему написала немаленький роман «Источник» (стоит сказать, что он лучше «Атланта», — причина бедности второго, скорее всего, кроется в банальном писательском истощении), то написание «Атланта» и вовсе кажется избыточным.
Ниже в новостях по теме — другие книжные обзоры. Они точно помогут вам найти книгу, от которой вы не сможете оторваться на самоизоляции!