«Ветер крепчает!.. Значит — жить старайся!» — цитирует Поля Валери в своем новом детище живая легенда и гуру анимации Хаяо Миядзаки. О полетах, большой мечте и о том, как идти к ней и жить вопреки всему, рассказывает фильм, которым маэстро прощается со зрителем и уходит со сцены, чтобы, по собственному признанию, вернуться к рисованию манга. Когда-то именно с них началась его карьера.
«Ветер крепчает» — история знаменитого авиаконструктора Дзиро Хорикоси — создателя легендарного истребителя времен Второй мировой войны «A6M Зеро». Судьба Дзиро давно занимала Миядзаки. Его отец был директором, а дядя — владельцем завода, производившего детали к «A6M Зеро». Самолеты с ранних лет завораживали будущего аниматора, поэтому неудивительно, что тема полетов стала одной из центральных в его творчестве. Можно сказать, что «Ветер крепчает» — это отражение его давней мечты.
Кому идти:
Поклонникам работ Миядзаки. Детям и тем, кому неизвестны его предыдущие творения, «Ветер крепчает» может показаться скучным. Он лишен привычного для аниматора волшебства (здесь нет плюшевого духа леса Тоторо, нет ходячего замка или колдуний) и больше похож на такие нефантазийные фильмы, как «Шепот сердца» или «Со склонов Кокурико». Тем же, кто знаком с шедеврами Миядзаки времен как до, так и после «Унесенных призраками», будет интересно увидеть, как автор собственноручно развенчивает удивительную сказку, которую он рассказывал тридцать лет. «Как же так?» — спросите вы.
Зачем идти:
А дело вот в чем. Практически все работы Миядзаки — это сложные истории становления характера. В центре сюжета — ребенок, который вступает на путь испытаний и, пройдя его, взрослеет. Добро всегда торжествует, а труд и любовь могут победить любое зло. В «Ветре» привычная схема сохраняется: главный герой — все тот же ребенок из ранних сказок только в обличье взрослого. Он по-детски наивен, добр, умен, отзывчив. Его испытания — это не ведьмы и демоны, а самое разрушительное в истории Японии землетрясение, болезнь любимой и надвигающаяся война. Его взросление — это преодоление всех преград на пути к мечте — созданию прекрасного самолета. Но жизнь, в отличие от сказки, неумолима, а труд и любовь, увы, ничто перед злом мира. Поэтому «Ветер крепчает», как никакая другая работа Миядзаки, навевает грустные мысли.
Фильм необыкновенно красив, поэтичен и наполнен множеством аллюзий на явления и события того времени. Вот Дзиро едет на поезде, а пейзаж за окном повторяет картину Левитана «Вечерний звон». Вот герой знакомится с человеком по фамилии Касторп, и читавшие роман Манна «Волшебная гора» тут же узнают этого персонажа. Вот два японских авиаконструктора прогуливаются по ночной улице в Германии и становятся свидетелями погони. Зритель знает, что на дворе эпоха Гитлера, и сразу догадывается, за кем гонятся нацисты, а звук бьющегося стекла уже непрозрачно намекает на Хрустальную ночь.
Очень интересно наблюдать Японию первой половины ХХ века: бедную, отсталую, экономически неразвитую страну, вынужденную закупать военную технику за границей. Здесь последние достижения самолетостроения доставляют на испытательный аэродром на телегах, запряженных быками. Какой контраст с нынешней Японией!
Подобных мелких деталей и элементов в «Ветре» встречается великое множество. Благодаря этим штрихам аниматору удается передать колорит эпохи.
И напоследок:
Последняя работа Миядзаки — это красивый серьезный фильм о мечте. О человеке, который шел к ней много лет даже когда было трудно, когда ветер крепчал…