Каждую субботу наш книжный обозреватель Вадим Бадретдинов рассказывает о книгах, которые заслуживают вашего внимания. Так, в предыдущем выпуске он рассказал о двух книгах о том, что делать при встрече со сверхъестественным, до этого порекомендовал к прочтению важную книгу Катерины Гордеевой про рак и собрал три лучших романа про неудачников. А на этот раз он предлагает сразу две книги с оголенным нервом. Почитайте его рекомендации, а после решите, хотите ли вы прочитать эти книги.
Фредрик Бакман. «Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения»
У скандинавской литературы есть две крайности. С одной стороны, набивший оскомину скандинавский нуар, где маньяки наматывают кишки жертв на качели, а с другой — воздушное доброе детское чтение типа «Муми-троллей». Книги Фредрика Бакмана (у него в библиографии из наиболее известных — «Вторая жизнь Уве» и «Здесь была Бритт-Мари») находятся не то чтобы где-то между, но, тяготея ко второй группе, в большей степени будут интересны взрослому читателю.
«Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения» от издательства «Синдбад» вышла уже после ставшего по праву бестселлером романа «Вторая жизнь Уве» — истории о злобном пожилом мужчине, который ненавидит буквально всё и пытается покончить жизнь самоубийством, но соседи всё никак не дают ему это спокойно сделать. Несмотря на громкий успех первой книги, «Бабушка велела кланяться» становится работой уровня не ниже.
Почти что восьмилетняя девочка Эльса очень любит свою эксцентричную бабушку — лучшего друга и супергероя. Кажется, бабушка единственная, кто может ее понять. Создав сказочный мир страны Миамас, они обе живут в нем. Но всё меняется в момент большого горя — бабушка умирает, оставляя Эльсе письмо, которое нужно доставить одному из соседей. В нем она просит прощения. И это письмо становится точкой отправления в большое путешествие, проходящее исключительно на территории их дома. Как выяснится потом, бабушке было что скрывать. Прячась в сказке, Эльса со временем понимает, что каждый герой имеет реальный прототип, а ей, как настоящему рыцарю, надлежит защитить замок.
Кажется, будто «Бабушка велела кланяться» обещает быть средненькой слезовыжималкой в духе романа «Жутко громко и запредельно близко» Джонатана Сафрана Фоера, однако, в отличие от последнего, таковой точно не является, пускай хоть сентиментальный читатель и всплакнет ближе к финалу. Книга Бакмана — история удивительной доброты, доблести и любви к семье в самом широком смысле. А в семье, как известно, порой бывает очень сложно.
Донна Тартт. «Щегол»
Донна Тартт — современная американская писательница, лауреат Пулитцеровской премии, у которой всего три романа. Но каждый из них заслуживает отдельного внимания и разговора.
Тартт книги пишет медленно, выпуская роман раз в десять лет. (Виктор Пелевин, для сравнения, каждый год радует поклонников своим новым трудом.) Сама она это объясняет тем, что писать быстрее ей просто неинтересно. «Я пыталась писать быстрее и не получала удовольствия от этого. Я не получала удовольствия от процесса. Я пыталась ускориться, я думала (это была ошибка), что напишу книгу за год. Но радости от этого не было. А если нет радости для писателя, то ее нет и для читателя», — говорит она в интервью.
Но, похоже, такая тактика себя оправдывает. В романе «Щегол» каждое предложение выверено до миллиметра, а сюжетная канва держится крепко, не разваливаясь и не истончаясь.
Главный герой «Щегла» — тринадцатилетний мальчик, а затем уже взрослый мужчина Тео. Однажды, прячась от дождя, он с мамой идет в музей, где выставлены работы малых голландцев, в том числе картина «Щегол» Карела Фабрициуса. К несчастью, этот визит становится роковым — во время теракта в музее мама Тео погибает. По настоянию случайного посетителя в суматохе Тео крадет «Щегла». Эта кража и теракт сам по себе становятся отправными точками всего, что произойдет с Тео дальше.
Несмотря на большой объем — 800 с лишним страниц, — роман не кажется тяжеловесным. Наоборот, всё в нем так стройно, так грамотно расставлено, что чтение не вызывает трудностей, сквозь текст не приходится продираться. Другое дело, что роман настолько многогранен, что его можно разобрать на отдельные истории. Если зачем-то нужно выделить основную тему романа, то ею, думаю, окажется проблема преодоления травмы. Совершенно очевидно, что смерть матери сломала и без того не самую стабильную психику мальчика, а дальнейший кутёж, обманы и преступные махинации — не что иное, как его попытка пережить потерю близкого человека.
В книге Тартт определенно есть какой-то оголенный нерв, хватаясь за который, читатель почти что сам взваливает себе на плечи тот груз утраты, который приходится нести герою. Но и это относится к безусловным положительным граням романа — только по-настоящему талантливый текст способен вызвать столь сильное ощущение единения читателя и писателя.
На фото: Фредрик Бакман. Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения. — Синдбад, 2018. Перевод со швед. К. Коваленко
Донна Тартт. Щегол. — М. Издательство АСТ, CORPUS, 2014. Перевод с англ. А. Завозова
Какую из этих книг вы бы хотели прочитать?