Сергею чуть больше 30 лет, у него есть семья и официальная работа, но по выходным он превращается в золотоискателя. Сам себя он так называть не любит — предпочитает выражение «свободный геолог». Сергей согласился рассказать, как и где он моет золото, но только на условиях анонимности, так что имя мы поменяли. Дело в том, что искать золото — занятие нелегальное, но людей это не останавливает. Конечно, куда там, когда такой азарт!
— Вы занимаетесь добычей золота уже три года, а с чего всё началось?
— Посмотрел передачу «Золотая лихорадка» по Discovery и решил, почему бы и не попробовать, мы же на Урале живём. Я рассказал другу, с тех пор и катаемся. Приходишь на реку с лотком и начинаешь мыть.
Я бы не сказал, что это заработок — это хобби, как у людей рыбалка и охота есть, вот у меня такое хобби. Ты приезжаешь в горы, на ручьи — в место, где не бывал никогда. Мы с ребятами, два-три человека, собираемся и на машине едем. Конечно, мы заранее выбираем квадрат, куда поедем.
— А как выбираете место?
— Это большой бумажный труд — нужно много перелопатить, чтобы найти место. Мы ходим в архивы и библиотеки, смотрим, где были старые добычи, может, старые отработанные полигоны. А вообще, сначала приходишь в библиотеку, берёшь начальный курс по геологии и читаешь, а потом разбираешь. Например, если есть на ручье кварц тёмно-коричневый или тёмно-жёлтый, и желательно, чтобы он прям как бархатный был, чтобы крошился, — тогда велика вероятность, что здесь и золото есть.
— Куда вы в первый раз ездили?
— В первый раз мы поехали в Челябинскую область на Аргази и там с ходу намыли. Мы просто перед этим прочесали хорошо карты. Потом решили съездить в тайгу в Приполярье, там мы уже готовились, взяли с собой арбалет, но поняли, что с ним таскаться бесполезно, поэтому берём только ножи. К тому же, если с оружием таким идёшь, то обязательно тебя егерь остановит и начнёт проверять. А если оружия нет, то егерям всё равно — животных мы не трогаем, лес не рубим.
— Бывает, что приезжаете на место, а там ничего нет?
— Конечно, очень часто. Знаете, это как в покере — пришла к тебе карта или не пришла. Это азарт! Самое большое, сколько я находил за раз, — это 15 граммов. У меня есть небольшая коллекция — что-то отдал жене на серёжки. Сделали кулончик из самородка, и смотрится он, конечно, потрясающе, не то что в магазине.
В коллекции есть гранат, но с камнями вообще опасно связываться, там уже посерьёзнее — штрафом не отвертишься. Я находил рубины и изумруды, но не брал их, потому что знаю, что даже за переноску в кармане грозит конкретный срок. Я даже алмазы находил — небольшой камушек. И что с ним делать? Проходишь мимо.
— Обязательно уезжать далеко в лес, в горы?
— Золото добывается в ручьях, речках, можно и в болоте. Можно выйти на Плотинку около ДИВСа, купить лоток, копнуть на 40 сантиметров и там найти — там будет золото. Мы пробовали и сразу нашли, правда, там пылинки. Но пылинки можно сплавить самому дома.
— Для этого нужно специальное оборудование?
— Оно нужно тем, кто занимается этим в промышленных масштабах, а у меня проходнушка обычная. Проходнушка — это такой шлюз шириной 25 сантиметров, загнутый буквой П. Борта у проходнушки ещё по 10 сантиметров, в длину она 1 метр 20 сантиметров. С одного конца у неё стоит расширитель. На него лопатой кидаешь породу, и золото оседает.
Я с его помощью два-три грамма золота поднимаю. Обычно мы выезжаем на два дня, и если на двоих мы десять граммов золота поднимаем, то это хорошо. Те, у кого промышленное оборудование, они и добывают большими партиями, но они и ездят в Приполярье куда-то, но это ни к чему хорошему не приведёт.
— Это ведь нелегально всё, вас ловили?
— Бывало, конечно. Выписывали штраф на 5 тысяч рублей, но многие тратят на своё хобби ещё больше.
— Понятно, что вы своих мест не раскрываете, но расскажите, где вы были, хотя бы пару мест?
— Мы ездили на перевал Дятлова. Там с ходу нашли. Мы там спокойно переночевали, ничего с нами не случилось.
— Вы говорите, что уезжаете туда, где люди никогда не были, там ведь дикие звери, не боитесь?
— В прошлом году ездили в посёлок в Кемеровской области. Мы пошли на ручей, сели, моем. Я голову поднимаю и вижу, что в метрах 15 стоит здоровый медведь и пьёт воду. Мы с другом были, и он хотел бежать, я его вовремя за руку схватил и запретил вставать. Медведь на нас посмотрел, постоял и ушёл. Ещё мы видели медведицу с медвежатами.
— Не страшно?
— А чего её бояться? Она нас боялась больше, чем мы её. Я служил в разведке в спецназе, нас там всему обучили, я подготовленный. Но бежать от животного нельзя — у него тут же включается инстинкт охотника. С рысью и росомахой повстречаться страшнее всего, они хоть и маленькие, но очень опасные. А больше опасностей нет. Берём с собой масло лаванды — оно клещей отгоняет.
— Сколько времени вы отдаете своему хобби?
— Я езжу на выходные и в отпуск. Для меня это интереснее, чем на юг слетать. Иногда езжу с семьёй. Жене бывает интересно, тоже может посидеть с лотком, помыть.
— Между золотоискателями есть какая-то борьба за места?
— Местами никто не делится, но можно встретить кого-нибудь на месте, куда приезжаешь, но это нормально. Главное — не заходить на территорию, где госрезерв. Мы законопослушные, стараемся всё по закону делать, но у нас ведь всё равно это незаконно. Вот в Казахстане дали разрешение, может быть, и у нас когда-нибудь такие времена наступят.
— Разговаривали с какими-то бывалыми золотоискателями, дело ведь старое, что они рассказывают?
— Знаю я одного такого, он из Свердловской области и три раза сидел за это дело в 80-х годах. И говорит, что всё равно не бросит, это у него болезнь уже, но он и живёт этим — у него это заработок. Есть люди, которые насмотрелись «Золотой лихорадки» и думают, что можно сразу много намыть, но это очень ошибочное мнение, такого не бывает, что ты пришёл, копнул — и у тебя полный лоток золота.
Фото: kinopoisk.ru; Сергей