«Я люблю тебя и небо,
Только небо и тебя».
В. Брюсов
Любовь к небу трудно объяснить, с этим надо родиться. Именно так произошло с Иваном Шмидтом. Конечно, он, как и все советские дети, мечтал стать летчиком или космонавтом. Это желание было отнюдь не навязанным откуда-то извне, оно шло из самого сердца. Однако судьба распорядилась иначе: сидеть за штурвалом истребителя Ивану так и не довелось. Наблюдая за тем, как он выводит свой самолет в «штопор», а потом делает «мертвую петлю», сказать, что его мечта не осуществилась – язык не поворачивается.
Свою первую стендовую модель – точную копию МИГа-23, Иван собрал своими руками, когда ему еще не было и десяти. В кружок по авиамоделизму мальчика привел дедушка, было это в 1984 году. «Мы гуляли по парку как раз рядом со станцией юных техников и услышали жуткий звук, этот звук ни с чем не спутать, и запах специфичный – запах сгоревшего касторового масла. Увидели, как летают кордовые модели. Я сказал дедушке: «Пойдем туда!» – Улыбаясь, делится детскими воспоминаниями Иван. С тех пор авиамодельный спорт прочно запал в душу. С теплотой и благодарностью наш герой говорит о своем наставнике: «Спасибо Анатолию Ивановичу Поздову, научил всему. Человек замечательный, до сих пор здесь работает, дети к нему ходят. Всё, что я умею, – это благодаря ему». Сейчас Иван собирает свои модели на базе всё того же СЮТа (станция юных техников), в который когда-то ходил сам. И передает знания и опыт детям – ведет занятия по радиоуправляемым моделям.
Иван Шмидт: «Научить современного ребенка работать руками достаточно сложно, но когда у него начинает получаться, когда он видит результат своих трудов, то и у него глаза начинают гореть. Он бросает свои телефоны, планшеты, бежит сюда. Даже вот сейчас лето, каникулы, они всё равно приходят, просят что-нибудь поделать, выточить деталь. Они уже сами ищут в Интернете чертежи, могут запросто сами сделать детали на токарном станке. Они используют компьютер уже не как игрушку, а как инструмент. Естественно от этого радость не только детям, но и мне. А когда у меня ребенок собирает свой первый самолет, поднимает его в небо, это вообще непередаваемо».
Авиамоделизм – занятие не из самых дешевых. Тем более, что идеальный материал для моделей – бальза, самое легкое дерево в мире – стоит немалых денег. В ход идет и обычная фанера. Средняя цена на модель из фанеры, бальзы и углепластика варьируется от 20 тысяч, сюда же входит стоимость мотора и другой аппаратуры, необходимой для полета. Комплектующие чаще всего Иван заказывает через Интернет прямо в Китае, говорит, так дешевле. Для отработки навыков можно собрать самую простую модель из обычной потолочной плитки. Выходит всего триста рублей на материал, плюс около двух тысяч на электронику и пульт управления.
Иван Шмидт: «Назвать это хобби не могу, хобби – это всё-таки дополнительное занятие. Назвать работой? Нет, дохода не приносит. Это образ жизни... Появляется свободная минута, ты думаешь, что можно сделать, как красивее исполнить элемент. Это жизнь». На наш вопрос, не ревнует ли к самолетам жена, Иван ответил: «С женой мне повезло, она только «за». Она видит, что я занимаюсь любимым делом, у меня хорошее настроение, она тоже счастлива от этого».
Как зарабатывает на жизнь романтик-авиамоделист, и почему он оставил престижную работу в банке? Об этом и многом другом Иван Шмидт рассказал нашей съемочной группе. Жмите play!
Два раза в месяц на страницах нашего сайта мы будем рассказывать вам о простых людях, которые делают уникальные вещи своими руками. «Сделал сам» – это специальный проект для тех и про тех, кто знает, чем занять себя в свободное время. Вы тоже хотите рассказать всем о своем увлечении? Присоединяйтесь!
Свои заявки на участие в проекте «Сделал сам» вы можете отправлять на электронный адрес Написать письмо. Просто прикрепите к письму фотографию изобретения или вещи, которую вы сделали своими руками, контактные данные (город, номер телефона) и ждите нашего звонка. Отбор заявок производится редакцией сайта. Не пропустите следующий выпуск «Сделал сам» 27 августа.
Фото: Фото Григория СОТНИКОВА, видео Павла ВАСИЛЬЕВА, монтаж Анны КАЗАНЦЕВОЙ