Родители теперь уже единственной солистки группы «Мираж» Маргариты Суханкиной никогда не имели отношения к музыке и искусству. Но однажды прислушались к совету детсадовских работников и отдали маленькую Риту в музыкальную школу. Хотя поначалу мама заявила воспитателям, отметившим вокальные данные девочки: «Не портите мне ребенка: она такая же, как все!»
– Маргарита, с восходящими звёздочками шоу-бизнеса, у которых пока ещё нет за плечами легендарного прошлого, интервью традиционно начинаются с вопросов о том, чем они занимаются сегодня. С вами прежде всего хотелось бы поговорить о другом: о том, с чего всё началось когда-то? Ваша певческая карьера была предопределена ещё в раннем детстве, не так ли?
– Пожалуй, можно сказать и так. Мои родители не имели отношения к музыке и искусству, но прислушались к совету детсадовских работников и отдали меня в музыкальную школу. Хотя поначалу мама заявила воспитателям, отметившим мои вокальные данные: «Не портите мне ребёнка: она такая же, как все!» Меня взяли солисткой Большого детского хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения под управлением Виктора Попова. Мне нравилось петь и нравились люди, которые поют. Но я искренне полагала, что на жизнь пением не заработаешь, и докучала родителям вопросами типа «А на каком заводе работает Кобзон?» Они недоумённо пожимали плечами.
– Потом было музыкально-педагогическое училище, потом – консерватория…
– …а в конце третьего курса консерватории я вышла замуж. Мой первый муж был югославом, а жил в Германии. Поскольку я собиралась переезжать на Запад, мне дали так называемый свободный диплом. Но жизнь на Западе так и не сложилось: муж не хотел, чтобы я пела, а я без пения жить не могла. Я вернулась в Россию. Ещё в студенческие годы, в 1985 году, начала сотрудничать с Андреем Литягиным, участвовала в записях песен для группы «Зона активности». Позже она была переименована в «Мираж». В 1986 году я записала три песни для первого магнитоальбома группы «Мираж»: «Звёзды нас ждут» – «Видео», «Звёзды нас ждут» и «Эта ночь». Следующие альбомы группы «Мираж» уже были полностью записаны мною.
– Вот тут начинается самое необъяснимое: песни, записанные вами, «как бы поют» «как бы солистки» группы «Мираж» Татьяна Овсиенко и Ирина Салтыкова. Почему не вы сами? Почему вы отдавали свой голос в аренду другим?
– Потому что мне хотелось другого – славы оперной певицы. Я ведь параллельно строила карьеру оперной примы в Большом театре.
– Вы отдали театру десять лет своей жизни. С позиции сегодняшнего дня – зря или нет?
– Конечно же, не зря. Я стремилась к этому, училась, как можно жалеть о сбывшейся мечте!?
– 30 лет своей жизни вы провели, можно сказать, бок о бок с Андреем Литягиным. Вас называют парой…
– Андрей – друг. Близкий друг. У нас столько всего позади… Мы прекрасно проводим время вместе, у нас масса общих тем, у нас всегда хорошее настроение, а когда оно плохое, каждый имеет возможность отсидеться в своей квартире. Поймите, не всегда нужно лезть в душу с вопросами: «Милый, ну, скажи, ну, что не так?..» Мы давно не девочки, не мальчики. У нас с Литягиным гостевой брак. И, по-моему, это прекрасно.
– Вы выявили для себя преимущества подобных отношений только после четвёртого замужества?
– Видимо. Со времён первого развода ощущался дискомфорт от того, что нет кольца на безымянном пальце. Четыре раза мне хотелось счастья замужней женщины. Но пройдя эту череду замужеств, я поняла одно: каждый мужчина в душе собственник, который желает, чтобы женщина всегда была рядом. А я как человек творческий всегда хотела быть птицей свободной. Ревность для меня синоним отсутствия доверия. Главное, чтобы было взаимопонимание, а штампом в паспорте никого не удержишь.
– Маргарита, можно полюбопытствовать, а какой тип взаимоотношений у ваших родителей?
– Папа увидел маму, когда они были подростками, так что их любовь началась ещё со школьной скамьи. Мои родители 60 лет вместе. Конечно, было многое – обиды, размолвки, но все равно они шли по жизни плечом к плечу. Их объединяла колоссальная ответственность за детей. Я бесконечно благодарна своим родителям за то, что они всегда были рядом и всегда были на моей стороне, чтобы со мной ни случалось.
– Наверняка вам известно, что не все коллеги по цеху лестно отзываются о вас…
– Со всеми, с кем мы пересекаемся у нас хорошие отношения, но дружить не получается в силу графика. Мои друзья – это моя семья и музыканты нашей группы. С ребятами из «Миража» мы действительно дружим, причём дружим семьями. Несмотря на то, что мы много времени проводим вместе: концерты в Москве, гастроли по всей России и зарубежью – мы не устаём друг от друга. Может, потому что каждый занят своей работой и времени, чтобы по-дружески поболтать, а уж тем более надоесть, нет. Поэтому в Москве на все крупные праздники мы собираемся, чаще мои музыканты с женами, девушками и детьми, приезжают ко мне за город, мы вместе отдыхаем, разговариваем.
– На ваш взгляд, насколько хорошо у вас развита интуиция? Свойственно ли вам ошибаться в людях? Часто ли вы принимаете желаемое за действительное?
– С возрастом разбираться в людях я научилась очень хорошо. Именно в Большом театре я узнала, что такое «подставы» и какие-то «подсиживания». «Добрых» людей хватает везде. Там я прошла очень хорошую школу выживания, потому что пришла в театр наивной девочкой, улыбающейся всем вокруг, воспринимающей мир через «розовые» очки. Но потом, после ряда гастролей, концертов, поездок я поняла, что не все девочки, которые считали себя или я их подругами являются таковыми на самом деле. Они просто хотели занять мое место, поэтому так активно общались и как бы «дружили». Я поняла, что может, стоит быть где-то не такой открытой и научиться анализировать происходящие вокруг меня события и тех людей, которые меня окружают. Начала избранно относиться к тем людям, которые ко мне приближались и хотели подружиться. Знаю, как себя вести, как относиться к тем людям, которые рядом, как относится к ситуациям и насколько нужно серьезно относиться к выбору друзей и соратников по цеху.
Я всегда внимательно отношусь к своим внутренним чувствам. Знаете, иногда возникает непреодолимое желание куда-то не идти, с кем-то не общаться, потом выясняется, что это не зря, что это судьба тебя от чего-то хранит!
– Маргарита, мы наконец-то дошли до тех самых вопросов о творческом процессе. Итак, чем вы занимаетесь сегодня? Работаете ли над новыми песнями, клипами? Или заняты исключительно гастрольной деятельностью?
– Над новыми песнями мы работаем всегда, но и не забываем старые песни. У всех на слуху пара десятков основных хитов «Миража», а ведь наш бессменный композитор Андрей Литягин написал гораздо больше песен, и все они достойны того, чтобы публика их знала. Каждый концерт мы добавляем несколько из тех композиций, которые звучат не так часто, как нам хотелось бы. Аудитория воспринимает их очень хорошо. Что касается новых клипов, то недавно мы сняли клип на песню «Осень», в съёмках принял участие прекрасный актёр Сергей Горобченко. Большинство знает его по роли Пети в фильме «Бумер», хотя у него очень даже приличный список киноролей. Режиссёром клипа стал Саша Игудин, с которым мы уже имели удовольствие работать над клипом «Просто мираж». Сюжет клипа «Осень» чем-то похож на фильмы «Телохранитель» и «Идентификация Борна», но, как говорится: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!
– Вас не коробит, что вас величают ретрозвездой?
– У группы «Мираж» очень большая история, ведь она существует, страшно представить, почти 30 лет. И в приставке ретро не вижу ничего предосудительного. Самое главное не это, а то, кто ходит на наши концерты. На выступлениях я всегда в зале вижу и молодёжь, те, кто в прямом смысле слова родился и вырос на наших песнях; нередко бывают и подростки, и дети. Все нам подпевают, танцуют – это важнее всех приставок!
– Не могу не спросить об отношении к восходящим звездам эстрады: кого вы можете выделить? Творчество каких начинающих артистов вам симпатично?
– Я вижу очень много талантливой молодёжи, но знаете, время расставит всё на свои места. Многие, даже очень перспективные ребята, уходят из профессии в силу разных обстоятельств. Поэтому, давайте подождём, и мы с вами сами всё увидим.
– О молодёжи. Маргарита, в этом году вы усыновили двоих детей – трехлетнюю девочку и четырёхлетнего мальчика. Можно ли узнать подробности: как долго вы шли к этому решению?
– К решению взять малыша из детдома я шла долго. 18 лет назад я потеряла ребенка на восьмом месяце беременности. Для меня это была страшная трагедия. Тем более что после этого врачи вынесли приговор: детей не будет. Все эти годы я мечтала иметь ребенка. Буквально сходила с ума. Ночами мне снились дети, на концертах я готова была задушить в объятьях каждого карапуза. Но на усыновление никак не решалась. Потом у меня начались дикие боли в районе поясницы. Выяснилось, что у меня серьезные проблемы с тазобедренным суставом, требовалась срочная и сложная операция. Я пошла в церковь и, стоя перед иконой Николая Чудотворца, пообещала Господу в случае удачного исхода лечения забрать ребенка из детского дома. Все прошло хорошо, я выздоровела и поняла, что обязательно должна сдержать слово, данное богу.
– Сегодня в моде суррогатное материнство…
– Нет-нет, я сразу поняла, что буду искать своих детей в Доме ребёнка. Леру и Серёжу я увидела в программе Тимура Кизякова «Пока все дома». Знаете, там в рубрике «У вас будет ребёнок!» показывают малышей из детских домов. Когда показали этих, я поняла: мои! Знала, что брата и сестру не разделяют, и была готова к двоим!
– Убедились на опыте, что в нашей стране усыновление – процесс небыстрый?
– Да, мне пришлось ждать два месяца, прежде чем забрать Леру и Серёжу из детского дома в Тюмени. Это время мне показалось вечностью, детишкам – тоже.
– Как дети называют вас?
– Уже на второй день они стали называть меня мама. Мы все друг друга почувствовали сразу! И знаете, для меня это было настолько естественно… Если честно, только в самую первую минуту я немного испугалась. На второй день нашего знакомства распахивается дверь и ко мне бросаются ребятишки с возгласами: «Мама пришла!» В горле встал ком. Как бы к этому не готовились, все равно оторопеете. А может, я опешила потому, что в первый день было исключительное обращение: «Эй, пойдем сюда, туда!» Не знаю. (Улыбается.) Мне эти мои дети настолько близки, как будто я сама их родила. Не представляю, как я раньше без них жила…
– Вы говорили Лере и Серёже, что вы известная певица?
– Нет, принципиально. Как-нибудь попозже я посажу их и всё им попытаюсь объяснить. Так, чтобы им не было больно. Потому что всё равно узнают. К сожалению, у нас в любом поступке более или менее известного человека расценивают как пиар-акцию. Когда я усыновила детей, я охотно давала комментарии, участвовала в телепрограммах. Но исключительно потому, что для меня это было большим счастьем, которым я хотела со всеми поделиться. Но начались пересуды, я даже в какой-то момент пожалела, что объявила миру об усыновлении Леры и Серёжи.
– Часто ли вы сегодня бываете в свете, в театрах, например? Какую литературу предпочитаете?
– В последнее время я бываю разве что в детских театрах, цирках и на премьерах мультиков – куда хожу со своими детьми Лерой и Серёжей. Поэтому, все мои интересы и предпочтения ещё долго будут связаны исключительно с ними, литературные – тоже. Всё свободное время я отдаю детям. У нас нет никаких нянь, никаких воспитателей. Им нужно отвыкать от воспитателей и привыкать к маме. Во время гастролей, когда выдается свободная минутка, я хожу только в магазины для детей. Хочется, чтобы у них было всё необходимое и даже больше.
– А у вас в детстве, Маргарита, тоже было всё, о чём вы мечтали?
– Нет, не всегда. Родители наши работали с утра до ночи. Мой папа инженер-конструктор первой категории, работал на заводе, а мама закончила техникум, сначала работала в лаборатории потом фотографом. Жили мы скромно, на счету была каждая копейка. Мечта моего детства – чтоб на столе стояла ваза, из которой все могли бы взять любой фрукт, любую конфету и наесться вдоволь… Но все равно мы с моим старшим братом Пашей всегда были хорошо одеты-обуты, мама по ночам что-то перешивала. До сих пор, если вдруг в доме заканчивается хлеб, у мамы начинается паника. Я говорю: «Ну что тебе хлеб, вот же еще есть булки, пирожки!», а она возражает: «Нет, в доме всегда должен быть хлеб!»
– Маргарита, как отреагировали ваши родители на новоиспеченных внуков?
– Я долгое время не знала, как сказать отцу о своём решении усыновить детей. Первой сказала маме. Мы с ней стали внимательно смотреть «Пока все дома» и вместе, кстати, увидели там сладкую парочку Леру и Сережу. Я стала собирать необходимые документы. Сказала папе. Родители были несказанно рады и ждали этих детей. Для папы роль деда в новинку, но он с удовольствием возится с внуками. Отец раскрылся так, как я вообще от него и не ожидала! Сегодня дети носятся за ним и для них дед – авторитет №1. Теперь наш дом наполнен звоном детских голосов. Теперь все принадлежит им, завалено их вещами и их игрушками. Я живу с таким ощущением, будто у меня открылось второе дыхание, в жизни появился стимул, интерес. Мне стало интересно просыпаться, интереснее жить!
Маргарита Анатольевна Суханкина (Маруна) родилась 10 апреля 1964 года в Москве. Творческий путь певицы начался очень рано. В течение восьми лет (с 1976 по 1984 год) она была солисткой Большого детского хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения под управлением Виктора Попова. В 1983 году окончила музыкально-педагогическое училище и поступила в консерваторию (педагог – Нина Львовна Дорлиак). Ещё в студенческие годы, в 1985 году, сотрудничала с Андреем Литягиным для записей в группе «Зона активности», в 1986 году записала три песни для первого магнитоальбома группы «Мираж» «Звёзды нас ждут» – «Видео», «Звёзды нас ждут» и «Эта ночь». В 1988 году записала второй альбом «Снова вместе» полностью, под песни и голос с которого гастролировали Татьяна Овсиенко и Ирина Салтыкова. В 1989 году записала третий альбом «Не в первый раз», который так и не вышел. Под демо-версии этого альбома выступали Екатерина Болдышева (но после уже своим голосом) и Татьяна Овсиенко. После «Миража» у неё началась карьера оперной примы в Большом театре. В 2003 году Маргарита уходит из Большого театра, знакомится с Владимиром Дукиным и под его руководством записывает «Чувашский альбом», потом в 2004 году решают совместно с Наталией Гулькиной, записать альбом «Просто Мираж». К 2007 году дуэт Гулькиной и Суханкиной по решению суда получают название «группа композитора Андрея Литягина „Мираж“». В 2008 году выпускают два новых клипа – на песни «1000 звёзд» и «Мерцает ночь». 17 сентября 2009 года вышел новый альбом группы «Мираж» – «1000 звёзд». 15 января 2011 года Наталию Гулькину в «Мираже» сменила Светлана Разина. 25 декабря 2011 года Светлана Разина была уволена и вернулась в сольное творчество. Сегодня Маргарита Суханкина является единственной вокалисткой группы «Мираж».