Каждую субботу наш книжный обозреватель Вадим Бадретдинов рассказывает о книгах, которые стоит почитать. В прошлом выпуске он поделился своим мнением о «Манараге» Владимира Сорокина и «Вьюрках» Дарьи Бобылевой. Сегодняшний обзор посвящен восьми книгам, которые стоит прочитать в длинные праздничные выходные.
«Три дня и вся жизнь». Пьер Леметр (пер. с франц. М. Брусовани)
На что похож: «Преступление и наказание» Федора Достоевского.
В типичном тихом городке во Франции живет двенадцатилетний Антуан. Однажды он видит, как сосед убивает собаку. Это производит на Антуана огромное впечатление: подавленный бессилием, он обрушивает свой гнев на шестилетнего мальчика Реми, гулявшего с ним, как бы случайно его убивая. События по своей психологической динамике сильно напоминают «Преступление и наказание», но, в отличие от классики, в книге «Три дня и вся жизнь» ближе к финалу есть некоторый твист, который одновременно и шокирует, и всё расставляет по своим местам.
«Семь смертей Эвелины Хардкасл». Стюарт Тертон (пер. с англ. А. Питчер)
На что похож: «Горький апельсин» Клэр Фуллер вперемешку с фильмом «Другие».
Начало XX века, огромное английское поместье Блэкхит. Чета Хардкасл приглашает гостей на маскарадную вечеринку в честь их дочери Эвелины, что само по себе странно, ведь в этот день много лет назад был убит их младший сын Том. Доктор Себастьян Белл, приглашенный на мероприятие, просыпается в одной из комнат дома с уверенностью, что ему как можно скорее нужно найти Анну, которой требуется помощь. Однако он пребывает в беспамятстве. Что это за место и зачем ему Анна, он не знает. Более того, он вовсе не Себастьян Белл, а Айден Слоун, который помимо прочего, ежедневно переселяется (правда, не по своей воле) в тела других героев. Его день закольцован, но это имеет определенный смысл. Наставляемый странным персонажем в маске чумного лекаря, который знает всё, но ничего не говорит, Айден разбирается в загадке этого странного временного сдвига.
«Семь смертей» — это роман-аттракцион. В нем есть и тайна, которая точно будет раскрыта, и мистический, параллельный мир, пронизывающий всё повествование.
«Текст». Дмитрий Глуховский
На что похож: сериал «Черное зеркало», только всё по-настоящему.
Перспективному молодому парню Илье Горюнову в ночном клубе подбрасывают наркотики, за что следующие семь лет он проводит в тюрьме. Отбыв наказание, он возвращается домой, где его никто не ждет. Терзаемый желанием поквитаться, он находит того самого оперативника, по чьей вине его жизнь пошла под откос, и как-то достаточно нелепо его убивает. Прихватив телефон убитого, при помощи соцсетей он продлевает ему жизнь. Ведя активную переписку с его родителями, девушкой, начальством, Илье узнает жизнь другого человека, которой он одновременно ужасается и завидует.
«Текст» получился цельной и сбалансированной историей человека, чья судьба была сломана прихотью другого. И именно поэтому, особенно в свете прошлогодних событий, читать книгу одновременно страшно и увлекательно. Еще в первой половине романа мы вроде бы понимаем, чем вся эта авантюра должна закончиться, но до самого финала в этом предположении не уверены.
«Куда ты пропала, Бернадетт?» Мария Семпл (пер. с англ. А. Савиных)
На что похож: «Дикая. Опасное путешествие» Шерил Стрэйд
Бернадетт Фокс — странная, богатая, нелюдимая особа, живущая в Сиэтле со своими дочерью и мужем. Она игнорирует общение с соседями, равнодушно, несмотря на финансовую обеспеченность, относится к плачевному состоянию своего дома. Ведомая дочерью, Бернадетт соглашается на авантюру — поездку в Антарктиду, что для человека, забитого в угол собственной кровати, явно за пределами зоны комфорта. Но домочадцы понимают, что с Бернадетт происходит что-то не то, и пытаются ей в меру своих сил помочь.
«Куда ты пропала, Бернадетт?» из, казалось бы, незамысловатой истории превращается в психологическое исследование не только и не столько человека, непосредственно находящегося в кризисе, но и всего его окружения.
«Не отпускай меня». Кадзуо Исигуро (пер. с англ. Л. Мотылев)
На что похож: «Норвежский лес» Мураками.
В антиутопичном мире будущего девушка Кэти вспоминает свою учебу в школе-интернате Хейлшем. Задним числом она понимает, что их обучение проходило как-то странно. Частые медосмотры, изоляция от остального мира. По мере развития сюжета читателю становится ясно, в чем дело, но всё оказывается куда сложнее.
«Не отпускай меня» — история трудная, но при этом Исигуро говорит с читателем на равных, в романе нет интонации высоколобого интеллектуала. Сложные морально-этические проблемы он решает вместе со всеми, ведь и у него нет однозначных ответов.
«Девять совсем незнакомых людей». Лиана Мориарти (пер. с англ. Г. Крылова)
На что похож: «Десять негритят» Агаты Кристи и «Мизери» Стивена Кинга на минималках.
Девять незнакомых друг с другом человек приезжают в пансион «Транкиллум-Хаус», для того чтобы очистить свой организм, дух и разум. По условиям пребывания постояльцы должны отказаться от всех гаджетов и выполнять распоряжения персонала (в количестве трех человек), главным образом Маши — русской эмигрантки, в бывшем бизнесвумен с железным характером. Она уверена, что благодаря ее методике все девять человек выйдут из пансиона преображенными, свободными духовно людьми. Но у каждого героя есть свой секрет, раскрывать который он не планирует.
Этот роман — типичный представитель так называемого герметичного детектива, где в закрытом пространстве в узком кругу героев что-то происходит. Но ждать жестокой физической расправы над кем-либо не стоит, все-таки это несколько иная история. Мориарти скорее настроена на то, чтобы довести читателя до той же степени напряжения, что и герои романа доводят друг друга.
«Поезд М». Патти Смит (пер. с англ. С. Силакова)
На что похож: «Чемодан» Сергея Довлатова.
«Поезд М» — сборник воспоминаний легенды рок-музыки Патти Смитт. В России литературный успех к ней пришел после публикации книги «Просто дети», где она, помимо прочего, описывает свои отношения с художником и фотографом Робертом Мэпплторпом. «Поезд М» — естественное продолжение предыдущей книги. Цепляясь за конкретные предметы и места, она тонко и очень искренне описывает дух американского времени второй половины XX века.
«Асфальт». Евгений Гришковец
На что похож: фильм «О чем говорят мужчины», снятый Андреем Звягинцевым.
Представьте, что «О чем говорят мужчины» создал не «Квартет И», а, скажем, Звягинцев. И хотя оригинальный фильм пронизан печальным лейтмотивом, он зрителя не тяготит, очень светло у них всё получилось. Будто сидишь на кухне, пьешь чай и листаешь свой детский фотоальбом. А у Звягинцева было бы как подобает русскому мастеру — всё тлен. Но муза для создания подобной картины явилась не Звягинцеву, а Евгению Гришковцу, который в итоге написал роман «Асфальт». Его спокойный темп повествования в полной мере соответствует настроению. Главный герой книги руководит компанией, которая занимается нанесением дорожной разметки. Белая полоса — черная — белая — черная. Вся история разворачивается в тот момент, когда у героя всё плохо, его черная полоса только началась. Не уверен, что много кто любит предаваться хандре и тоске, но «Асфальт» обволакивает читателя этим состоянием, реанимируя его лучом надежды в конце, когда, похоже, черная полоса заканчивается.
Какую из этих книг вам хочется прочитать в первую очередь?