Осенью 2005 года популярную российскую радиостанцию буквально атаковали слушатели: они звонили по пятьдесят (!) раз в день с просьбой поставить в эфире песню «Преступление» в исполнении группы с «Чи-ли». Самым интересным было даже не то, что ранее эта группа никогда не появлялась на телеэкранах или в прессе, а то, что никто с уверенностью не мог определить пол человека, которому мог бы принадлежать уникальный голос. Большинство сходились в мнении, что поет трансвестит. Каково же было удивление людей, когда они увидели солистку группы «Чи-ли» – зеленоглазую красавицу с волосами огненного цвета и удивительной фамилией Забияка! Позже в одном из интервью Ирина призналась: до того, как она стала выступать на сцене, никто ей не говорил, что у нее необычный голос. Все только пытались понять, откуда у нее акцент. Предполагали даже, что Забияка француженка или литовка, и никто не верил, что говор-то украинский…
– Ирина, простите, если вопрос покажется некорректным, тем более для начала беседы... У вас настоящая фамилия? Или все же это псевдоним?
– Фамилия настоящая, все соответствует данным в паспорте. Просто она непривычна для слуха, потому что имеет украинские корни.
– Насколько вы соответствуете своей фамилии?
– По натуре я достаточно темпераментный человек, но в драки не лезу, уж поверьте на слово! (Улыбается.)
– Известно, что название вашей группы – «Чи-ли» – произошло от вашего детского прозвища. А почему вас так называли?
– Потому что мама, которая воспитывала меня одна, не хотела мне говорить, что отец умер, и как-то заявила мне, что он чилийский революционер. Я искренне гордилась этим и, естественно, пересказывала эту легенду всем сверстникам.
– А еще какие-то прозвища, кроме «Чили», у вас были?
– Нет, других не было. Видимо, хватало Чили и фамилии, без того говорящей. В юные годы я на подобные вещи обижалась и сильно переживала. Все детство мечтала, что вырасту и поменяю фамилию, а сейчас очень даже ее люблю и менять уже вовсе не собираюсь!
– Мама когда-нибудь что-нибудь вам запрещала? С какого возраста вам было разрешено носить туфли на каблуках, короткие юбки, краситься, дружить с мальчиками? Или вам это было не нужно?
– Мама воспитывала меня скромной девочкой. Туфли, мини-юбки и макияж мне не запрещались никогда, главное, надо было все использовать в меру, чтоб не переходить грань вульгарности. Мальчики тоже не пугали мою маму, но она всегда строго ограничивала время прогулок после школы. Традиционно в десять вечера я должна была быть дома. Только, знаете, ребенка-Стрельца невозможно ограничить! (Смеется.)
– За что вы могли быть наказаны в детстве?
– За плохие оценки, за грубость, нечистоплотность, опоздания.
Ирина Алексеевна Забияка родилась 20 декабря 1982 года на Украине, в г. Кировограде. Общалась в детстве в основном с мальчишками и была «трудным ребёнком». В подростковом возрасте её голос начал «ломаться», как у мальчиков. В юности Ирина Забияка записала несколько песен и вместе с Сергеем Карповым поехала в Москву. Там они ходили по звукозаписывающим компаниям и раздавали свои диски. Некоторые директора компаний заявляли им, что слушать их музыку никто не будет. Однако оказались неправы: когда появилась группа «Чи-ли», люди сразу обратили на нее внимание. Больше всего разговоров было об исполнителе, люди думали, что это исполнитель мужчина, поскольку у Ирины Забияки низкий голос, который называется «контральто». За время своего существования группа «Чи-ли» добилась признания на музыкальных конкурсах «Песня года», «Золотой граммофон» и др. В январе 2013 года Ирина Забияка стала мамой. У нее и ее бойфренда – лидера группы «Mama Band» Вячеслава Бойкова родился сын Матвей.
– По поводу опозданий: женщинам свойственно опаздывать, собираясь на торжественные мероприятия. А сколько времени у вас занимает макияж ежедневный и макияж для концерта?
– В повседневной жизни я почти не пользуюсь косметикой. Если впереди нет ни съемок, ни выступлений, то соберусь за десять минут. Что же касается подготовки к сцене – ровно час. Это вместе с мытьем головы и укладкой!
– Фантастическая оперативность! Это не каждой обычной женщине по плечу, не то что артистке!
– Дело в том, что по первой профессии я парикмахер-модельер, мне все это просто дается.
– Ирина, а кто работает над вашим сценическим образом?
– В основном, я сама. Разумеется, внимательно слушаю советы своего продюсера, иногда для конкретных церемоний или новых работ привлекаем профессионалов – визажистов, дизайнеров.
– Ваш цвет волос – естественный? Вам никогда не хотелось перекраситься в блондинку или брюнетку?
– Я уже носила самые разные цвета, прически и даже брилась наголо. В итоге, как видите, остановилась на длинных рыжих волосах, потому что почувствовала себя в этом образе наиболее комфортно, нашла свое.
– В Википедии я прочитала, что вашу руку украшает татуировка в виде пантеры. Почему именно пантера? Какие еще татуировки хотелось бы нанести?
– Любовь к кошкам, вот и все объяснение! Это очень грациозные и сильные животные, которые мне нравятся. Так что никакого скрытого смысла в моем тату нет. Хотелось бы, конечно, продолжить, нанести еще какую-нибудь татуировочку. Но что это будет и на какой части тела – пока думаю. В таких вопросах спешка неуместна.
– Перейдем к разговору о группе «Чи-ли» и вашему творчеству. Сколько сегодня человек в группе? Как часто меняется состав?
– В моем коллективе шесть человек, не считая меня. Состав меняется крайне редко и всегда с большими переживаниями с моей стороны. Понимаете, мы же много лет работаем бок о бок, в команде, так что члены группы становятся мне родными, это мои близкие люди. Хотя, конечно, в связи с некоторыми обстоятельствами состав периодически приходится обновлять. Так, первый наш клавишник Иван однажды создал свой проект и ушел. А гитарист Миша в одночасье решил покинуть Москву… Все остальные ребята со мной уже много лет и, надеюсь, так и будет дальше.
– Кто работает над вашими клипами? Кто вам пишет стихи, музыку?
– Над клипами работают всегда привлеченные специалисты, режиссеры, сценаристы, профессионалы своего дела. Иногда мы им подаем идеи для видео, но в съемочный процесс стараемся внедряться до известных пределов. Песни пишу я и постоянный участник группы «Чи-ли» Сергей Карпов. Также иногда привлекаются другие авторы. Например, Егор Солодовников, написавший известные вам «Ромашки», «Океан», «Я хочу побить посуду». А автором песни «Сказки», которую мы спели дуэтом с Гошей Куценко, является Алекс Сахаров. Из-за неформатности моего репертуара эти «чужие» песни звучат редко и в альбом входят не всегда. Надеюсь однажды издать их отдельным выпуском.
– Какие песни группы вы сами считаете хитами? Будет ли меняться репертуар и как вы можете его охарактеризовать на данный момент?
– Мне практически все наши песни нравятся. Есть, конечно, и нелюбимые, надоевшие… Но такие, наверное, есть у каждого музыканта. Преимущественно же я всегда получаю искреннее удовольствие от исполнения нашего репертуара. Особенно удачными, как мне кажется, были «Маки», «Новый год в постели», «Лето», «Сердце», «Любовь – это яд», «Я хочу побить посуду»… Публика приняла их на ура. Знаете, как это приятно, когда на концерте весь зал поет вместе с тобой! Репертуар, конечно, поменять хочется, хочется более живого звучания в радийных фонограммах и, может, более взрослых текстов. Все-таки мы растем и развиваемся, и это тоже надо отражать в творчестве.
– Будут ли еще песни, записанные в дуэте с Гошей Куценко?
– Ну, знаете, дуэт – это очень непредсказуемая вещь! После записи первой композиции с Гошей я и не думала, что будет вторая! Но мы спели эту вторую песню, и она была еще более живой и успешной!
– Как вас с Куценко вообще свела судьба?
– В моей творческой жизни он возник чисто случайно, мы встретились в компании знакомых. Тут-то и выяснилось, что Гоша не только замечательный актер, но еще и неплохой певец. А потом еще и оказалось, что спеть друг с другом мы давно хотели! (Улыбается.)
– С кем еще из отечественных исполнителей или актеров вы бы хотели спеть?
– Из уже практически несбыточного – хотела бы повторить опыт совместной работы с группой «Братья Гримм», они чертовски талантливые ребята, люблю их творчество! Сейчас планирую дуэт, но с кем – не скажу пока, пусть это останется интригой.
– Как вы отмечали свой юбилей в прошлом году?
– Достаточно тихо и скромно, в узком кругу, поскольку на тот момент находилась на девятом месяце беременности. Сами понимаете, любой праздник в таком положении был бы весьма утомительным мероприятием.
– Юбилей – традиционное время подведения некоторых жизненных итогов, правда?
– Когда вы на девятом месяце и каждый день ожидаете пополнения в семье, то тут не до подведения итогов. Это скорее было ожиданием нового начала. Кроме того, я же гастролировала до последнего: последний концерт состоялся 28 декабря, а уже 6 января родился малыш. Так что рефлексию я оставила на потом. А очередной день рождения – это просто еще одна дата и не более того.
– Ирина, а вы всю жизнь собираетесь быть певицей? Сегодня почти у каждого артиста помимо сцены есть еще какой-нибудь бизнес. Хотелось бы вам открыть свое дело? Если да, то с чем бы оно было связано?
– Я человек, который вряд ли сможет открыть свой бизнес. Нет во мне того, что называется «предпринимательской жилкой». А вот освоить другое направление я не против. Мне интересны философия, теософия, антропология, эзотерика, интегральная йога… Тут я могу говорить бесконечно! У меня, кстати, даже были мысли поступать на философский факультет, но беременность нарушила эти планы. Может и не надо. Я верю, что случайного ничего не бывает. Ну а пока вопросы карьеры для меня отодвинулись на второй план, так как в январе у меня родился сын, и пока мне хочется уделять как можно больше времени и сил своей семье.
– Будет ли перерыв в деятельности группы «Чи-ли» в связи с тем, что месяц назад вы стали мамой?
– Нет, не было его во время беременности и сейчас не будет. Более того, не прошло и трех недель после рождения Матвея, то есть 25 января, я уже отправилась на гастроли.
– Справляетесь ли вы со своей новой ролью?
– Конечно, в нас инстинктивно заложены все знания. Я сначала переживала, будучи беременной, и думала, что не справлюсь с малышом. Однако как только сын оказался на моих руках, я почувствовала, что все о нем знаю и знаю, что с ним делать. При этом, признаюсь, я не читала не одной книги.
– Как изменилось ваше мировосприятие с рождением сынишки?
– Я стала более ответственной, домашней. Семья – это самое главное в жизни любого человека. Сегодня я готова отдать всё ради двух своих любимых людей – сына и мужа.
– Рождение Матвея было запланировано?
– Нет. Я вообще не верю, что такие вещи, как любовь и беременность, можно запланировать, они просто случаются с тобой, и все. Как в сказке!
– Вы еще не думали о том, как именно будете воспитывать сына? Будет ли он ходить в садик или до школы просидит с нянями? В какую школу хотели бы отдать?..
– Нет, не думала и не хочу. Я сторонник решения задач по мере их поступления. У моего сына замечательные отец, бабушки и дедушка. Папа у нас музыкант, режиссер и спортсмен, дедушка – фантастически талантливый художник, вошедший в десятку лучших в мире, бабушка – дизайнер одежды… Так что если Матвей просто унаследует семейные черты, он уже станет необыкновенным! Хотелось бы только воспитать в ребенке четкие моральные установки и с детства учить йоге.
– Вам нравится говорить о своем малыше с кем бы то ни было? Или, может, вы напротив, считаете, что лишние разговоры ни к чему, и боитесь сглаза?
– Я говорю, когда спрашивают. Если у собеседников есть дети, то тема подхватывается. С теми, у кого детей нет, говорить не хочется: им это не интересно, поскольку они пока не понимают этого счастья. А вообще дети – это очень личное. Если они у вас есть, вы понимаете, что этой радостью делиться практически бесполезно. Она же только для вас! Сглаза не боюсь, я вообще не суеверна.
– Где-то читала, что вы живете напротив мужской тюрьмы? Это правда?
– Нет, я уже не живу напротив тюрьмы, переехала. Теперь живу возле телецентра Останкино.
– И, тем не менее, исходя из вашего сценического образа, кажется, что вы невероятно смелая и отчаянная. Так и есть?
– Наверное, да, я и смелая, и отчаянная. По крайней мере, многие знакомые говорят обо мне именно так. Я же в себе вижу и другие стороны. Порой то, что для меня обычно, другие воспринимают как некое геройство.
– Какими были самые отчаянные поступки в вашей жизни?
– Вера в свою мечту и ее осуществление уже поступок. Однажды я бросила все и уехала из Кировограда в Москву за своей мечтой. Прыжки с парашютом и прочее – меньший экстрим по моему мнению.
– На ваш взгляд, какая роль в семье отведена женщине?
– Я за равноправие. Но сегодня, став мамой, понимаю, почему во всех религиях пишут о почитании матери. Вынашивание ребенка – это огромный труд, это тяжело! Не менее тяжко женщине дается и рождение ребенка, это боль. И только мать важна для любого человечка в первые месяцы его жизни. Хотя бы поэтому надо ценить женщину и беречь. Мне безумно жаль тех мужчин, которые бросают своих беременных женщин. Тем самым они лишают себя счастья видеть маленькое чудо. А жаль, потому что все вернется бумерангом, все аукнется. Жизнь у нас не одна, живя в этой жизни, нам надо думать о следующей. Людям свойственно бросать тех, кому они нужны, ради тех, кто нужен им. В итоге они остаются никому не нужными. Любите, пожалуйста, друг друга!
Фото: Фото пресс-службы группы «Чи-ли»