«Я стал мужчиной!» Когда логично услышать от юноши эту фразу? После того, как он вернется из армии? (Или, не дай бог, с войны?) Или, по крайней мере, после того, как принесет домой первую зарплату? Увы... Принято считать, что формально человек обретает новый статус после первой близости.
А если у мальчика произошло это в 12 лет? А если девочка в 14 лет стала матерью? Язык не повернется назвать их мужчиной и женщиной... Дети, начавшие половую жизнь в 10-12 лет – это ужасно. Но давайте посмотрим в прошлое, далеко и не очень. Вот фраза, которую кормилица сказала 14-летней Джульетте: «В Вероне многие из дам тебя моложе, а уж детей имеют!»
Некоторые исследователи творчества Пушкина считают, что Татьяне Лариной было 12 лет, а Ольге – и того меньше. Это подтверждается косвенно, по некоторым стихотворным фразам. А вот возраст Ленского – «неполные осьмнадцать лет» – указан относительно точно. В любовной трагедии, завершившейся дуэлью и смертью, участвуют дети! Да, в те времена на Руси 16-летней девушке могли сказать, что она в девках засиделась, а в 20 и вовсе в старухи записать.
Но не надо забывать, что тогда и продолжительность жизни была короче, и трудоспособный возраст куда меньше. В крестьянскую семью брали работницу, которая, в свою очередь, старалась нарожать как можно больше детей – помощников по хозяйству. Это был институт брака. И держался он на неких моральных правилах. А что происходит сейчас?
Я думаю, что одна из причин кроется в инфантилизме. Он поразил все слои нашего общества. Это отразилось и на семье в целом, и на детско-родительких отношениях в частности. Когда-то взрослые старались оградить детей от запретной информации. Об «этом» говорили шепотом. Сейчас до 15-летнего возраста подросток успевает увидеть по телевизору до 10 тысяч эротических сцен, а к 18 – уже 90 тысяч! Этот поток информации просто провоцирует на ранние половые связи.
Даже рекламе зубной пасты умудряются придать сексуальный оттенок! Может быть, это совсем не плохо? Многие молодые семьи рушатся потому, что оба супруга неопытны в сексуальном плане. А тут, глядишь, опыта наберутся... Но... Опыт этот, увы, отрицательный. Как говорят психологи, подросток не готов к сексуальной жизни ни психологически, ни физически. В возрасте «гадкого утенка» юноши стесняются своего тела, да и владеть им не умеют. Де-факто близость случилась, а на самом деле это кратковременный физический контакт, который приносит не восторг, а разочарование. Постоянные неудачи способствуют развитию комплекса неполноценности. Человек с незавершенным физическим развитием не может быть полноценным сексуальным партнером. Мальчики, начавшие раннюю половую жизнь, как правило, будущие клиенты психологов. А девочки? Практически для всех девушек, вступивших в половые отношения, первый опыт носит ярко выраженную отрицательную эмоциональную окраску: чувство вины, сожаление, пустота (это опять же не я – психологи утверждают). Чем моложе девушка в момент своего сексуального дебюта, тем вероятнее, что она в дальнейшем будет сожалеть о своем поступке и считать его ошибкой.
Есть и еще одна негативная сторона. Сейчас, чтобы молодому человеку состояться в жизни, нужно осваивать огромный объем информации. А если он зацикливается на сексе, его духовное развитие прекращается. То же самое случается и у девушек. Опыта сексуальной жизни у них нет, а это часто приводит к нежелательной беременности. В 14 лет девочке приходится заниматься сосками и пеленками, а здесь уж не до учебы. (И не факт, что это удастся наверстать в дальнейшем.)
Как показывает опыт, половые партнеры таких девочек (а они на 8-10 лет старше) в развитии своих подруг не заинтересованы – их устраивает жена (если дело заканчивается браком) в качестве домохозяйки. Впрочем, такие браки рано или поздно заканчиваются разводом.
Конечно, стремление вступить в половую связь – это и любопытство, и способ самоутверждения, и желание получить удовольствие. Но иногда это является компенсацией отсутствия в семье ласки и внимания к детям.
Что делать родителям? Наказывать, запрещать? Запреты имеют обратное действие. Подросток и так получает психическую травму от неудачного полового опыта. А если родители начнут эту травму усиливать, то дело можно довести до трагедии. Детям нужно не запрещать. Детей нужно мотивировать чем-то другим. И не ограничиваться тем, что подкладывать ребенку пачку презервативов. Найти общий язык, учить их через собственный опыт пережитых ошибок. И ни в коем случае не применять физические наказания. У моего знакомого психолога был клиент, которого в детском садике (!) воспитательница била в пах. Наказывала, так сказать, за шаловливые ручки. В будущем у него развился комплекс, и ничего не получалось с женщиной.
Итак, к чему ведут ранние половые связи? Мы получаем агрессивную, психотравмированную молодежь. Исследования показали, что ранний секс в четыре раза повышает риск депрессий и самоубийств. Рождаются нежелательные, а значит, никому не нужные ущербные дети. Общество не готово взять на себя решение этих проблем, так как само же эти проблемы и вызывает. Так что решать их приходится уже в частном порядке...