1 февраля 1980 года в здании на улице 8 Марта Свердловский государственный цирк показал первое представление. Однако это было не первое цирковое зрелище, которое увидели жители города: цирк в Екатеринбурге появился за сто лет до этого.
В конце XIX века в Екатеринбург приехал итальянец Максимилиано Труцци, который построил первый цирк. Он располагался на Дровяной площади (ныне площадь Парижской коммуны — сквер между Оперным театром и УрФУ) и был рассчитан на 900 мест. Вместе со своей семьёй Труцци привёз в Россию готовую программу с пантомимами, наездниками и акробатами, которую екатеринбуржцы увидели 20 ноября 1883 года. В цирке Труцци проработал всего два сезона, после чего здание было продано. После итальянца здание цирка на Дровяной площади не раз перестраивали, и там ещё долгие годы выступали труппы известных антрепренёров. Но в 1912 году пожар уничтожил здание.
На этом история цирка не закончилась, ему нашли новое место в районе пересечения проспекта Ленина и Московской.
— Цирк так понравился жителям города, что вскоре появились ещё несколько. С 1900 по 1925-е годы цирковые представления проходили в Народном доме, известном как Пролетарский театр (находился в районе площади Коммунаров). Ещё один цирк в городе открыл сын Максимилиано Труцци Рудольф. У его здания проходили парады Красной армии, — рассказала Е1.RU заведующая Музеем истории циркового искусства Екатеринбурга Александра Зарятдинова. — В 1930 году в Свердловске появился первый государственный цирк. Его построили на берегу реки Исети, на Хлебной площади (на её месте сейчас дендропарк), но в 1933-м цирк переехал в добротное здание на перекрёстке Куйбышева — Розы Люксембург. В 1931 году на Уралмаше работал ещё один манеж, но он просуществовал всего 5 лет.
Цирк на улице Куйбышева простоял более 40 лет. В 1976 году он сгорел, повторив судьбу своего предшественника с Дровяной площади. Последнее на сегодняшний день здание цирка, расположенного на углу 8 Марта — Куйбышева, построили к 1980 году.
Здание Свердловского цирка с ажурным куполом — уникальное для России. В мире их всего два, второе находится в Бразилии. Необычную концепцию строительства цирка в Свердловске предложили Николай Никитин (автор Останкинской телебашни) и Юлиан Шварцбрейн. Резной купол над цирком жителям Свердловска казался необычным и его всегда показывали гостям города. До сих пор приезжие любят делать фотографии на фоне Екатеринбургского цирка.
Самое первое представление в новом здании артисты цирка дали для строителей — тех, кто возводил здание на улице 8 Марта, — и их семей.
А для всех жителей Свердловска цирк предстал во всей красе 1 февраля 1980 года. Перед зрителями с «иллюзионным аттракционом» выступила артистка советского цирка Наталия Рубанова. Горожане также увидели акробатов на качелях и дрессированных медведей, танцующих обезьян и собачек. Под куполом цирка летали и танцевали гимнасты.
«Сверкают огни, звучит музыка, идёт весёлое праздничное представление — открытие нового Свердловского цирка. Праздник, на который спешат взрослые и дети, не обманывает их надежд, — писали в газете «Вечерний Свердловск». — Всякого, кто переступает порог цирка, ожидают встречи не только с интересной программой, но и с уникальным архитектурным сооружением, которое по праву можно назвать Дворцом циркового искусства».
Свердловский цирк стал одним из лучших в России, и власти города гордо показывали его зарубежным гостям. 29 марта 1980 года с экскурсией в цирк приехали кубинские волейболистки. Тогда во Дворце спорта проходили матчи между Кубой и Советским Союзом.
За 35-летнюю историю Екатеринбургского цирка не обошлось и без курьёзных случаев. В середине 80-х из репетиционного манежа сбежал медведь.
— Неподалёку от манежа находился кабинет главного механика Николая Живодёрова. Однажды во время репетиции он шёл к себе по коридору, а когда начал открывать дверь, к нему сзади подошёл медведь и положил лапу на плечо, — рассказала Е1.RU бухгалтер Екатеринбургского цирка Людмила Смирнова. — От страха Николая Ивановича прихватил радикулит, и он начал потихоньку сползать вниз. Эту картину увидел проходивший мимо плотник Гришка Дудин, который тут же забежал в кабинет Живодёрова. К счастью, подоспел дрессировщик, который увёл мишку.
Участником другого забавного случая стал директор цирка Евгений Живов, который руководил им с 1983 по 1993-е годы.
— Евгений Владимирович любил кормить сахаром слонов. Он прямо каждый день ходил к ним и давал лакомство, — вспоминает Людмила Смирнова. — Рядом с вольером, где жили слоны, находился туалет. И вот однажды Живов зашёл в уборную, но выйти оттуда не смог. Слоны дотянулись хоботом до двери туалета и закрыли его, чтобы выпросить сахар. Но у директора сладостей с собой не оказалось, и он целый час просидел там.
Екатеринбургским цирком большую часть его истории — более 20 лет — руководит народный артист РСФСР Анатолий Марчевский. В Советском Союзе в числе его наград — Орден Почёта, орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени и даже высшая награда королевского цирка Бельгии «Оскар». Он известен и как киноактёр: в 80-х он сыграл главную роль в художественном фильме «Клоун». Вместе с ним в кинокартине тогда снялась и известная актриса Наталья Варлей.
Марчевского ценили и любили и за рубежом: в разговоре с корреспондентом E1.RU он вспоминал, как в конце 80-х в Лондоне во время гастролей к нему на выступление пришла сама принцесса Диана со своими маленькими сыновьями — принцами Уильямом и Гарри.
— Когда представление закончилось, принцесса Диана пришла за кулисы цирка, — рассказал Е1.RU Анатолий Марчевский. — Я тогда был и не только артистом манежа, но руководителем программы. Она поблагодарила нас за выступление, мы, в свою очередь, вручили ей цветы и сувениры.
В Аргентине Марчевский встретился с другой мегазвездой — Майклом Джексоном, правда, только на газетных страницах. Тогда гастроли советского цирка совпали с концертами Майкла Джексона. Газеты писали, что на представление звёзд из СССР пришло не меньше зрителей, чем к известному певцу.
Именно Марчевский уговорил великого артиста цирка и кино Юрия Никулина впервые приехать в Екатеринбург.
— Мы организовали здесь два творческих вечера по темам цирк и кино. Это было большое событие для города, — рассказывает Анатолий Марчевский. — Помню, когда я к нему пришёл и сказал, что меня назначили директором Свердловского цирка, он сказал: «Мальчик, это же замечательно! Теперь нас двое клоунов, которые стали директорами. И я тебе скажу, что лучше клоун — директор, чем директор — клоун».