Отучилась на швею-закройщицу женской одежды, получила художественное образование, 6 лет шила шторы на заказ — а потом бросила однообразную работу и уселась за швейную машинку дома. И превратила квартиру в берлогу. Это все про екатеринбурженку Юлию Фурсову. Она шьет медведей в русском стиле, прообразом стал мишка из ее детских мультиков.
— К медведям у меня любовь с детства. Я их коллекционировала. Потом увлеклась мишками Тедди (покрытый заплатками трогательный серый мишка с голубым носиком. — Прим. ред.), но поняла, что это не мое по духу. Решила создать нашего русского медведя, с душой, — рассказала Юлия.
А дальше — дело техники. Выкройки похожи на те, что у мишек Тедди, но у каждого «обрусевшего» медведя выкройка индивидуальная. Перед этим идет кропотливая работа над образом. Это, по словам художницы, самое сложное. В мае этого года первому мишке, которого изготовила Юлия, исполнится 3 года. Совсем недавно этот мишка, а точнее, медведица-«коробейница» с баранками на шее, нашла себе новый дом — ее купили в подарок коллекционеру, которая собирает кукол в народных костюмах.
На создание одной работы может уйти больше месяца, все зависит от вдохновения и от наличия материалов. Важно, чтобы все детали костюма сочетались между собой.
— Любой кукольник знает, что у куклы есть своя душа. Иногда уходит несколько месяцев на обдумывание образа. Сначала приходит образ, затем начинаешь делать и продумываешь выражение мордочки, ее форму, туловище. У меня все само в голове возникает. Волшебство такое, — делится своим секретом мастерица. — Сшить мишку несложно, сложно передать образ.
Изготовлены мишки из искусственного меха. Если приглядеться, то видно, что он разного оттенка, разный по пушистости, чтобы придать мишке солидности и возраста. Шкурку мастерица тонирует и «состаривает». Внутри мишки набиты опилками, а специальное шплинтовое крепление делает подвижными лапки и голову. Глазки и носики сделаны вручную индивидуально. У медведиц есть еще и ресницы.
Рукодельница наряжает своих медведей в русские наряды XVIII–XIX веков. Так ей пришлось научиться плести лапти, шить косоворотки, косоклинные сарафаны и валять валенки. Самая «раздетая» — это медведица в ночнушке.
— Это проект патриотичный. Мне стало обидно, что есть мишка Тедди, а в России своего медведя нет. Забыт он остался. Я постаралась это исправить. Сколько точно я их уже сделала, не считала. Но 30 штук-то есть, — говорит Юлия.
Юлия шила мишек у себя дома, расставляла их на полках. А когда квартира стала походить на берлогу, появилась потребность расширяться. Хотя, говорит Юлия, ее семья с пониманием отнеслась к ее хобби. Мастерица участвовала в выставках, продавала своих любимцев. А потом «созрела» до своей студии.
Покупают таких медведей коллекционеры кукол, иностранцы или просто состоятельные люди, которых сложно чем-то удивить.
— Одна из покупательниц приглядела мишку еще на стадии пошива. Выбрала его из нескольких еще недоделанных медведей, говорит: «Он родной», а потом пришла за ним через пару недель. Люди выбирают своего мишку по духу. И неважно, будет он с баранками или с самоваром, — рассказывает Юлия. — Чаще мишек берут как сувенир. Хотя можно использовать и как игрушку, они довольно прочные.
Но цена вопроса не игровая. Один такой мишка стоит от 12 000 рублей. Самый большой медведь Юлии был ростом 1 метр 20 сантиметров, его заказала одна из пекарен города на открытие. А самый маленький — 25 сантиметров, это самый ходовой размер. Много мишек улетело в заграничные дома — как альтернатива растиражированным матрешкам.
— Это то, к чему я стремлюсь. Нет. Не вытеснить матрешек. Должна быть альтернатива. В основном моих мишек берут жители Германии. Выбрали тех, что вызывали ассоциации с людьми, — говорит Юлия Фурсова. — Каждый медведь требует моего внимания.
Новинка этого сезона — мишка-«футболист». Из реквизита — мячик из папье-маше. К ЧМ по футболу Юля планирует создать целую медвежью футбольную команду. В руках у питомцев будет российский флаг. «Моим мишкам можно будет его держать, они не на Олимпиаде», — смеется Юля.
Есть среди игрушек медведица-балерина, медведь-рыбак, медведь-футболист, а самый популярный — медведь с самоваром. Кстати, такой медведь с самоваром есть даже у президента Путина. В 2016 году мастерица решила сделать подарок, написала письмо в администрацию президента, ей дали адрес. Мишка поехал в Москву, а мастерице пришло письмо с благодарностью и пожеланием творческих успехов.
Вот еще несколько историй об уральских кукольниках.
Дарья Махсумова лепит кукол, которые вызывают восторг и ужас. Она придумывает мрачные образы, похожие на героев фильмов Тима Бёртона.
Мастерица из Верхней Туры шьет кукол, которые как две капли воды похожи на людей. При взгляде на некоторых из них становится жутко — но не потому, что они страшные, а потому что выглядят совсем как живые.
Екатеринбурженка Ксения создает, наоборот, милых куколок, которые нравятся маленьким детям. Ей больше нравится естественная красота без макияжа и лишних украшений.
Фото: Артём УСТЮЖАНИН / Е1.RU, Юлия ФУРСОВА