В детской песочнице я не была уже несколько лет. Девять, если быть точной. Тогда песочница мне виделась исключительно безопасным детским развлечением: никаких разбитых коленок, никаких черепно-мозговых травм. Разве что песком швырнут в твое чадо, но так ты его все равно дома стирать будешь – какая разница? Главное – спокойно.
Сейчас песочницы уже не те. Если честно, не помню, как было раньше: наверное, сильно уставала из-за круговерти дом-ребенок-работа. Теперь же могу задорно печь куличики с детьми сестер и подруг и заодно обозревать обстановку. А она, положа правую на левое, совсем не радует, ибо песочница демонстрирует модель современного мира в миниатюре, и модель эта нелицеприятная.
Если не вдаваться в подробности, то все посетители детской площадки делятся на три типа. Первые приходят со своими игрушками, кладут их в общую кучу и играют чужими, ибо, как известно, у соседа трава зеленее и мячики круглее. Двухлетки это чувствуют особенно остро. Посетители второго типа приносят свои игрушки, но не дают ими играть. Своими, правда, тоже пользуются не то чтобы очень, ибо закон круглости чужого мяча никто не отменял. Третьи приходят совсем без игрушек. Зачем? Ведь есть прекрасные чужие мячи – один круглее другого. Синий, красный, голубой – выбирай, как говорится, себе любой.
Слышу, о да, слышу уже возмущение эфира по ту сторону монитора: «Ну это же дети! Они ничего не решают!» Вот именно! Они дети и им в силу их двадцати с небольшим месяцев еще не положено ничего решать. За них это делают родители. Одни приносят свои игрушки для других, полагая, что другие в приступе щедрости так же преподнесут им свои машинки. Модель поведения логичная и даже правильная, но местами убыточная, потому что неизбежно приводит к потере или поломке игрушки. Это лишь вопрос времени. Видимо, поэтому посетители второго типа не спешат доставать из пакета свои ведерки и лопатки. Их все-таки будет мучить совесть, если они придут с пустыми руками, поэтому руки-то как бы не пустые, но и не дающие. А вот третьи про совесть читали только в книжках и то не очень-то поняли, о чем это. Пришел, попользовался, получил удовольствие – и шуруй домой. Никаких убытков, сплошная прибыль.
И вроде бы стараешься делать скидку на то, что возраст детишек мал, что не каждая семья может себе позволить иметь парк игрушек исключительно для улицы. Но как бы разум ни старался, опыт-то все равно скептически усмехается. Ребенок впитывает законы социальных отношений с первого дня жизни, с первого своего крика – и до самой той поры, пока его эмоционально-волевая сфера не разовьется со страшной силой и не начнет его толкать на всякие поступки.
И потом мы удивляемся, откуда у нас берутся ворующие депутаты. Не из тех ли они детей, которые привыкли приходить в песочницу, чтобы попользоваться чужим? А потом мы ворчим на работодателя, мол, скряга. А между прочим, это его мама прятала в пакете машинку, пока он играл чужими – ну так, на всякий случай. Вдруг ее сынуля сломает чужую, а те родители скандал устроят, и придется возмещать убытки. А те, кто приносил свое и давал играть другим, вырастет порядочным налогоплательщиком, которого, как в той песочнице, будет обирать работодатель и депутат, пока того или другого не посадят за незаконное отчуждение чьих-то мячиков. И их же родители потом будут плакать в зале суда: «Мы его такому не учили!» Учили, дорогие мои, еще как учили! Вспомните песочницу!