Есть ещё примерно месяц, чтобы отдохнуть на российском юге. Тем более совсем скоро наступит бархатный сезон. Он прекрасен не только тем, что сильной жары уже нет, а море по-прежнему тёплое. Большой плюс в том, что в это время на курортах практически не остаётся школьников. Как следствие, значительно снижаются цены на аренду жилья.
Пара билетов на самолёт из Екатеринбурга до Сочи на начало сентября обойдутся в 60–66 тысяч рублей. По идее за эти деньги можно купить простенький тур в Турцию, но если всё-таки хочется в Сочи, то можно попробовать сэкономить и поехать на машине. Прикинем, во сколько обойдётся такая поездка на двоих человек, какую дорогу лучше выбрать и где переночевать.
Какой дорогой поехать?
Главная прелесть путешествия на авто — возможность проложить маршрут через те города, которые хочется посмотреть. К примеру, наш коллега и постоянный автоэксперт Дмитрий Ларионов ездил на юг через Казань. Крюк получается примерно в 200 километров. Зато можно посмотреть изрядно похорошевшую в последние годы столицу Татарстана.
Выбор маршрута во многом зависит от того, сколько километров в день вы готовы преодолевать. Конечно, есть те, кто едет без ночёвок, особенно если в машине два водителя. Но такой вариант вряд ли принесёт удовольствие, да к тому же опасен, так как в машине отдохнуть нормально не выйдет.
По личному опыту — за день можно вполне комфортно проехать тысячу километров. Так что первая ночёвка — в районе Самары.
— Не стоит доверять выбор всего маршрута навигатору. Ситуация с трассами часто меняется, где-то постоянный ремонт, где-то дорогу развезло после затопления — навигатор об этом не знает. Если нет личных предпочтений или рекомендаций от друзей, лучше проложить маршрут через крупные трассы и избегать дорог местного значения, проходящих через небольшие населённые пункты. Там вас может ожидать неприятный сюрприз: дорога может быть в ужасном состоянии, и на них обычно гораздо меньше заправок, — рекомендует Дмитрий Ларионов.
До Самары есть две основных дороги. Первая: по Московскому тракту, затем через Орду, Куеду, Дюртюли, затем выезжаем за Уфой на федеральную трассу М5. В итоге получается около 1100 километров. Этот маршрут хорош тем, что вы объезжаете стороной часть трассы М5, которая загружена фурами.
Вторая: по федеральной трассе М5 через Сим, Уфу, Октябрьский. До Самары получится ровно 1000 километров.
На форуме «Общение автоклуба» традиционно есть тема о поездке на юг. Там как раз-таки маршруты активно обсуждают.
«Моё мнение: если подгадать пройти Сим ночью, то лучше через Сим. Если днём, то примерно одинаково должно выйти. В ночь катать через Дюртюли смысла большого не вижу», — пишет пользователь Site Master.
Форумчане пишут, что М5 стала значительно лучше.
«М5 год от года всё лучше, из четырёх реверсивных участков два проехал сходу, на остальных суммарно оставил минут пять», — отмечает Ski F.
Если резюмировать, то через Дюртюли дорога чуть длиннее, но зато менее нагруженная. Если решите ехать по М5, то лучше так подгадать, чтобы преодолеть перевал Сим ранним утром или ночью.
— Крупные дороги тоже не все одинаково полезны: некоторые частично закрыты на ремонт, и движение через них затруднено. Выявить такие участки можно, проложив дорогу через них в Яндекс.Навигаторе и поискав на них отметки «ремонт дороги», а также участки с «жёлтыми» и «красными» пробками в дневное время, — советует Дмитрий Ларионов.
Оговоримся, что если вы решите дальше ехать через Тольятти, то до Самары смысла доезжать нет. Только если захотите прогуляться по прекрасной набережной Волги.
Во второй день из Самары стартуем в сторону Волгограда. Тут опять есть два маршрута. Первый через Тольятти, Жигулёвск, Сызрань и далее на Саратов, а затем Волгоград.
— Однако рекомендую избегать проезда Жигулёвской плотины в районе 10 вечера по местному времени (Екб-1), можно потерять полчаса-час в лёгкую — именно в этот момент через неё открывается проезд большегрузов, и они скапливаются перед ней в очереди для проезда, а потом медленно и печально проезжают. Часов с 11–12 ночи по местному трафик уже обычный. Актуально только в этом году, — отмечает Дмитрий Ларионов.
Второй вариант — по другому берегу Волги через Пугачёв и Балаково, а затем всё на тот же Саратов.
«Самара — Пугачёв — дорога хорошая до Саратовской области, затем начинается стиральная доска. После Пугачёва до Балакова тоже стиралка, — пишет форумчанин Димитроff.
Любопытный способ мониторинга дорог предложил ещё один автоклубовец.
— Вообще, нынче при выборе незнакомой дороги достаточно помониторить её состояние через Яндекс.Пробки. Если на ней чаще всего Яндекс ничего не рисует, то, во-первых, надо увеличить масштаб, во-вторых, повторить процедуру просмотра несколько раз. Видимо, там мало кто ездит и плохо с интернетом. Если по результатам мониторинга чаще встречается скорость от 70 и выше, то с высокой долей вероятности там асфальт от среднего до хорошего. Если же скорости, показываемые на интересуемом участке, регулярно 65–60 и тем более ниже, то там либо гравийка, либо разбитый асфальт, — подметил АппендицbLт.
В третий день едем от Волгограда до Сочи. Опять же около тысячи километров. Можно через Ростов-на-Дону или через Тихорецк. Только велик риск, что на подъезде к Сочи будут пробки, но в сентябре их точно меньше, чем в августе или июле. В итоге к вечеру третьего дня вы доберётесь до конечной точки. Останется ещё время на поиск жилья, если вы вдруг заранее его не забронировали.
— Даже если проложенный навигатором маршрут вас полностью устраивает, обязательно позаботьтесь о том, чтобы этот маршрут не поменялся. Это может произойти и без вашего ведома, например, так: заезжаете на заправку, навигатор видит отклонение от маршрута, прокладывает его заново — и вот тут «фейл». Чтобы этого не случилось, надо либо полностью отключить прокладку маршрута при отклонении от него, либо жёстко зафиксировать несколько ключевых точек в нём, — делится опытом Дмитрий Ларионов.
ГИБДД и камеры
Камер по пути на юг очень много. При этом большинство из них — так называемые треноги, которые каждый день ставят на новое место. Если у вас нет антирадара с базой камер, то вполне можно обойтись приложением на телефон — популярностью пользуется «Антирадар Стрелка» или Яндекс.Навигатор (там тоже пользователи отмечают камеры). Впрочем, можно просто соблюдать скоростной режим, и тогда проблем не будет.
И самое главное — не обгоняйте там, где это запрещено делать. Сотрудники ГИБДД очень хорошо знают, где водители нарушают этот пункт правил, поджидая жертв в кустах. Желателен видеорегистратор, чтобы в случае чего доказать свою правоту.
Где ночевать в дороге?
Можно заранее забронировать места для ночёвок, например, через тот же Booking. Но реально особой надобности в этом нет — вдоль дорог достаточно мотелей с номерами разной ценовой категории.
— После выбора маршрута надо определиться с примерными местами для ночлега — это очень актуально, если в машине один водитель. Конечно, можно переночевать прямо в машине — для этой цели рекомендую выбирать места рядом со стационарными постами ДПС. Если хочется удобства, лучше заранее поискать гостиницы с номерами «на ночь» или мотели, обычно они легко находятся в 50-километровом радиусе от больших городов. Искать можно прямо в карте Google, обычно там есть и фотографии с отзывами. Часто там можно забронировать номер по телефону, — советует Дмитрий Ларионов.
В среднем можно найти номер по 500 рублей с человека. Получается, что на двоих выйдет 1000 рублей.
Про связь
Заранее изучите свой тариф у сотового оператора, чтобы не остаться без связи в дороге.
— Оцените свои потребности в общении и изучите свой тариф. Некоторые операторы уже давно предоставляют безроуминговые тарифы, некоторые — нет. Для того чтобы лучше обеспечить себя доступом в интернет (для прокладки маршрута, поиска заправок, мест для ночлега, информации о сервисах), лучше заранее подключить соответствующие роуминговые пакеты по меньшей мере у двух сотовых операторов. Так надёжнее, — советует Дмитрий Ларионов.
Считаем бюджет поездки
Прикинем, во сколько обойдётся трансфер на юг на автомобиле. Для простоты будем считать, что расход 95-го бензина на 100 километров пробега составит 7 литров. От региона к региону стоимость топлива отличается, но в среднем получится 39 рублей. В зависимости от маршрута в две стороны придётся проехать 5800–6000 километров. Значит, на бензин уйдёт 15,8–16,5 тысячи рублей.
Плюс к тому четыре ночёвки по тысяче рублей, ещё минимум по тысяче потратим на питание в каждый из дней. Также стоит заложить пару тысяч на непредвиденные ситуации. В итоге выходит 28 тысяч рублей. Это примерно в два раза дешевле, чем на самолёте. Плюс машина будет под боком.
Читатель E1.RU Евгений прислал свои советы. По его словам, он пять раз ездил на машине на юг, а потому хочет поделиться опытом с читателями.
1. Маршрут, как указано в статье, в принципе правильный, но я езжу через Саратов — Балашов — Урюпинск — Калач — Богучар.
Основным преимуществом является то, что дорога не слишком загружена — в среднем едешь 80–90 км/ч — и то, что выезжаешь на трассу М-4 «Дон» в районе Богучара. М-4 — четырёхполосная от Москвы до Краснодара (исключаю случаи ремонта). Гаишников практически нет, потому что они, как правило, пасутся там, где можно влететь с обгоном. Едешь в обход Волгоградской области и Волгограда, где дорог просто нет, как, впрочем, нет и дорог для объезда. Единственный минус — это то, что часть дороги проходит через населённые пункты, времени особо не теряется, но, как правило, стоят ограничения 40 км/ч, но оно этого стоит, на М-4 все восполнится с лихвой — 125–130 км/ч!
2. Также перед поездкой рекомендую продумать, подходит ли ваш автомобиль для дальней дороги. Первые разы ездил на Kia Spectra, честно говоря, в конце поездки выпадал из-за руля. Как пересел на Renault Fluence, сразу всё поменялось. На мой взгляд, уровень комфорта должен быть такой, чтобы минимум усилий было потрачено на него в движении, например, считаю, что обязательно наличие кондиционера, усилителя руля и желателен датчик дождя. Также рекомендую автомобиль, в багажник которого много войдёт.
3. Продукты лучше всего везти с собой. Если закупаться, например, в «Ашане» (греча, рис, картофель, соки, воды, уголь, алкоголь и т. д.), то выйдет раза в три дешевле, чем если всё это покупать на месте. В общем, закупаться так, чтобы минимум покупать на юге. Жидкость для розжига не советую везти с собой, лучше купить на месте.
4. Рекомендую на машине не ездить в Сочи по той причине, что там серпантины, и для многих женщин и детей это реально тяжело (головокружение и рвота). Лучше ехать в сторону Новороссийска, там серпантина, насколько я знаю, нет, я останавливался в Бжиде. Если всё-таки вам надо в Сочи, то рекомендую оставить автомобиль в Краснодаре и до Сочи ехать на электричке. Поверьте, оно этого стоит.
5. В первый раз в поездке питались в кафе, думали, вылетим в трубу. Мой совет: первый день питаться бутербродами, варёными яйцами и картошкой и т. д. — всем, что плотно и вкусно. Обед, конечно, в кафе. А перекусы, в том числе и воду минеральную пить, — в дороге и за рулём. Второй день — это еда из вакуумных упаковок, нарезки и т. д. — ну и что останется из овощей, например, огурцы. Обед — в кафе. Третий день, по сути, такой же, как и второй.
6. Бензина в баке должно оставаться не меньше ¼ — и сразу заправляться, лучше если одна треть. Был случай, когда из-за грозы на М-4 на большом отрезке вышли из строя АЗС, что-то с кассовыми аппаратами случилось. Перед АЗС колонны машин стоят, а я как раз в Богучаре заправился, еду и радуюсь тому, что так поступил и не стоял в очереди, так почти до Ростова и доехал, где снова заправился. С АЗС можно «встрять» практически везде: центр России — не центр, это всё-таки автоматика, и полететь может в любой момент, ну и ещё как вариант можно попасть на ремонт дороги, и там тоже немало бензина будет израсходовано.
7. Если едете с детьми, то продумайте, чем они будут заниматься в дороге. Это очень важно, потому что если ребёнку будет заняться нечем, то он просто вынесет вам мозг. Пусть у него с собой будут раскраски, карандаши — всё для рисования, какие-то книги, я противник того, чтобы ребёнок «залипал» с планшетом, но на 3 дня думаю, что можно! В общем, сделать максимально так, чтобы ребёнку было занимательно и полезно в дороге.
8. Если супруг не знает правила дорожного движения, то пусть выучит всего три знака: «Обгон запрещён», «Ограничение скорости» и знак запрета «Обгон запрещён». Дороги у нас не самые лучшие, и много внимания уделяется объезду дыр, ям, луж и т. д., поэтому иногда водитель может и проглядеть дорожный знак. Помощь пассажира справа будет очень кстати.
Если у вас есть опыт поездки на юг в этом году, какие-то дельные советы, интересный опыт, то поделитесь ими с нами и нашими читателями. Пишите на почту news@corp.e1.ru с пометкой «На юг на авто».
Инфографика: Пётр ГИНДИН / E1.RU; Полина АВДОШИНА / 74.RU