Субботним вечером у входа в "Дом печати" на Ленина – Тургенева выстроился длинный хвост из желающих посмотреть вживую на первый на этой площадке баттловый турнир Slovo | EKB. Баттл-рэп вышел из сумрака и делает пау-пау – настало время рассказать, что ждёт городских любителей развлечений на таких ивентах.
Если вы когда-нибудь решитесь сходить на рэп-баттл, то отговорите свою девушку от каблуков (или сами не надевайте), хорошо выспитесь и наберитесь сил. Такое мероприятие – это не зайти поржать на полчасика-час, как может показаться при просмотре на YouTube. На одном ивенте снимают сразу несколько поединков, а потом выкладывают по очереди неделями. Обычно на ивенте четыре баттла, но может быть и больше. На каждый на всякий случай нужно закладывать около часа.
Если вы хотите слышать каждый панч, то вам придётся постоять. Не хотите стоять – в "Доме печати" найдутся сидячие места у бара, на диванчиках, в ресторане, но слышать вы будете от двух третей до 10%.
Акустика в "Доме печати" довольно неплохая – если учитывать, что MС баттлят без микрофонов. Толпу собирают в кружок между "диванным" пространством и сценой, а сцену отдают зрителям – можно посидеть даже на гигантских колонках, правда, если включат бит, вы получите лёгкий эффект массажного кресла.
На дебютном ивенте, когда ведущий впервые инструктировал народ, как правильно встать, часть зрителей явно решила, что баттл будет на сцене, и потянулась к ней. Но толпа сомкнулась под сценой в кружок, и те, кто пробирался к ней, оказались сзади. Впрочем, они не особо проиграли: взобрались на сцену и наблюдали за всем этим сверху.
Все эти приготовления занимают примерно полчаса, и баттлы начинаются всего лишь через 30 минут после назначенного времени. Для этой площадки почти и не опоздание даже.
Кстати про постановку. Те, кто смотрит баттлы, знают уже не только самих МС, но и постоянных зрителей, которые даже могут получить статус "талисмана". Если вам зачем-то нужно попасть на видео (хоть бы и на память), не обязательно иметь особые отношения с организаторами. По крайней мере в ЕКБ. По крайней мере пока. Все, кроме судей, встают как получится, нужно только быть минимально внимательным и не курить подолгу в перерывах. Если не получится светануть фейсом с первого раза, у вас будет ещё несколько попыток.
Спойлерить баттлы – дурной тон, и мы не будем (почти). В самом первом баттле сошлись хороший и очень хороший баттл-MC, и старт был дан мощный. Один из них – гость из солнечного Санкт-Петербурга Tasman, баттливший на родине в лиге RBL (хотя его и вынес там из турнирки екатеринбуржец Sector), второй – не так давно прошедший отбор на Slovo | EKB новичок с отличной рифмовкой и крайне въедливой методикой разбора противника на запчасти под ником (как бы его понятнее написать? Пусть будет в кавычках) "Серёжа Сотников рэпер".
С первых строчек стало понятно, что рэп-тусовка и в Санкт-Пербурге, и на Урале писала тексты, одновременно переваривая эмоции от баттла Оксимирон – Слава КПСС: по цитируемости ни одно культурное явление нашей и не нашей эры сравниться с ним даже не пыталось. Со всех стороны летели "на минималках", "смузи-вейп-бар", "стеклянные петушки" и осколки их хвостов (да, одного из противников сравнили именно с этим), и даже почти невозможная в Екатеринбурге "корюшка-пати".
– Ты вторичный, скучный, серый, помойный, а коричневая куртка не делает тебя Гнойным! – заявил уралец питерцу, получив хорошего шума в ответ.
На заметку: вряд ли он точно знал, в чём придёт на баттл соперник, так что, скорее всего, это был флип – экспромт, придуманный на ходу, по типу фристайла (фристайлом обычно называют не пару строчек, а более цельное выступление без подготовки).
На следующем баттле Кирилл Че выступает против Dэмы, единственной девушки в филиале Slovo | Ekb. Этот баттл зрители очень ждут – и очень активно поддерживают шумом обоих участников. Dэма – известный баттл-MC, при этом не особенно шифрующийся – она, например, магистр психологии. Это становится темой для подколов в стиле "почему ты называешь всех своих оппонентов гомосексуалистами (конечно, слово на баттле другое) – ты и всем клиентам ставишь такой диагноз?"
Припоминают ей и ту самую "пина-коладу".
Вообще предыдущие выступления любого MС – это кладовая для стёба соперников на следующих баттлах, и поэтому баттл-рэп со временем начинает напоминать сериал, в котором новичку с лёту разобраться не всегда просто. Тема нелепости баттлящих девушек тоже поднимается не раз: "Когда твой ребёнок скажет первое слово, ты выдашь ему "ответочку"!" Но Dэма знает свою силу, а ещё помнит нас и панчит, что если она проиграет (опять же употребляется другое слово), то это станет главной новостью на Е1.RU – правда, это не то чтобы особо приятная слава.
Перерывы между баттлами довольно большие, можно успеть пообщаться, охладиться (хотя в "Доме печати" нормальная вентиляция, и пот со зрителей ручьями не льёт). Многие зрители выходят из зала на улицу – активно обсуждая выступления.
В благородно-индустриальное запустение двора "Дома печати" приехали даже телевизионщики и берут интервью у ведущего Slovo | EKB Вуду. Репортёр в красном пиджаке и при бабочке (форма одежды явно выбрана специально – для контраста с рэп-тусовкой) спрашивает, зачем в баттл-рэпе столько агрессии.
– Разве не интересно наблюдать, как два человека изысканно *** друг друга? – смеётся Вуду.
Репортёр меняется в лице.
– Да, ***. Что, надо синоним к слову ***?
– Хорошо, мы это запикаем.
– Что запикаете, ***? Что же сказать вместо ***?
Интервьюер делает фейспалм. Но под ладонью видно, что он тоже смеётся.
[Глагол *** перевести можно примерно как "называют противника человеком, практиковавшим гомосексуальный оральный акт в качестве исполнителя"]
– Ладно. Обсирают, – наконец решает смилостивиться над форматом Вуду.
Мы тоже спрашиваем у ведущего: сколько среди трёх сотен зрителей действительно зрителей, а не тех, кто сам рэпер или хочет им быть? Вуду отвечает нам, что всего "действующих" баттл-MС на ивент пришло где-то 16, остальные правда зрители, их больше, чем бывает обычно, и новая площадка хорошо себя показывает.
Если вы дочитали до этих строк, то заслужили ещё посмотреть на прекрасных девушек, у которых на баттлах не вянут уши, и они украшают собой местную рэп-тусовку.
Следом на ивенте проходят два небольших баттла между новичками основного турнира лиги: Кукиш с Хаслом – Грязный Белый и Mika – SpeedyD.
Мы коллекционируем некоторые панчи про Урал и один перескажем: пермский рэпер Грязный Белый на баттле предъявил участникам екатеринбургской лиги, что слишком уж часто у нас MС называют друг друга лжецами (разумеется, там было другое слово).
"На Урале следят за базаром, и это не было тайной – так почему у половины зала до сих пор не разбиты ***?", – читает MC.
Наверняка часть нашей аудитории, впервые в жизни увидев баттл, спросила себя о том же.
Дальше по программе – не баттл, а "лайв" (небольшое живое выступление) набирающего известность екатеринбургского рэпера Димы Шумма. Про него можно рассказать много интересного, но мы остановимся на главном: 3,5 миллиона просмотров его первого (отборочного) баттла на питерском проекте 140bpm – это тоже баттлы, но под бит (в отличие от более распространенных "акапельных", пример которых – баттл Оксимирона и Гнойного).
Соперником Шумма в отборе 140 bpm был рэпер PLVY BLVCK (произносится "ПлэйБлэк") из Молдовы, и это решило все: такого количества не особенно обидных, но дико смешных панчей про шпатели, ламинат, штукатурку и не только мир еще не слышал. Диджею пришлось делать для Димы десятки релоудов – то есть давать паузу и перезапускать музыку, потому что из-за воплей толпы после каждого удачного панча следующие строки MС попросту никто не услышал бы. По никам этот баттл легко найти на YouTube. Ну а релоуд в баттлах под бит вообще особая тема: если его пришлось сделать, когда ты сбился, – это плохо, а если из-за зрителей – то, наоборот, респект, хотя есть свой шик и в том, чтобы читать без перебоев сквозь любой ор.
Треки Димы тоже заходят, толпа понемногу оживает.
После энергичного "лайва" уставший Шумм вместе с друзьями сбегает во двор, по дороге делясь впечатлениями: "Ааа, мой первый слэм!"
– Правда? Это твой первый концерт?
– Ну нет, мы на разогревах выступали у групп 25/17 и "Грот". Так что не первый, и там было больше народа.
– Будешь баттлить в Екатеринбурге в ближайший год?
– Не знаю – сейчас у меня турнирная таблица в Петербурге, и я рассчитываю все-таки не вылететь оттуда (В августе на проекте 140bpm Шумм всё-таки проиграл в первый раз. – Прим. ред.)
– А на баттлы без битов пойдешь где-нибудь?
– Я плохо баттлю без бита, с битом – намного лучше, так что не хочется быть лохом.
– Какое будущее ты видишь для себя в русском рэпе?
– Светлое, на самом деле.
– Со звукозаписывающими лейблами разговариваешь уже?
– Сложно сказать, сейчас вообще в голове небольшой вакуум. Но в будущем я вижу себя тем, кто больше пишет, чем баттлит, – хочу выступать, писать песни, быть артистом.
– Когда вам всем будет по 35, вы будете баттлить?
– Конечно. Это только у нас считают, что на баттлах только 12-летние мальчики. На Западе, откуда всё это пошло, баттлят огромные брутальные мужики, за 40 лет некоторым. Они этим зарабатывают, и это огромная индустрия. А у нас это всё пока только начинается и будет развиваться, и, если я к этому времени буду ещё жив, то, наверное, да.
Следующее событие по программе тоже необычное – баттл формата "бэдбарс". По сути это классический баттл наоборот, и его участники соревнуются в том, чтобы быть хуже оппонента: нелепые рифмы, безумные сравнения и упоротые пародии – это всё сюда (хотя, конечно, у некоторых MС и обычный баттл не отличишь от бэдбарса). В битве абсурда соревнуются ветераны лиги, екатеринбургские MС Sector и Кепкин, и один из первых панчей Сектора звучит примерно как "я знаю отличную рифму к "Артем Кепкин. Помет зебры!" – и это в принципе всё, что необходимо знать о bad bars. Зал, слегка поредевший к вечеру (а зря), погружается в безоблачное счастье.
Кстати, нашего мэра Евгения Ройзмана на бэдбарсе упомянули аж дважды. Сектор, например, для начала процитировал старый трек "Песня для радио" Noize MС: что его соперник записал песню, где "ни одного плохого слова и припев попсовый, ни слова о наркотиках, ни слова о политике… ", но внезапно объяснил всё это вовсе не желанием попасть на радио: "да-да-да, продолжай лох, бойся – ты просто зассал, что сюда придёт Ройзман!" Так что Евгений Вадимович, судя по всему, в сознании нового поколения по-прежнему прежде всего не мэр, а главный наркоборец города.
– Перед бэдбарсами вы не договариваетесь, о чем будете панчить, чтобы сделать посмешнее? – спрашиваем Сектора после баттла. – Здесь ведь всё равно не приняты настоящие разборки?
– Нет, тут такой же порядок. Что до конфликтов, то всякое бывает, но в таком случае проще провести обычный баттл.
– Что ты будешь делать в ближайший год?
– Планирую участвовать в Versus Fresh Blood, собираюсь отправить заявку.
– Про "версус" же куча легенд ходит, что там очень трудно попасть, потому что орги могут зарубить просто за неподходящий образ или за то, что у МС изначально слишком высокие навыки, и с ним и так все ясно. Про твоего соперника из лиги RBL ПиЭма, например, что его не взяли…
– Это все чушь, на самом деле. Так получилось, что его заявку тогда просто не заметили.
– Сколько лет ты уже баттлишь?
– В таком формате, получается, полтора года.
– Кем работаешь в обычной жизни?
– А это секрет. Я же баттл-рэпер, я не могу рассказывать такие вещи.
– Но сфера хотя бы? Айти, менеджмент…
- Нет, не могу, – Сектор непоколебим, и его можно понять: элементы биографии часто используют как материал для унижения оппонентов "по фактам", и даже сфера деятельности может существенно сузить поле поиска "зашкваров". Так что многие рэперы тщательно скрывают подробности своей жизни и даже от соцсетей отказываются.
– Но ты работаешь? Баттл-рэп не столько денег приносит, чтобы этим жить?
– Баттл-рэп вообще ничего не приносит. Только призового фонда с RBL я забрал половинку – там 50 было, мы по 25 с ПиЭмом его разделили, и все.
– Какая прелесть. А есть уже где-то цифры побольше – потому что, учитывая масштаб хайпа, они ведь должны стать побольше?
– С чего вдруг? У нас тут все то же самое, и я прекрасно понимаю, как все организуется и как проходит. Я просто не могу позволить себе просить деньги за свои выступления.
– Ты хочешь остаться в Екатеринбурге?
– Да, по крайней мере ближайшие года два – точно.
Баттл, который приберегли напоследок – первый в Екатеринбурге баттл под бит между MС D-SurrounD и Рус (TatarNigga) (помните "схему районов"? Тоже напоминаем:
Такие баттлы по атмосфере больше напоминают концерты – и очень органично смотрятся даже на сцене, в отличие от "акапельных". Баттл получается веселым и вполне достойным, но очень "первым" – тут нам пригодятся наши знания о релоудах, потому что диджей явно еще не навострился – например, забыл, как сделать характерный звук релоуда, перепутал биты первого и второго раунда (они разные), так что в зал в итоге радостно вопил ему "большая круглая кнопка!" по поводу и без. Но в итоге релоуд из-за сбоя участника был только один – в основном все радовались удачным панчам.
– Ты учишься сейчас? – спрашиваем одного из участников под ником D-SurrounD. Ну, потому что кажется, что он и его противник пришли на баттл в "Дом печати", просто перейдя через дорогу прямо с субботних лекций.
– Нет, уже не учусь.
– Закончил? Или отчислили?
– Закончил, но отчисляли тоже – это долгая история.
– Ты гуманитарий?
– Лестех закончил.
– То есть работаешь сейчас?
– Сейчас нет, занимался подготовкой к баттлу – сейчас опять устроюсь.
– О, то есть чтобы нормально подготовиться к баттлу, надо увольняться?
– Нет, я просто хотел уйти, потому что мне там просто надоело, а потом сделать нормальный хороший текст.
– Ну, желаем новую хорошую работу найти. А ты раньше на битах был?
– Конечно. Я рэп начал писать не с баттлов, просто песни писал, у меня 20–30 треков выложено. Участвовал в онлайн-баттлах, потом появились вот эти, оффлайн. Сначала они мне не нравились, но…
– Какие баттлы, ты думаешь, будут популярнее в будущем? Через 5 лет что мы будем смотреть?
– Пока доступнее акапельные. Рэп-культура, конечно, популярна, но пока не настолько мейнстрим, чтобы люди любили биты. И bpm-баттлы больше любят за энергетику, за лайв, за флоу – за то, как ты читаешь, ну и за панчи. А на акапельных баттлах флоу продемонстрировать гораздо сложнее.
– Когда?
– Ну смотри, сейчас нам надо отсмотреть отснятый материал, определиться, сколько будет выпусков. Первое видео в течение ближайших двух недель, если всё пойдёт по плану.
– Нормально всё прошло, как по-твоему?
– Поблагодарю Оксимирона и Гнойного – в этот раз нас было больше, чем обычно (смеётся). Если серьёзно – спасибо каждому, кто поддержал наш филиал и пришёл на ивент, особое спасибо – тем, кто с нами с самого начала. Мы очень старались поднять планку. Были свои косяки, но я считаю, что в целом всё получилось.