В этом году группа «Пикник» отмечает свой юбилей – 35 лет с момента выхода первого альбома. Встретить круглую дату решили по-крупному. Концертный тур «Большая игра» – это сочетание мистификации и гигантизма. Женщина в красном платье викторианской эпохи, играющий «живой» Бетховен, огромный орган с краном – всё это поражает воображение. Солист группы Эдмунд Шклярский рассказал нашему корреспонденту, почему они решили «воскресить» немецкого композитора, и как участникам группы удалось сохранить долгие отношения.
– Эдмунд Мечиславович, почему в этой программе вы решили использовать образ Бетховена, ведь ваша музыка отличается?
– Почему? Те же ноты. (Смеётся.) Бетховен ещё не всё сказал, и на наших концертах он продолжает творить.
– Как вам это удалось: создать столь реалистичную маску?
– Имея техническое образование, мы всегда стараемся удивить зрителя. А теперь ещё мы подключили новые технологии. Использовали впервые 3D принтер, сканировали и напечатали портрет Бетховена. Теперь он ездит с нами.
– Кто скрывается под маской великого композитора?
– Этот человек и есть Бетховен, маска к нему прирастает. Мы его реанимировали, а наш шаман его воскресил.
– А что за напиток течёт из большого крана, прикреплённого к органу?
– Это шаманский коктейль, чтобы восполнять силы во время концерта.
– Каждая ваша композиция похожа на театральную пьесу. Накладываясь одна на другую, они создают объёмную многослойность смыслов всего концерта в целом. Получается, что 3D-технологии вы используете и при планировании очерёдности песен?
– Это не совсем 3D, наверное, 2,8D. (Смеётся.)
– Однако это шоу несёт в себе смысл.
– Кто-то однажды сказал, что надо играть соло, когда не хватает слов. А когда не хватает слов и музыки, ты начинаешь разговаривать другим языком – языком жестов и пантомимы. Мы не даём зрителю заскучать от нас. Идея шоу – поднять градус всего происходящего. Возможно, кто-то придёт на наш концерт в первый раз. Не исключено, что потом он будет самым верным поклонником нашего творчества. Или творчества Бетховена. (Смеётся.)
– А ваше творчество в целом несёт в себе какую-нибудь идею?
– Мы же не партийные представители. Нет, у нас нет идеи улучшить человечество. Каждый берёт от нашей музыки своё.
– В одном из интервью Вы сказали, что не изобретаете музыку, а адаптируете её к нашему, русскоязычному слушателю. А как насчёт необычных музыкальных инструментов? Идея их создания – это плод вашего воображения или когда-то придуманный кем-то проект?
– Лично я не видел музыкальных групп, которые когда-либо использовали подобные инструменты. Мы первые сыграли на живой виолончели.
– Кстати, вопрос по поводу женщины-виолончели? Вы играете на ней только на концертах или в студии звукозаписи тоже?
– Исключительно на концертах. Во время записи музыки в студии она находится в коробке. (Смеётся.)
– У Вас хорошее чувство юмора, однако Вам не доводилось слышать, что песни группы «Пикник» немного мрачные?
– Нет. Наоборот, люди, которые приходят на наши представления, считают их каким-то новогодним праздником. Не хватает только мандаринов и запаха ёлки. Мы же показываем театр Дель Арте, где персонажи не пугают людей.
– Нравятся ли Вам современные юмористические передачи и ситкомы?
– Я не очень понимаю передачи, когда смеются за кадром. Считаю это насилием над зрителем. Игра, в которую никто не хочет играть. Однажды мне довелось побывать на одном американском шоу, где по залу бегал специальный человек, время от времени чередуя таблички: «Хлопать!» и «Здесь нельзя смеяться!» Сгенерированный юмор. Я же, наоборот, предпочитаю, когда из экрана и радио не смеются.
– В этом году у вашей группы юбилей. 35 лет с момента выхода первого альбома. Как вам удалось на протяжении такого времени сохранить группу? Отличаются ли отношения между участниками группы на сцене и за кулисами?
– Ну, во-первых, не со всеми участниками группы у нас были долгие, а тем более дружеские отношения. С некоторыми расстались как враги, с некоторыми – как добрые друзья. У нас в коллективе целая гамма чувств. Но я понял, о чём вы. Например, я знал одного барабанщика, который настолько ненавидел свой коллектив, что садился ко всем задом и играл невпопад, чтобы сбить общий ритм. Смысл коллектива – чтобы все в нём, как минимум, не усложняли друг другу жизнь. Я не пытаюсь переделать людей в группе, просто принимаю их такими, какие они есть. Наверное, в этом заключается секрет долголетия группы.
– Ваш сын сейчас тоже является участником группы «Пикник». Как это произошло?
– Впервые Стас вышел на сцену в 2003 году, а с 2008 года судьба распорядилась так, что ему выпало быть полноправным клавишником. Ведь когда ищешь нового человека в группу – это всегда определённый риск. А тут – человек вроде бы знакомый, уже даже знаешь, чего от него ожидать. (Смеётся.)
– Спасибо за интервью. Ещё раз поздравляю группу «Пикник» с 35-летием, а лично Вас – с 60-летним юбилеем!
Фото: Фото с официального сайта группы «Пикник» и Григория Сотникова