Каждую субботу наш книжный обозреватель Вадим Бадретдинов рассказывает о книгах, которые стоит почитать. В прошлом выпуске он посоветовал сразу восемь книг, чтобы скрасить длинные выходные. А на этот раз — только один детектив, который с первых страниц может отпугнуть шаблонностью, но скоро читателю станет понятно, что это — сознательный трюк.
В феврале в издательстве «РИПОЛ Классик» вышел дебютный роман молодой шведской писательницы Стины Джексон «Серебряная дорога». Учитель математики из местной школы Лелле Густафссон каждую ночь выезжает на Серебряную дорогу. Выкуривая сигарету за сигаретой, он надеется найти хоть какой-нибудь намек на то, куда пропала его семнадцатилетняя дочь Лина. Три года назад он проводил ее на автобусную остановку и с тех пор не видел — Лина бесследно исчезла. Полиция делала всё возможное, но безуспешно. Местные жители глубоко сочувствуют Лелле и его (теперь уже бывшей) жене Анетт, везде расклеивают портрет Лины, но и это не приводит к какому-либо результату. Колеся по автостраде из ночи в ночь, Лелле уверен, что однажды увидит дочь и заберет домой.
Но сюжетная линия ведется и с другой стороны. Семнадцатилетняя Мея приехала в Норрланд вместе со своей немного безумной матерью-алкоголичкой Селье. Жизнь Меи состоит из вечных переездов, ни друзей, ни настоящей заботящейся друг о друге семьи она не знает, но очень хочет. Познакомившись с парнем по имени Карл-Юхан, она переезжает жить к его семье. Они типичные выживальщики. Их чудаковатости в виде постройки бункера на случай гражданской войны, тренировок с оружием и отрицания государственных систем ее, может, и смущают, но мягкая постель, теплая еда и домашний уют позволяют этим пренебречь.
Часто современные скандинавские детективы характеризует какое-то невероятно подробное описание убийств. Тут голова отрезана, отсюда кровь хлещет, здесь вилку в сердце воткнули — так называемый скандинавский нуар. В «Серебряной дороге» всего этого нет, но при этом тот самый нуар имеет место — давящая мрачная атмосфера, густой туман, ночь, подозрительные личности и постоянный саспенс. «Серебряная дорога» начинается как достаточно средней руки детектив с набившими оскомину фразами а-ля «этот город нужно очистить от грязи и похоти». Но на удивление этот тон быстро (буквально на первых 30 страницах) исчезает, уступая место простому повествованию, теряются детективные клише, что книгу, безусловно, украшает. Однако похоже, что это был сознательный трюк — создать поначалу кажущуюся шаблонность, а затем зацепить читателя простотой и увлечь его комфортным, но при этом напряженным повествованием.
Роман во многом напоминает уже описываемые ранее в произведениях кино и литературы сюжеты. Например история Лелле, его поиска дочери напоминает фильм «Под покровом ночи», история Меи — сериал «Половое воспитание» (линия про Мейв и ее маму), история семьи Карла-Юхана — роман «Девочки» Эммы Клайн, фильм «Кловерфилд 10» и даже «Процесс» Франса Кафки. Список может быть огромным, чего-то нового ни в плане сюжета, ни в плане образов Стина Джексон не придумала. Но и это не делает книгу сухой и скучной. Наоборот, обыгрывая привычные сюжеты, Джексон подчеркивает другие важные (хотя тоже не новые) вопросы: одиночество, страх перед государственной системой, преодоление душевной боли.