Ни для кого не секрет, что на дорогах в России давно царит хамство. Ни одна подворотня не научит ребенка таким витиеватым и экспрессивным ругательствам, как несколько поездок с папой в машине. Поверьте, временами именно за рулем рождаются такие шедевры, что лингвисты замирают в священном экстазе. Привести примеры оных мне не позволяет цензура, но, думаю, каждый автомобилист имеет в своем загашнике пару-тройку таких вот нарядных матерных лент, коими можно обвить любого, аки подарочную упаковку.
Но сказать-то хочется не о русском мате, могучем и беспощадном, а о самой культуре вождения. Собственно, что о ней говорить? Ее, согласно последним данным, в России нет и неизвестно, когда будет. Дороги видятся россиянам не тем местом, где можно культурить. Это ж не театр и не кладбище. Дороги – это место, где каждый участник движения ежесекундно борется за что-то. За «дай мне перестроиться в правый ряд», за «проскочить на зеленый», за «пропусти меня, куда-прешь-козел-глаза-дома-оставил-поворотник-включи!»
Складывается ощущение, что невидимый, но очень суровый автомобильный бог каждый день скудно отмеривает всем водителям России количество тех или иных маневров, и вот те, бедные, готовы убить, чтобы урвать последний поворот направо. Урывать приходится с боем, иногда из крайней левой, иногда даже убивать… И можно тут только развести руками: ну да, вот такие мы некультурные, что тут попишешь?
Но все меняется в одну секунду, стоит только нашему российскому автодикарю пересечь границу. Желательно в сторону Европы. И вот – крэкс-пэкс-фэкс! – за рулем мы видим благопристойного автомобилиста, который вдруг начинает видеть все знаки и двойную сплошную, который пропускает пешеходов и – о чудо! – соблюдает скоростной режим. Такое ощущение, что на таможне в салон впрыскивают специальный законопослушный газ, который в мановение ока превращает обезьяну за рулем в человека разумного – в обход всех принципов эволюции.
Секрет-то прост, на самом деле. В Европе слишком дорого быть хамом. Даже европейцам, чьи зарплаты в разы превышают наши. Дешевле соблюдать и выполнять, чем нарушать и хамить. И наши люди прекрасно эту установку воспринимают. Один мой знакомый, живущий в Питере, по делам часто ездит в Финляндию и каждый раз с упоением рассказывает, как меняется поведение водителей, въезжающих в страну Суоми из России. Впрочем, на обратном пути изменения происходят уже в другую сторону. Россия, видимо, на всех действует негативно. Этот же знакомый рассказывает, как финны любят справить нужду любой консистенции на обочине на российской территории. Как они же выкидывают из окон машин пустые бутылки, мусор и даже, прости господи, использованные презервативы. Потому что на нашей территории хамом не только можно быть, но и нужно. Мы ведь не понимаем по-хорошему, не понимаем, когда улыбаются или говорят «спасибо». Но мы прекрасно понимаем, когда нам плюют в лицо и всегда готовы лягнуть в ответ. Мы знаем правила ПДД, но мы их не выполняем, потому что этот, на красной «тойоте», тоже не выполняет. А он, который на «тойоте», думает: «Ну вон на синем «форде» же не соблюдает, почему я должен?» Именно так мы жалуемся гаишнику, который останавливает нас за нарушения: «Все поворачивали, и я повернул. Почему только меня наказали?»
Безнаказанность – вот мать нашего хамства. Ни воспитание, ни два высших образования и ни родословная не привьют нам культуру на дорогах. «Если можно мужику на «тойоте», то и я буду», – думаем мы и тайно надеемся, что продавец полосатых палочек сделает а-та-та только зачинщику. А всех остальных нарушителей пожалеет и отпустит. Они же не виноваты, это все мужик на «тойоте».