Развлечения Ирина Розанова, актриса, народная артистка РФ: «Завидую Мордюковой, которая играла в старом добром кино»

Ирина Розанова, актриса, народная артистка РФ: «Завидую Мордюковой, которая играла в старом добром кино»

За плечами актрисы Ирины Розановой – более ста десяти ролей. Говорят, даже у Джигарханяна – меньше. Сама актриса уверяет, что никогда не вела подсчет своим работам и количество для нее далеко не главное. Главное, чтобы было интересно работать, чтобы режиссеры давали возможность поспорить. И такое право у нее есть, его безоговорочно признают крупные именитые режиссеры: Говорухин, Тодоровский-старший и Тодоровский-младший…

– Ирина Юрьевна, возможно, я ошибаюсь, но, на мой взгляд, собирательный образ всех ваших героинь можно охарактеризовать как образ простой русской женщины…

– Вы не ошибаетесь, так и есть. И именно поэтому мне, как правило, очень легко и комфортно работать на съемочной площадке. Да, мои героини – простые женщины, с нелепыми начесами на головах, с катышками туши на ресницах, плоскогрудые, большепопые, самые обыкновенные. И играть их для меня – самое настоящее удовольствие! Мои добрые персонажи – часть большого культурного пространства нашей страны.

– Наверное, глупо спрашивать, узнают ли вас на улицах?

– Конечно, узнают. Я спокойно хожу по магазинам, могу не краситься и слиться с толпой, но меня все равно узнают по голосу. И это хорошо. Для меня люди, которых я встречаю на улице или все в тех же магазинах, – это мой народ. Не хочу обманывать и пугать его какими-то там нарядами. Кстати, чаще ко мне подходят женщины с такими словами: «Вы знаете, мой муж вас так любит, дайте, пожалуйста, для него автограф!»

– Как вам удалось не стать заложницей одной роли?

– Спасибо за это Леониду Филатову, он научил меня браться за самую разную работу. Он сказал: «Работай! Ну и что, что роль маленькая. На моей памяти столько прекрасных талантливых актеров так ничего и не добились, всю жизнь дожидаясь Гамлета». На самом деле Гамлета или Офелию можно сыграть даже в самой маленькой роли. Я это понимаю, и с годами мне стало еще интереснее браться за что-то новое, неожиданное. Именно так у меня случилось с «Ворошиловским стрелком» Станислава Говорухина. Он позвал меня на такую, казалось бы, отвратительную роль. Я понимала, что полстраны меня будет ненавидеть после нее. Но, когда я прочитала сценарий, мне очень захотелось рассказать о судьбе этого человека. И вообще я не боюсь играть негодяев. Напротив, такие роли я люблю и называю их «таблетками». Сыграешь – и как будто очистился, сразу хочется быть лучше.

– Ирина Юрьевна, а вам трудно заплакать в кадре? Сыграть любовь?

– Нет. Мне не трудно ни плакать, ни играть любовь. В этом помогают опыт и воспоминания, помогает собственная книга жизни.

– Видимо, у вас достаточно богатая книга жизни?

– Да, богатая. Но она только для моего личного прочтения. Мне претит это отвратительное время, когда вторгаются в дом, когда выставляются напоказ наряды, джакузи... На мой взгляд, это неприлично. Так уходит тайна профессии. Лично меня не интересует, что там у кого и с кем. Когда я смотрю кино или спектакль, мне в первую очередь интересно, что человек делает. Знаете, есть картина, которую снимала Лена Цыплакова, называется «На тебя уповаю». Так вот в ней я играю роль очень жесткую и страшную. Но играть ее мне было жуть как интересно! Я играла воспитательницу детского дома, которая неласково относится к детям. После премьеры этой картины мне потом одна женщина сказала: «Я вас так люблю! Но эту вашу роль я прямо ненавижу!» А спустя какое-то время еще один мужчина сказал: «Вы передайте той женщине, которая ненавидит эту вашу роль, что моя жена посмотрела «На тебя уповаю» и не только бить, но и кричать на ребенка перестала вовсе!» Пусть ненадолго, пусть на какое-то мгновение, но если после просмотра фильма кто-то призадумался, то, наверное, какой-то смысл во всем этом есть.

Ирина Юрьевна Розанова родилась 22 июля 1961 года в Рязани. Сразу после школы уехала в Москву поступать в ГИТИС. Первая попытка оказалась неудачной, и ей пришлось вернуться в Рязань. В 19 лет со второй попытки Ирина все-таки стала студенткой вожделенного вуза. Будучи студенткой ГИТИСа, Ирина Розанова вышла замуж за будущего режиссера Евгения Каменьковича. Их брак продержался два года. На съемках фильма «Гамбринус» в 1989 году Розанова начала встречаться с режиссером Дмитрием Месхиевым, но и с ним через несколько лет разошлась. На «Кинотавре» Ирина познакомилась со вторым официальным мужем – бизнесменом Тимуром, с которым даже обвенчалась в Израиле. Отношения между супругами разладились, когда беременность Ирины закончилась выкидышем. В итоге Розанова ушла от мужа. Третьим супругом актрисы стал оператор Григорий Беленький, который снимал ее в «Детях понедельника». Этот брак также закончился разводом. В 2006 году на съемках «Танкера «Танго» у Розановой начался роман с режиссером Бахтияром Худойназаровым. Он предлагал актрисе узаконить отношения, но она так и не решилась пойти с ним в загс. Ирина и Бахтияр прожили несколько лет в гражданском браке, но в 2011 году расстались. На сегодняшний день Ирина Розанова не замужем, детей у нее нет.

На счету актрисы более 110 ролей в кино. С 1989 года почетный гражданин города Рязани, с 1995-го – заслуженная артистка Российской Федерации за заслуги в области искусства, с 2007 – народная артистка Российской Федерации за большие заслуги в области искусства. Служит в Театре имени Моссовета.

– Ирина Юрьевна, а если бы не путь актрисы театра и кино?

– О, я, к сожалению, очень зависима в своей профессии, потому что я умею делать только это. Не знаю, где бы оказалась я тогда… Честно.

– Я где-то читала, что ваша мама, сама будучи актрисой, вас отговаривала от этой профессии?

– Было дело, отговаривала. А мама и правда хороша: на седьмом месяце беременности играла на сцене! Я росла за кулисами. Когда мне было пят лет, мы с ней уже вместе играли в спектакле по Драйзеру. Спрашиваю ее: «Мама, ну а ты как думала, что из меня могло получиться при таком раскладе?» Театр был для меня абсолютно волшебным, фантастическим миром. Я все спектакли знала наизусть, поэтому иного будущего себе и не представляла. А отговаривала меня мама, видимо, потому, что ей известна вся подноготная нашего ремесла. Она понимала, что стать востребованной актрисой тяжело, а пойти в эту профессию и не состояться – тяжелее вдвойне. Боялась, что мне придется сидеть без дела. Поэтому настаивала, чтобы я сначала закончила музыкальное училище, а потом уже шла в театральный. Но я росла личностью самостоятельной, я же бык по гороскопу, характер у меня бычий. Следовательно, все решения я предпочитала принимать сама. Так и оказалась в театральном.

– Есть ли в отечественном кинематографе актрисы, игра которых заставляет вас восторгаться?

– Да, это Нона Мордюкова, Татьяна Доронина. Я очень завидую всему тому поколению, которое было задействовано в старом добром кино. Нам, к сожалению, меньше досталось человеческого. Порой бывает что-то хорошее подходит, роли такие душевные предлагают, но, в общем, время, конечно, целлофановое.

– А что вы думаете о молодых актрисах?

– Кто хочет – у того получится стать востребованными, а случайные – сами отсеются.

– Любимчики есть у вас?

– Ну, конечно! Обожаю Катю Вилкову, она – солнце, умница, талантище, работать с ней – одно удовольствие! Катя ж мне почти как дочь родная: мы с ней играли в дочки-матери не в одной картине даже! За нашими плечами «Вербное воскресенье», «Фурцева»…

– Ирина Юрьевна, а вот вы сказали, что время нынче «целлофановое». Почему?

– Потому что все поставлено на поток. Тенденция такова, что за день снимается по 10 сцен. Невозможно остановиться и подумать. За последнее время лишь однажды удалось предложить какую-то интерпретацию постановки – это во время съемок «Стиляг». На одну сцену с Акиньшиной, когда я бегаю за ней с ремнем, у нас было два дня! Вот где было поразмышлять!

– То есть вы на съемочной площадке позволяете себе спорить с режиссерами?

– К сожалению, да.

– Почему к сожалению? Это не всегда хорошо заканчивается?

– Ну, пока проблем не было…

– А есть у вас свой режиссер? Такой, про которого вы можете сказать: мол, вот мой режиссер, у которого я играю свои лучшие роли?

– Ну вы что! Я скажу про кого-то одного, а остальные обидятся! Скажу одно: мне всегда интересно, когда режиссер предлагает не просто исполнение, а предоставляет возможность творческого спора.

– Ирина Юрьевна, предлагаю обсудить одну из ваших последних ярких ролей – роль Фурцевой в одноименном сериале. С какими чувствами вы играли ее?

– Ну, во-первых, надо отметить, что роль эту режиссер Авдотья Смирнова написала специально под меня. Соответственно, я получила от этой работы удовольствие несравнимое. Давно мечтала встретиться на съемочной площадке с Витей Сухоруковым. В «Фурцевой» он играет Хрущева. О, как он работает! Большое счастье, что в картину пришел Миша Ефремов, он согласился сыграть своего отца. Он становится все более похожим на него с годами. Я была очень рада, когда я узнала, что мою героиню в молодости будет играть Танечка Арнтгольц. Вместе с ней мы прожили на экране почти пятьдесят лет. В эти годы вместились взлеты и падения, попытка самоубийства, так называемая ссылка в Минкульт и долгое четырнадцатилетнее царствование в нем.

– Фурцева – персонаж в истории неоднозначный…

– Да-да, но я даже не хочу обсуждать, какой она была. Мне разные истории про нее рассказывали, но в один момент я просто закрыла уши. Это мое откровенное интервью, моя женская исповедь. Вот так бы я обозначила эту работу. Я столько же знаю про предательство, разочарование и потери. Именно потерями заканчивались многие романы Фурцевой с властью и с мужчинами, но знали об этом немногие.

– Что для вас было самым тяжелым во время съемок?

– Ходить на каблуках. Мы же привыкли много бегать по делам, ездить в машинах, давить на педали, а на каблуках это делать неудобно. Я не помню, как и когда женщины ходили на огромных каблуках. Лично я училась заново. У нас были винтажные кремпленовые костюмы, это красиво и стильно, но жить в этом невозможно!

– Ирина Юрьевна, не могу не спросить про еще одну вашу роль. В картине «С Новым годом, мамы!», которую сегодня показывают на экранах всех кинотеатров страны, вы сыграли с героем-любовником всех времен и народов Аленом Делоном. Как он вам? Не сложно ли было с ним работать?

– Ален очень простой. Он прекрасно понимал, как мы все волновались при встрече с таким человеком, как он. Когда он пришел на съемочную площадку, подарил мне две розы, так я их как гербарий сохранила! Когда его пригласили на грим, он возмутился: «Какой грим? Мне грим? Мой грим – мои мешки и морщины».

– В этом фильме вашего сына сыграл Павел Воля. А как вам работалось с ним?

– Вы знаете, замечательно. Я слышала, что его называют «гламурным подонком», и, честно говоря, думала, что все будет плохо. И в корне переменила свое мнение после знакомства с Пашей. Он чудесный молодой человек! И чудесный сын не только на экране, но и в жизни: он на съемки в Париж приехал со своим папой и относился к нему с невероятным уважением.

– Ирина Юрьевна, извините за вопрос, а вы считаете себя хорошей дочерью?

– Этот вопрос лучше задать моей маме. Когда у меня появляется свободная минутка, я обязательно еду к ней. Она живет в Рязани. В какой бы стране мира я ни была, я всегда на связи, мы созваниваемся с мамой ежедневно. Мне, честно говоря, все чаще хочется из современной агрессивной Москвы убежать в Рязань, к тишине. У мамы там огород, лес рядом, можно за грибами сходить… И знаете что? Если вы живете далеко от своих родителей, то будьте так милосердны, находите время и возможность видеться с ними хотя бы под Новый год. Рождество, Старый Новый год – все эти праздники представляют собой весомый повод оказать знаки внимания мамам и папам, бабушкам и дедушкам. Родители и дети – это самое дорогое, что у нас с вами есть и может быть. Давайте же беречь друг друга!

Фото: Фото из открытых источников

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Зовите командира, я научу его летать». Бортпроводник «Уральских авиалиний» — о самых неприятных пассажирах
Кирилл Фрош
Мнение
«Зачем всё это сделано?» Как второй сезон «Игры в кальмара» растоптал 3 года ожидания
Анна Колотова
Мнение
«Каждый жаждет меня напоить»: екатеринбурженка отказалась от алкоголя и столкнулась с жестким хейтом
Ольга Чиги
Мнение
«Дают — бери, бьют — беги». Эксперт из Екатеринбурга ответил, кому сейчас точно стоит покупать квартиру
Михаил Хорьков
руководитель аналитического отдела Уральской палаты недвижимости
Мнение
«Хочу, чтобы на ТНТ больше никогда не снимали новогодние комедии». Честный отзыв про ремейк «Бриллиантовой руки»
Мария Филиппова
Рекомендуем
Знакомства
Объявления