Развлечения интервью Ад и ненависть в Екатеринбурге: как на наших рэп-баттлах натаскивают собственных «Оксимиронов»

Ад и ненависть в Екатеринбурге: как на наших рэп-баттлах натаскивают собственных «Оксимиронов»

Знакомимся с уральскими гуру рифмованного унижения и выясняем, зачем им это всё.

В «Доме печати» прошло первое мероприятие екатеринбургских баттл-МС. То ли ещё будет.

Это всего плюс один просмотр на YouTube к уже существующим 14 миллионам, но он явно того стоил: на площадке «Дома печати» екатеринбуржцам показали на большом экране и бесплатно исторический рэп-баттл между Оксимироном и Гнойным (он же Слава Карелин, он же Слава КПСС, он же Соня Мармеладова и так далее).

Новости об этом баттле два дня не покидали главную страницу Яндекс.Новостей, и о нём теперь знают даже ваши бабушки. Но оказывается, и у нас в городе есть такое — и екб-баттлы даже беспощаднее, чем форум обсуждения новостей на Е1.RU.

В полумраке клуба медленно собираются люди — получается явно больше сотни. Все места заняты, посетители присаживаются на пол, выглядывают с балконов. Но они не очень похожи на тех, кого мы видим на роликах YouTube в первых рядах зрителей на самых популярных рэп-баттлах — или на тех, кто пришел сюда пропустить кружечку после долгого офисного рабочего дня. Большинство из них исключительно молоды, хотя всем больше восемнадцати: чтобы посмотреть на рифмованный поединок без берегов, нужно предъявить паспорт.

— Привет, как тебя зовут и почему ты сюда пришёл? На YouTube же всё есть! — спрашиваю молодого человека в первом ряду.

— Меня зовут Кирилл, — отвечает нам гость, — решили большой компанией посмотреть с друзьями.

Кирилл (слева) и его друзья.

— Ты давно интересуешься баттлами? И где учишься?

— Учусь в УПИ. А русский рэп — вся моя жизнь, — с непроницаемым лицом говорит Кирилл, и пойди догадайся, правда это или «постирония». Потом добавляет: — При этом я сам не рэпер.

С тем же вопросом подходим к девушке — её зовут Марина.

— Я на самом деле рокер, — вдруг признаётся она, — меня сюда с собой друзья позвали.

— Ничего себе. Слушай, я тебя намного старше, и мне интересно — рэперы и рокеры сейчас друг с другом не враждуют?

— Вообще нет. Чаще тусовки рэперов между собой конфликтуют.

Марина вообще рокер. Но её тоже затянули рэп-баттлы.

— А где учишься?

— Педагогический закончила…

— Ничего себе, а я не настолько тебя старше, оказывается!

— …колледж. А дальше поступать буду в архитектурный.

Среди зрителей действительно почти не встречается «собирательный образ рэпера» (снэпбэк, тату, спортивный или полуспортивный шмот), кругом совершенно обычные девочки и мальчики. На экране появляется «бэха» Ресторатора, звучат первые нецензурные слова, начинается баттл, и зал окончательно замирает.

Зрители сосредоточенно и серьёзно смотрят на экран. Они ведут себя даже интеллигентнее, чем студенты на фристайле Нойза в МГУ. И, в принципе, это естественно, сходств с лекцией много: вот с экрана Мирон Федоров читает стихи Гумилева, а вот Слава Карелин объясняет ему, почему нельзя делать треки со словами «худой отпечаток плеча».

В общем, это достаточно странная лекция.
Компания Кирилла — один из редких островков, где правда смеются и обсуждают.
Мы очень хотели спросить у этого зрителя, за кого он — за Окси или за Гнойного, но не успели, к огромному сожалению, — он быстро покинул клуб после трансляции.

Зрители даже почти не улыбаются на едких строчках — видимо, многие их уже выучили. Немного больше эмоций вызывают забавные жесты и гримасы Славы во время читки Мирона — как будто их только начинают замечать и оценивать.

Вечер, каникулы, рядом бар, но юные екатеринбуржцы абсолютно трезвы, в руках ни бутылок, ни коктейлей. Трудно отделаться от мысли, что если бы что-то подобное происходило лет 12 назад, и солист «Сплина» вдруг решил выяснить отношения с кем-то из «Кукрыниксов», и их показали бы на экране в клубе, то такого там просто не могло быть, потому что не могло быть никогда. Только изредка официантки уносят шоты в ресторан или наверх. Бар почти не зарабатывает.

После баттла народ не расходится — «Дом печати» разыгрывает билеты на концерты, а ещё на баттлы SLOVO | ЕКБ — местного филиала старейшей и самой большой лиги баттлов в стране — Slovo. Ее видеоролики набирают не так много просмотров, как баттлы более коммерческой и ориентированной на звезд лиги Versus. Зато большинство баттл-рэперов в России — это люди со Slovo. Правда, те, кто в теме, знают, что часто вместо «люди» употребляется другое существительное.

На розыгрыше билетов объявляют: SLOVO | ЕКБ переезжает, и его новый дом будет как раз здесь, в «Доме печати» — первые баттлы тут пройдут 9 сентября.

После баттла идём пообщаться с одним из самых известных баттловиков Екатеринбурга: Гриша Paragrin, сейчас лидер и организатор SLOVO | ЕКБ. Ведь ближайший баттл только осенью, а узнать побольше о баттл-рэпе в Екатеринбурге мы хотим сейчас.

Гриша Paragrin — организатор SLOVO | ЕКБ

— Ну, первое: за кого ты и другие участники SLOVO | ЕКБ болели на баттле Оксимирона и Гнойного — учитывая то, что Слава представлял лигу, когда-то с конфликтом отделившуюся от вашей лиги Slovo?

— Время показало, что у каждого в этом конфликте своя правда, и я болел скорее просто за хороший баттл, чем за кого-то конкретно. Что до остальных участников, то лучше спросить у них. Негатива к Славе я не замечал, конфронтации между нашими филиалами нет. Более того, представители нашего проекта собираются принять участие в новом сезоне #SlovoSPB.

— Питер, столица баттл-культуры в России, от Екатеринбурга в плане среды для рэп-баттлов сильно отличается? Как разнится число заявок на участие, например?

— Все зависит от ивента. Я баттлил в нескольких городах, был зрителем на разных площадках, и везде были свои особенности. Нельзя предсказать, сколько будет удачных поединков и где. Что касается заявок, то на Versus FreshBlood, конечно, их больше.

— Смотри, у вас по просмотрам каждый баттл спокойно может набрать 20–30 тысяч на YouTube. Это не 15 миллионов, но среди СМИ сопоставимую посещаемость в Екатеринбурге, наверное, только мы можем обеспечить. А кто вас смотрит? Можешь оценить долю «местных» зрителей?

— Учитывая отзывы, качество нашего контента и факт, что он постится на официальном канале Slovo, нас смотрят почти все, кто интересуется баттл-рэпом. По регионам на YouTube, к сожалению, не существует статистики. Когда наш филиал возобновил работу, я опасался, что кроме меня и еще одного участника, Шумма, этим жанром особо никто не увлечен, но в итоге понял, что был не прав, и приятно удивился.

Вообще, для меня важнее количество пришедших на встречу, чем просмотров, ведь атмосфера живого выступления и впечатление от видео — разные вещи. Просто смотреть выпуски — это как следить за футболом исключительно по телеку, и я не понимаю тех, кто любит баттлы, но не ходит на ивенты.

— У вас на баттлах аудитория примерно такая же, что была на этой трансляции? Думала, все-таки она у вас немного постарше.

— На нашем крайнем ивенте были взрослые люди, чему я очень порадовался. Мне 31 год, и мои ровесники также регулярно приходят. Сегодня, если честно, увидел тут много новых лиц, и, надеюсь, что с переездом в «Дом печати» наша аудитория станет больше.

— А что было в Екатеринбурге до Slovo? Были у нас какие-нибудь «культовые» места, где готовилась почва для всего этого?

— Клуб DaBar навсегда останется легендарным местом для уральского рэпа. Наша промовстреча была, по сути, в том же помещении, где он существовал до закрытия. На площади перед Драмтеатром всегда собирались разные субкультуры, и рэперы в том числе. Раньше там проходили фристайл-баттлы, я сам там начинал в 2007 году. Также, насколько я знаю, одни из первых словесных поединков проводились в начале нулевых в клубе PlayNet, но тут мне сложно рассказывать, я не жил тогда в Екатеринбурге.

Площадь у Театра драмы, получается, одна из «колыбелей» баттл-рэпа в нашем городе.

— В текстах участников много строчек о Екатеринбурге?

— Бывает, но не сказать, что часто. Оппоненты Шумма, например, читали про «Уральские пельмени» несколько раз. Еще, говоря о нашем городе, на баттлах иногда упоминают группу Ак-47, но это все стереотипные темы, на мой взгляд. Что касается наших участников, можно отметить «схему» по районам нашего города от Рус (TatarNigga).

Вот то самое видео со «схемой районов». Нецензурную брань мы вырезали, но всё равно для многих это шок-контент. Хотя в ролике поднимаются важные социальные проблемы, такие как пробки на ВИЗе, строительство второй линии метрополитена или неблагополучное положение некоторых районов Екатеринбурга в плане наркоторговли. Открывайте с осторожностью.

— Сколько в Екатеринбурге стоит организация такого ивента — хотя бы одного? Снять относительно подходящий клуб, привезти аппаратуру, ещё что-то. В том же Питере из уст руководителей местных лиг можно услышать что-то вроде «на старте вложил своих 500 тысяч» или «потратим миллион на вывеску«…

— А здесь всё относительно. Во-первых, цены в Питере и в Екатеринбурге немного разные, а во-вторых, как я уже сказал, ивенты часто отличаются. Вложения зависят от размаха встречи, и тут много нюансов. Затраты бывают разные — от билетов на самолёт для участников других филиалов до палетов для удобства зрителей. Поэтому устойчивой суммы вложений нет. Мне повезло, что у меня есть хорошие знакомые, которые со мной работают на выгодных условиях. Однако я прекрасно понимаю, что за хорошую работу обязательно надо платить.

— Скажи просто: на организацию одной встречи в Екатеринбурге в полтинник можно уложиться?

— Да.

— А как формируется выручка от ивента?

— С продажи билетов. Сейчас у нас начинают появляться спонсоры, что очень радует. Надеюсь, со временем их станет больше, и мы сможем позволить себе ещё больше приглашённых гостей и, возможно, начнём платить нашим лучшим участникам.

— Порядок цифр как-то изменится с момента, как екатеринбургскую лигу под крыло возьмет Тele-Сlub, и вы будете баттлить в «Доме печати»?

— Думаю да, мы будем пробовать. Суммы я назвать не могу, но скажу, что условия взаимовыгодные.

— Какие люди идут участвовать на SLOVO | ЕКБ?

— У нас очень разные участники, и интересно, что рэперов как таковых маловато. Один из финалистов в поединке за титул чемпиона даже читал: «Я предвкушаю чей-то серьёзный батхёрт: в финале рэп-баттла — офисный клерк и неудавшийся актёр». Если говорить о возрастной категории, то участники ближе к студентам, люди около 20–25 лет. На крайнем ивенте самому старшему из новичков было 27.

— Что скажешь о развитии участников? Они получают известность?

— Да, у наших участников есть творческий рост. Например, сейчас в составе SLOVO | ЕКБ есть Sector — победитель первого сезона питерской лиги RBL, которую, кстати, хвалил Оксимирон на баттле, который обсуждают всю неделю. Он победил в финале ПиЭма — одного из лучших бэттл-эмси России, которого там также упомянули. Наш участник Электромышь прошел в полуфинал Fresh Blood — во втором дивизионе Versus. У нас есть Шумм, один из баттлов которого собрал более 3 миллионов просмотров на YouTube. Наших финалистов приглашают выступать в Москву и Питер. В общем, как бы это пафосно ни звучало, сегодня нас уже нельзя игнорировать тем, кто интересуется баттл-рэпом.

Екатеринбургский баттл-MС Cектор, порвавший летом 2017-го RBL в Питере, тоже пришёл в «Дом печати».

— У вас девочка же даже есть, Dэма, я видела, что нарезка её баттлов около миллиона просмотров собрала. А ещё девушки у вас баттлить будут?

— Недавно к нам приезжала ещё одна девочка из Саратова, но выпуск пока не вышел. Сексизма у нас нет, но так уж вышло, что к женскому рэпу отношение более строгое. Девушке нужно стараться чуточку больше, чтобы её воспринимали всерьёз. То же самое касается людей, которым, например, всего 18 лет. Я уже молчу про тех, кто ещё младше — заявки таких участников мы вообще перестали рассматривать.

Предупреждаем: тоже очень смело, хоть и без нецензурной лексики. Благодаря этому панчлайну (и невозмутимой реакции на него) полный ролик этого баттла впервые для филиала набрал 100 тысяч просмотров, а фраза стала локальным мемом, разойдясь далеко за пределы уральской лиги.

— Ты сам параллельно с организацией баттлов работаешь где-то?

— Да, на радио, почти как в песне «Банд'Эрос» про Манхеттен.

— Организация баттлов стала для тебя бизнесом или нет?

— Пока нет, но скажу так — если бы мы уходили в минус, я бы, наверное, отказался от этого. Хотя, естественно, мне в первую очередь нравится сам процесс. Я очень люблю баттл-рэп и кайфую, когда вижу рост наших участников.

— Какие-то смежные вещи в Екатеринбурге есть — другие лиги, онлайн-баттлы, текстовые баттлы?

— Мне регулярно рассказывают о лигах, которые существуют в местных школах. Это, конечно, забавно, но если так, то я надеюсь, когда ребята подрастут и повзрослеют, они придут к нам и покажут уровень.

— Самый близкий к нам филиал Slovo — это где сейчас?

— Новосибирск. Были филиалы в Тюмени и Самаре, но их больше нет, насколько я знаю.

— Екатеринбургские баттл-рэперы начинают в какой-то момент чувствовать потолок и думать о том, чтобы переехать туда, где больше движухи? Про того же Электромышь я читала где-то, что он уже живёт в Питере.

— У нас никого насильно не привязывают к филиалу, и я был очень рад, когда Ваня прошёл на Fresh Blood. Это шаг вперёд для всех нас. Тем более он представлялся как «Электромышь, SLOVO | ЕКБ».

— Многие из наших мечтают о карьере музыканта, о записи своих треков?

— Да, рекомендую ознакомиться с внебаттловым творчеством Шумма, например. А вообще каждый здесь ищет свой профит: кому-то просто нравится баттлить, кому-то хочется популярности в интернете, кто-то хотел бы пропиарить свое творчество. Для меня как организатора в первую очередь важно, чтобы все понимали: баттл-рэп в России уже перерос тот этап, когда это было просто матерками в рифму на камеру. Некоторые участники даже могут дать фору вашим любимым исполнителям в плане качества текста. Сложная рифмовка, игры слов с двойными и тройными смыслами в строках, качественный юмор — это всё про самых сильных представителей нашего жанра.

— Как люди относятся к вам, когда впервые узнают о вас?

— Сегодня баттл-рэп — резонансная тема из-за выпуска, который взорвал YouTube. Я немного в шоке — ко мне подходят далекие от хип-хоп-культуры люди и начинают обсуждать, кто победил. В целом, я смотрю на этот хайп скептически. Не хочу никого обижать, но глоры отсеются через неделю-месяц. А жаль, ведь помимо Мирона и Славы есть куча неизвестных, но талантливых ребят, и выпуски, которые также достойны всеобщего внимания, в том числе и наши. Например, я уверен, многие не в курсе, что на нашей площадке прошёл хороший «комплиментарный» баттл — поединок, где нужно не унижать оппонента, а хвалить. Мы стремимся к тому, чтобы у людей перестраивалось мышление, а отношение к баттл-рэпу менялось в лучшую сторону, и постараемся поднять планку на ближайшем ивенте.

Напоследок — ещё немного фото из «нового дома» баттл-рэперов Екатеринбурга с трансляции того-самого-баттла:

Фото: Маргарита ВЛАСКИНА / Е1.RU

Видео: Маргарита ВЛАСКИНА / E1.RU, SLOVO | ЕКБ / vk.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Это защитит вас от женской неверности?» Екатеринбуржец разгромил идею вступать в официальный брак
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такое не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист MSK1.RU перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
«Нам говорят: вы плохо учите». Что не так с образованием детей мигрантов в российских школах
Екатерина Кириченко
Рекомендуем
Знакомства
Объявления