В жизни маленького белого медвежонка развернулась настоящая драма. Здесь и стрельба, и кровь, и смерть матери... А после, как в кино, чудесное спасение, новый дом и первая любовь. Такие истории в реальности – большая редкость. По содержанию все это и правда больше похоже на мелодраму, где добрый сценарист обошел острые углы, а режиссер решил: на этот раз не будет трэша, ведь способны же люди на добро. Но где кино, а где жизнь. И нате вам – удивительное дело.
Медвежонок Сэрику еще совсем малыш. Он родился в ноябре-декабре 2012 года. Пуля, посланная в его сердце, прошла навылет. Те, кто помог медвежонку выжить, уверены: без чуда не обошлось.
Раненого малыша обнаружили волонтеры-экологи на побережье острова Белый. Простреленный медвежонок несколько дней лежал на песчаной дюне. Люди ждали появления медведицы. Как стало известно позже, мать медвежонка погибла от рук браконьеров.
Белые медведи – единственный вид сухопутных млекопитающих, полностью перешедший от жизни на земной тверди к жизни на дрейфующих морских льдах Арктики. Но в теплые месяцы льды тают, пищи становится меньше и медведи вынуждены выбираться на сушу, где нет возможности охотиться и нормально питаться.
Волонтеры-экологи вручную убирают десятки тонн металлолома, сломанной техники и разбирают прочий хлам на острове Белый. Там размещалась военная база, сейчас она заброшена, но остались тонны ржавого металла.
К лагерю волонтеров белые медведи приходят постоянно. У экологов есть отпугивающие средства защиты – фальшфейеры. Однако в туалет на улицу ребята ходят по двое. Все-таки белый медведь – самый большой сухопутный хищник.
Медведи в период летнего истощения воруют у местных мужиков рыбу. Поэтому их можно встретить группами по две-три особи.
На острове браконьеры каждый год убивают несколько медведей, несмотря на то, что эти животные занесены в Красную книгу, а их отстрел наказывается уголовной ответственностью.
Вот история спасения раненого медвежонка от участника волонтерской экспедиции Алексея Сафонова. Фрагменты дневников опубликованы с разрешения автора. Авторская орфография и пунктуация сохранены.
Дневник волонтера
09.08.13
«Опять событие случилось. Утром прямо напротив нашего крыльца, через протоку лежал медведь. Хотя… Он там лежит до сих пор. Это медвежонок. С самого утра уже ходили слухи, что он умер. Поэтому все вышли на работу в угнетенном состоянии. Были подавлены. Говорили, что он пришел с воинской части, а нам там очень много железа. Побился где-то. Потом, когда приливом вода дошла до него, он зашевелился. Перелег в другое место. Кто-то равнодушен, а кто-то очень желает его спасти.
Уже звонили по спутниковому телефону в «биоресурс» (не знаю, что это, но приеду, поищу), обещали дать ответ после обеда. Если после их совещания они решат забрать его в зоопарк или еще куда-то, то за ним прилетят на вертолете. Если же нет, то нам остается немного подкармливать его (хотя это запрещено строжайше, так как если он выздоровеет, то уже отсюда никуда не уйдет). У него лапа поранена, он очень плохо ходит. Вчера вечером, по рассказам, еле волочил передние лапы.
Что за день? Напишу итог дня – у нас в соседнем доме живет маленький медвежонок, которого мы выхаживаем, за которым из Москвы должен вылететь сотрудник зоопарка. Нет слов, чтобы передать все то, что сегодня происходило и что творится на душе сейчас.
А началось все с того, что после окончания очередного рабочего дня, где мы добили уже четвертое пепелище (теперь среди ровной земли стоят только многотонные двигатели, которые мы не смогли перетащить), мы получили «добро» на то, чтобы выхаживать мишутку.
Сели обсуждать, как ему помочь. И договорились, что надо перевести ему каши со сгущенным молоком. Это была первая операция, которая закончилась успехом. Косолапый боязно плелся около кастрюли, обнюхивал ее, а потом нырнул мордой и поел, наверно, первый раз за эти два дня. По рассказам, он был очень худой. Его параллельно фотографировали, чтобы понять каких размеров рана.
Решили не оставлять его одного, дабы его не съели собственные сородичи, а перевести в наш соседний заброшенный домик. Очень много было разговоров о том, как его везти, ведь зверь дикий, и в то же время раненый, нужно было как можно аккуратнее переносить его.
Решили перевозить в ящике. Для этого использовали ящик для угля, который был у нас перед выходом. Пришлось уголь выгружать, переносить его в другое место, и еще крышку сколачивать для этого ящика, так как ее не было. В заброшенном доме началась уборка комнаты, нашелся матрац старый, чтобы ему было помягче. Забили наполовину окна. Выпилили в двери окошко. Сделали подпорку, чтобы дверь не открывалась. Подмели коридор в доме. Потом началась операция «Медвежонок». Две лодки, шесть человек, ящик и брезент поплыли на противоположный берег.
Случилось непредвиденное. Наш пес Боцман, что живет на станции, поплыл за лодками. Как только он добрался до противоположного берега, то помчался к косолапому. Все подумали, что он растерзает малого. Но он только обнюхал его и ходил рядом. Очень умный пес.
После недолгой погони накрыли мишку брезентом, а потом еще и коробкой деревянной. Подложили снизу крышку и привязали ее веревками. В общем, переправили его на наш берег, а там и в его отдельную комнату перенесли.
После сеанса связи выяснили, чем его кормить, как поддерживать и заботиться, потому что вылечить его в наших условиях невозможно. У него, скорее всего, сломана лапа, и требуется операция.
После просмотра фотографий, мы выяснили, что у него пулевое сквозное ранение через плечо. Скорее всего стреляли в сердце, но не попали. Мы видели несколько дней назад медведицу с медвежонком. Видимо, ее убили, потому что мать никогда не оставит своих детей, в каком бы они не были состоянии. А здесь он два дня был один. И пришел он к нам целенаправленно, как чувствовал, что здесь могут помочь. Пришел со стороны военной части, все-таки недобрая там атмосфера.
А теперь это дело раскрутилось. Говорят, что дошло до губернатора ЯНАО. А он уж такие дела не оставит.
Сейчас, когда я писал это письмо, прибежал Павел и сказал, что на улице прямо у нашего крыльца медведь. Все побежали вниз. И увидели не одного, а сразу трех медведей. Столько приключений в один день.
Мишку накормили сгущенкой, и он уснул. Говорят, что из Москвы журналисты приедут с сотрудником из зоопарка. Может, даже возьмут в зоопарк московский. И свое обещание – привести медведя – я выполню. Только бы он дотянул до вертолета, который его заберет. Ему почти полгода, но он очень маленький...
10.08.2013
Следим за мишкой. Ходим на него посмотреть. Он нас пугается, иногда бежит на нас к двери, через которую мы на него смотрим, обороняется так. К концу дня уже не боялся. Кушает рыбу. Идет на поправку. Может, удастся с ним сфотографироваться совсем рядом. Он скоро к нам привыкнет. Но если не получится заиметь такую фотографию, то я не очень расстроюсь.
Только что вернулся с совета, на котором выбирали ему имя. По мнению большинства решили назвать в честь духа Белого острова на языке местного населения, и звучит это так: Серу Ирику (Белый дедушка). С этим островом связаны легенды у ненцев и хантов. Вот Белый дедушка как раз и фигурирует в этих легендах.
11.08.2013
Мишка практически поправился. Уже легко наступает на больную ногу. Мы считаем, что перелома у него никакого нет. Идет на поправку. Может быть, полетит рейсом вместе с нами.
Сегодня ему освободили вторую комнату. Туда на пол насыпали песка, чтобы удобнее было ему жить, чтобы похоже было на природу. Но ее ничем не заменишь ведь… Поставили ему ванну, залили ее водой. Но он в нее не залазит, не догадывается. Завтра хотим пропилить пол, чтобы поставить вниз ванну, и чтобы ему было удобнее в нее заходить.
Сегодня Сереге – руководителю экспедиции – в сеть попала нерпа. Задохнулась без воздуха… Жалко животное. Ее разделали уже… Шкурку забрал себе Серега, ножки от нее взял Диман, повар наш. Остальное пойдет на корм мишке.
15.08.2013
Работали сегодня тяжело, очень долго раскачивались. Сжигали мусор, но так получилось, что дым от костра шел прямо на домик, где живет Серику, наш белый медвежонок, который уже нас не боится, не ругается и не шипит на нас, мы спокойно заходим к нему в комнату, чтобы его покормить, правда пока вдвоем-втроем. Он полетит вместе с нами в Пермский зоопарк. С ним все в порядке, он выздоравливает, точнее выздоровел. Спокойно становится на пораненную лапу. Рана затягивается...
Прилетел вертолет с ветеринаром. Мы рассказывали, как его встретили, что с ним случилось, как вообще тут с медведями. Его сфоткали неимоверное количество раз. Ему это очень не нравилось, он сердился, прыгал на окно, конечно, ведь вторгались в его территорию. Приехали две женщины из пермского зоопарка. Они осмотрели Серику и рассказали нам, что будут делать, попросили – не шуметь, вообще уйти.
А дальше… Дальше я видел Серику уже спящим. Он лежал на нашем крыльце, которое я сегодня убирал, а все облепили его и старались сфотографироваться. Я не стал, какое-то неприятное чувство у меня возникло при виде облепивших его людей, которые двигали его, как хотели, а он только дышал. Ну да ладно.
Мы грузили вертолет вещами. Серику уже был внутри борта, в железной закрытой клетке.
Я сел рядом с клеткой медведя. Ее стенки были закрыты, чтобы он не сердился и не нервничал особо. От него пахло рыбой».
Новый дом
На острове Белый за год браконьеры убили четырех белых медведей. Волонтеры на берегу заметили еще одного раненного из карабина медведя, но это был взрослый самец, оказать ему медпомощь было невозможно…
Сэрику пять часов летел вертолетом с острова Белый в Салехард. Оттуда самолетом до Тюмени. А потом медвежонка везли на машине до Перми. Зоологи говорят, если бы пришлось посылать вертолет на Ямал специальным отдельным маршрутом, пришлось бы заплатить полтора миллиона рублей за один вылет. Таких денег нет ни у одного зоопарка.
В пермском зоопарке медвежонок прошел необходимое лечение. Его рацион ежедневно: полтора килограмма мяса и полтора килограмма рыбы. Обязательно включены в меню яйцо, творог, курица.
Любимое лакомство мишки – рисовая каша. Наверное запомнил ее вкус, когда волонтеры пытались накормить его, лежащего раненым на песчаной дюне. Медвежонок ленив и передвигается по вольеру неохотно. Зато за ложкой каши увалень охотится с резвостью молодой белки.
Первая любовь
Недавно в пермский зоопарк из Казани приехала маленькая самка белого медведя. В будущем она станет невестой Сэрику. Милка, так прозвали в зоопарке маленькую медведицу, «прописалась» в «двухкомнатной» квартире медвежонка. Поговаривают, Фридрих Ницше был ярым женоненавистником. Вот и Сэрику первое время смотрел на подружку, как Ницше на женщин. Сотрудники зоопарка даже изолировали клетки.
В зоопарке пояснили, что белые медведи в природе одиночки. Особи нужна большая территория для охоты. Объединяются они лишь на период гона и после снова живут порознь.
Однако эксперименты по объединению медвежат уже идут полным ходом. Медведица проявляет активность, она общительна и умеет играть. Привыкла это делать еще в Казани. Медвежонок в своей жизни общался дружелюбно только с псом Боцманом и волонтерами-экологами. Ни на кого из них Милка не похожа. Так что Сэрику рычит, шипит, фыркает и отбивается от навязчивого знакомства.
Медвежата родились в ноябре-декабре прошлого года. Они ровесники. До вспышки искры любви между хищниками пройдет еще не меньше двух лет. Половая зрелость у белых медведей наступает в три года от рождения. В Пермском зоопарке очень надеются, что животные примут друг друга. Но для того, чтобы размножение произошло, предстоит еще большая работа.
Фото: Фото Андрея Иванова, видео и монтаж Михаила ВОСКРЕСЕНСКИХ, архивные съемки – видео волонтеров-экологов