Недавно гостила у бабушки в деревне, где до меня с разной интенсивностью перегостили чуть ли не все наши родственники. Я, так сказать, была в арьергарде и потому наслушалась обо всем и про всех.
В основном доставалось молодежи. У одной внучки уже третий парень за последние два года (никакой стабильности!), другая третий год живет с парнем и все они не поженятся (как-то это несерьезно!), еще один внук даром что институт окончил, а девчонки у него как не было, так и нет (все не как у людей!). Резюмируя почти двухчасовой разбор личной жизни младшего поколения, бабушка вздохнула: «Молодежь нынче пошла бракованная: мозги у нее не в ту сторону закручены». Далее разговор перешел к стадии «а вот в наше время…», но я почему-то задумалась над бабушкиными словами.
Действительно, молодежь нынче женится редко. И хоть я в нашей родне из всей когорты внуков самая старшая, среди моих 30-летних с небольшим хвостиком ровесников семей не так уж и много. А у более младшего поколения – вообще по пальцам на одной руке пересчитать можно. Для интереса даже нашла статистические данные, правда, по Московской области, но, тем не менее, они отражают общую тенденцию в стране. В 2012 году из всех заключенных брачных союзов только 12% пришлось на пары в возрасте до 25 лет. Для сравнения: в 2008 году их было 17%, а в 2002 – 32%. То есть молодежь перестала жениться и выходить замуж. Почему?
Не потому, что они бракованные, как считает моя бабушка. И не потому, что материалисты и циники. В советское время молодежь тоже была циничной и меркантильной. Моя мама, например, вышла замуж за моего папу только тогда, когда ему на работе дали квартиру, а моя тетя вышла замуж фиктивно – ради ленинградской прописки. Да что там говорить, во времена моей бабушки тоже ценились женихи «с углом» и невесты с приданым. Думается мне, дело нынче в другом.
В том, что люди просто устали. Устали быть на виду, устали быть в постоянном доступе. Им хочется покоя, замкнутого пространства, хочется тишины и некоторой свободы, которую отнимают... да-да, современные информационные технологии. Если кто помнит, какой роскошью был телефон! Какое значение имел поход в гости и как иначе воспринималось общение!
Сегодня сотовые есть у всех, а значит все могут достать всех в любое время суток. А если ты не взял трубку, то на том конце невидимого провода начинается паника: «Убили! Инфаркт! Похитили и везут в рабство!» В лучшем случае звонивший решит, что у тебя просто украли телефон или он разрядился, потому что ты лошара и посадила аккумулятор, слушая плеер. И потом высказываются упреки: «Почему не берешь трубку?! Я тут названиваю, два пачки валидола высосала…»
Собственно, кто виноват в том, что ты накрутила себя до предынфарктного состояния? Я ведь не хрипела в трубку умирающим голосом: «Помоги мне…» А виноват тотальный контроль, который дают нам сотовые телефоны, «Контакты» и «Инстаграммы». Человек все время на виду: вот он поел в 15:34 (и тому свидетельство – фото тарелки пельменей в желто-синих инстаграммовских тонах), вот он вышел с работы в 18:02 (потому что позвонил и сказал, что освободился), вот он стоит в пробке, вот он пьет в баре, вот он познакомился-поженился-развелся. Вся его жизнь отныне принадлежит обществу. Общество обязано знать, где он и чем занимается, а если он не выходит в «Фейсбук» и не берет трубку, то это уже повод для обид, скандала или даже для увольнения.
И если мы, 30-летние, еще помним, что такое личное пространство и свобода, то те, кому сегодня 20, уже не застали той тотальной независимости от кого бы то ни было. Для них норма – это быть постоянно на виду и в круглосуточном доступе. Для них это равносильно библейским заповедям и законам шариата. Они свято верят в своего коварного социального божка и ежедневно приносят ему жертвы.
Но природу не обманешь. Психика перегружена, она требует тишины, требует отключиться на время от ежеминутного контроля со стороны общества. И потому люди дают себе отдых там, где проще всего. Отключиться от соцсетей и сетей сотовой связи нынче равносильно самоубийству, а вот отказаться от семьи – вроде как не слишком зазорно. Тем более у молодежи еще сильно чувство, что впереди – вагон времени. Только вот время пролетает незаметно, а усталость от неутихающего всеобщего присмотра накапливается…