Елена Лузина работает гидом около 15 лет. С 2003 года она стала заниматься непосредственно организацией маршрутов по Екатеринбургу и Уралу для иностранных туристов. Елена рассказала E1.RU о том, какие вопросы задают гости города, почему не боятся уральской зимы и что везут с собой на родину.
«Туристы с Востока говорят, что Екатеринбург — это первый европейский город России»
На Урал чаще всего едут китайцы и пожилые немцы и французы, говорит Елена. Американцев практически нет.
— Большинство иностранцев попадают на Урал по Транссибирской магистрали. Раньше туристический поезд останавливался у нас на 2–3 часа. За это время можно было провести обзорную экскурсию. Сейчас туристы приезжают к нам в среднем на 2–3 дня. А минимальная стоянка туристического поезда занимает 10 часов.
В зависимости от национальности меняются приоритеты в экскурсиях. Китайцы едут к нам в основном с целью наладить бизнес. Они говорят, что Екатеринбург — это первый европейский город России. Экскурсии заказывают стандартные, часто ходят с группами и берут с собой флажки, чтобы не потеряться. Отличаются они предпочтениями в еде. Китайцев мало интересует уральская кухня. Помню, как мы долго ехали на автобусе, и приходилось запасаться «дошираками» — другую пищу туристы есть не могли.
Французы очень культурные, интересуются историей, домом Романовых. Глупых вопросов они не задают. Были даже случаи, когда гида приходилось менять, потому что он не мог дать ту информацию, которая необходима туристам.
«Хозяйку медной горы иностранцы называют Королевой уральских гор»
— Для иностранных туристов у уральских гидов есть несколько типов маршрутов: это так называемый mustsee (то, что обязательно нужно посмотреть): обзорная экскурсия по городу, стела «Европа — Азия», где они танцуют и пьют водку, Ганина Яма и какой-нибудь музей камней. Я всегда рассказываю о бажовских сказах. Раньше сюжет и названия не меняла, приходилось переводить так, как есть. А потом стали спрашивать: кто такая Хозяйка Медной горы? Теперь мы героиню сказов называем Королевой Уральских гор — так иностранцам проще понять.
Программа на несколько дней, помимо вышеперечисленного, включает Невьянскую наклонную башню, Кунгурскую пещеру (где туристы жутко замерзают) или какую-нибудь уральскую деревню с дегустацией. Кроме того, часто просят свозить в карьер в Асбесте, на Тальков камень и в шахты.
«Европейцам всегда нужен сервис, вне зависимости от тура и экскурсии»
— Часто иностранцы хотят посмотреть, как живёт уральская бабушка. Они просят провезти их через деревню и дать им несколько часов на знакомство и осмотр. А местные жители уже знают, на чём можно заработать. Бабушка проводит дегустацию, показывает, как живёт, знакомит с традициями. Туристы лезут в огород, смотрят, что выращивают уральцы.
Иностранцы очень любят заказывать проживание в местной семье. Я однажды поселила немцев к своим родителям, и они примеряли отцовскую форму (он был лётчиком), выпивали, а потом долго удивлялись, почему летом в квартире отключили воду, спрашивали, как мыться с помощью тазика и кастрюли и как без лифта затащить чемодан на пятый этаж. Это для них настоящая экзотика.
Иностранные туристы плохо представляют, что такое уральские морозы. Едут к нам в лёгких пуховичках. Но, к удивлению, не жалуются. Приходил даже к нам немец и говорил, что, наоборот, не понимает, почему все утыкаются в шарф и смотрят в пол, не наслаждаются морозом и солнцем. Туристам хочется этой экзотики хотя бы на один день.
Очень много французы спрашивают о семье Романовых. Для них больная тема — это история Анастасии. Они уверены, что царская дочь выжила, поэтому задают много вопросов. Гидам приходится обходными путями подавать эту информацию, стараться не говорить о смерти, и экскурсию на Ганиной Яме подавать очень дозированно. Хотя туристы говорят, что им очень нравится атмосфера на Ганиной Яме. Они заходят в церковь, встают под купол и «черпают энергию». Потом ставят свечи. А затем идут к шахте и долго смотрят в неё. Это у них в монастыре любимое занятие.
Европейцам всегда нужен сервис, вне зависимости от тура и экскурсии. Поэтому все экскурсии мы составляем заранее, зимой. И они уже знают, что будут жить в хороших гостиницах, питаться качественной едой и передвигаться на комфортабельных автобусах. На «Европе — Азии» туалет закрыт на замок, так для иностранцев это целое испытание. Пересиливают себя, бегут в лес, а потом судорожно стряхивают всякие веточки и ищут друг у друга клещей. Поэтому у каждого гида с собой есть список бесплатных рабочих туалетов города.
«Иностранцам очень интересно узнать про уралмашевскую мафию»
Туристы любят карьеры. Смотрят старинные шахты, постоянно пытаются найти изумруды. В небезызвестный музей камня в «Большом Урале» специально шли, одевшись в шапки-ушанки, полушубки и валенки. И представляют, что находятся в шахте.
Бывает так, что у туристов не остаётся денег. А время на экскурсии ещё есть и дорога оплачена. Тогда я везу их в музей военной техники в Пышме. Они приходят в восторг — долго осматривают экспонаты, ползают по ним и не верят, что всё это оригиналы. А когда узнают, что эта техника еще и в День Победы по улицам ездит, вообще приходят в шоковое состояние и интересуются, почему мы не бережём наши дороги.
Иностранцам очень хочется узнать про мафию. Они специально просят меня отвезти их на Широкореченское кладбище или кладбище на Уралмаше. Зачастую такие туристы уже знают конкретных людей, много читают об истории группировок. Отдельно заказывают экскурсию на Уралмаш, чтобы познакомиться с конструктивизмом, а также лучше узнать городские окраины.
Кстати, многие иностранцы хотят получить необычные ощущения. У нас сейчас уже есть несколько заявок на мотоциклетные туры. Хотят путешествовать по Уралу на наших «Уралах».
«Отказываются приезжать по причине «политической ситуации»
Иностранные туристы зачастую вообще ничего не знают об Урале. Это для них неизведанная территория. Попадают сюда чаще всего пожилые люди. У них в Европе хорошие пенсии, и есть много возможностей путешествовать. Бывает даже, что приезжают пенсионеры, которым больше 90 лет. Ходят по экскурсиям с палочками, стульчиками, катетером. Помню, за 10 часов до поезда мне позвонили и попросили найти инвалидное кресло. Пришлось искать.
Отсюда туристы везут валенки, открытки, изделия из лозы, камни, бересту. Судорожно скупают магнитики на ярмарке возле цирка. Однажды немцы просили купить им чисто уральского пива — так мы бегали по улице Вайнера и искали полевское.
Укладываются обычно в 1 000 евро на три дня. Если это сервис класса люкс или путешествие по времени дольше, то 2 000–3 000 евро. Для них это не большие деньги. Но в этом году поступило несколько отказов по причине «политической ситуации».