Каждый год клоуны со всего мира привозят в морозный Екатеринбург настоящий праздник смеха. Они говорят на разных языках, иногда и вовсе не говорят, а просто произносят малопонятные звуки, похожие на детский лепет, кидаются в зрителей спагетти и тортами, падают и пинают друг друга, танцуют и поют. В общем, создают какую-то волшебную атмосферу, где не только ребёнок чувствует себя счастливым, но и взрослый вспоминает о том, что такое детство.
Все они больше чем клоуны, они и фокусники, и акробаты, и артисты, которые заражают своим оптимизмом других. На пресс-конференции, посвящённой IX Всемирному фестивалю клоунов, каждый рассказал, что лично для него значит быть клоуном, и многие сошлись на том, что это призвание. Я задумалась, а вдруг и мне суждено было стать клоуном? И решила не упускать возможность научиться у лучших клоунов мира смешить людей.
Посмотреть на мир глазами клоуна мне помогли наши земляки Костя и Максим из "Трио без носков", а ещё Генри из Венесуэлы и Роб Торес из США.
Гримируемся
– Вот, пожалуйста, тебе кисти и краски, – говорит Костя и внимательно смотрит. Я в ответ смотрю на него беспомощно – что делать-то?
– Посмотри на себя, что ты видишь? – продолжает Костя. – Во-первых, клоун сам должен понять, кем он хочет быть. Есть буффонадные клоуны, которые намалюют себе всё на свете, а есть те, кто вносит только какие-то элементы. Подумай, ты белый клоун или рыжий? Рыжий живёт в своём мире и никогда не делает что-либо правильно, а белый всё делает правильно, но неуклюже, вроде изо всех сил пытается, но постоянно что-то происходит.
Мне по душе оказался образ клоуна белого.
– Давай начнём с простого – подчеркнём глаза. С манежа глаза должны быть больше, тебе надо их увеличить. И брови какие-то слишком стандартные, давай переделаем, – объясняет Костя.
После нескольких взмахов кистью у меня получилось подобие боевого раскраса, и мы решили, что я больше похожа на какое-то лесное существо или амазонку. Для пущего эффекта волосы превратили в куст (кстати, для такой "причёски" лучше иметь волосы покороче). А вот красивую улыбку сделать никак не получалось – выходила только зловещая гримаса Джокера.
– Это не окончательный вариант, но ты потом разберёшься, – успокаивает Костя. – Пока я свой образ нашёл, столько времени прошло, надо экспериментировать. Когда мы начали работать с ребятами, нам распределили образы – пьяный, ребёнок и сумасшедший. Я выбрал пьяного и вспомнил всё, что у меня с этим ассоциировалось: сантехников, трактористов.
Чтобы грим не растёкся под прожекторами, нужно обязательно хорошенько припудрить лицо, а потом смахнуть всё лишнее кисточкой, и ещё раз подкрасить – оттенок становится более матовым.
Смотрю внимательно в зеркало: да, так мне в манеж не выйти. Может, образ спасут трюки?
Даём пощёчины
Для начала, говорит мой наставник-клоун, надо определиться – в паре хочу работать или в одиночку. Я подумала, что на представлении было бы неплохо чувствовать поддержку партнёра, он согласился и показал мне первый приём – апачи, проще говоря, пощёчины. Это, конечно, ложный удар, исполняемый клоунами как игровой приём, но выглядит всё довольно натурально. Больших секретов здесь нет, главное, как и во всём, – актёрское мастерство. По мнению Кости, без него клоуну с задачей не справиться. Кстати, есть и акробатические апачи, но этому за пять минут не научишься. Впрочем, как и всему остальному, но я пока надежд не теряю.
Правильно падаем
– Когда ты не знаешь, как рассмешить – падай или пинай по заднице, – советует Костя. – Ребёнок будет смеяться всегда. Самая проходящая шутка со всех времён, её делали с основания цирка, мне кажется. Правда, среди профессионалов это не очень ценится. Но если не знаешь, что делать – бей.
Как оказалось, падать и запинаться тоже нужно уметь, удивительно, в жизни-то это получается само собой. Клоуны за время представления действительно много и часто падают так, что, наверное, разбили бы себе всё на свете, если бы не знали одно простое правило – перед тем как специально упасть, нужно одну ногу вытянуть вперёд и при падении опереться на руки. Звучит довольно очевидно, но вы попробуйте сделать это быстро и максимально достоверно. А чтобы это выглядело убедительнее, нужно поработать над мимикой и эмоциями – при падении искренне удивляйтесь и пытайтесь за что-нибудь ухватиться.
Жонглируем
– Самый простой предмет – это мяч, он сферический, его удобно брать. Начинаем с одного, берём мяч и просто перекидываем из одной руки в другую. Нужно дольше репетировать и кидать на раз-два, – говорит другой клоун, Максим.
Он показывает, как жонглировать двумя и тремя мячами, а также булавами в виде букета цветов, они, кстати, не прощают ошибок и больно бьют.
Катаемся на "особенном" велосипеде
– Всё просто, сначала садишься, отталкиваешься и без педалей пытаешься поездить. Главное, смотри вперёд, – говорит Максим. Он пытается научить меня трюкам на своём особенном велосипеде, у которого колёса крутятся в разные стороны. Хотя ладно, будем честны, какие трюки – он пытается просто научить меня проехать на нём хотя бы пару метров.
Импровизируем
Зачастую во время представления может случиться что-то непредвиденное – реакция зрителей, проблемы с реквизитом и так далее, поэтому клоуну надо быть готовым к импровизации.
– Мы всегда рассказываем один случай, который произошёл с нами на репризе "Коробочка". Там перед нашим выходом работают лошади, однажды одна из них очень сильно испугалась, ну и навалила целую кучу. А мы начинаем выходить, и понятно, что никто не будет на нас смотреть, всем интересно, как мы будем через это проходить, так и начали импровизировать. Один из нас подходит к коробочке и показывает на неё – мол, это ваше? Мы отрицательно мотаем головой. А потом точно также на кучу – а это? – И это не наше. Так и обыграли эту ситуацию.
Также важно реагировать на всё, что происходит в зале – крики, шум, шорох – и не отчаиваться, если кто-то из зрителей при вас стал уходить с представления – можно немножко и над ним подшутить.
Почему мне не стать клоуном
– В юморе очень мало женщин, – подытоживает Костя. – Мой преподаватель говорил, что женщины даже в жизни актрисы. Все люди привыкли, что они играют, намёки и подтексты дают. Поэтому женщине-клоунессе надо быть сверхгениальной и гротесковой, чтобы люди ей поверили. Парню достаточно показать палец и все уже на него смотрят, а если женщина так делает – это выглядит как-то не очень. К тому же далеко не всем женщинам нравится, как они выглядят в гриме, они ведь хотят быть всегда красивыми. А клоун наоборот должен быть уродом – с большими ступнями, маленьким телом, тоненькими ножками и огромной головой.
"Приезд клоуна в город равнозначен привозу вагона с лекарствами от разных болезней, потому что клоун лечит душу", – сказал на открытии фестиваля директор Цирка Анатолий Марчевский. Так что не пейте таблетки, сходите лучше в цирк – самые весёлые клоуны мира задержатся в Екатеринбурге до 27 ноября.
Фото: Дмитрий ЕМЕЛЬЯНОВ / E1.RU