Развлечения Патрик де Бана, хореограф, танцовщик: «Самое главное – уметь мечтать»

Патрик де Бана, хореограф, танцовщик: «Самое главное – уметь мечтать»

Увидев на сцене Патрика де Бана, даже ненавистник балета станет его почитателем. Красота этого танцовщика и постановщика, помноженная на его мастерство и талант, позволяет забыть о несовершенстве человека. Вероятно, Патрик де Бана никогда не приехал бы в Россию, если бы не дружба с Андрисом Лиепой.

Хореограф для Клеопатры

– С Андрисом мы познакомились 20 лет назад, когда работали в балете Мориса Бежара. Однако так случилось, что на несколько лет «потерялись» – были заняты каждый своим делом, нигде не пересекались и потому давно не общались. И снова встретились в Москве. Я искал партнершу для своего проекта и пригласил сестру Андриса – Илзе Лиепа. Она согласилась. Мы репетировали в Большом театре. На одну из репетиций пришел Андрис и вдруг предложил мне поставить спектакль.

– «Клеопатра-Ида Рубинштейн»?

– Да, это легендарный балет начала ХХ века. Андрис воскликнул: «Я нашел моего хореографа и мою Клеопатру!» В этом году в Париже состоялась мировая премьера этого спектакля в рамках проекта Андриса Лиепы «Русские сезоны ХХI века», а на днях была премьера на сцене Большого театра. Илзе танцует заглавную партию.

– Какая она, ваша Ида Рубинштейн, у ног которой сто лет назад был весь Париж?

– Андрис сказал, что привезет этот балет в Челябинск, посмотрите обязательно. Моя Ида Рубинштейн – очень независимая, очень сложная, очень элегантная женщина. Она покорила Париж в начале ХХ века как икона моды, она сама была от кутюр. Илзе такая же, они с Идой будто сестры. Я просто обожаю работать с Илзе. Она не только замечательная актриса, но и человек замечательный – умный, великодушный, прекрасный.

«Разделить и поделиться»

– Вы сегодня очень востребованный постановщик, однако нашли время, чтобы участвовать в юбилейных концертах Андриса Лиепы в Москве и Челябинске, и даже в благотворительных мероприятиях фонда Мариса Лиепы.

– Андрис Лиепа для меня – олицетворение танца, сам танец... Мне кажется, мы с Андрисом как два брата, у нас одни корни – классический танец. Может быть, мы как личности развивались по-разному, но мы очень похожи, потому что любим танец, всей душой преданы ему. А в благотворительных проектах всегда с удовольствием принимаю участие, ставлю спектакли. Это огромное дело – уметь разделить и поделиться с другими. Я охотно делюсь не только творчеством, но всем, что у меня есть. (8 декабря Патрик де Бана принял участие в благотворительном концерте в Москве, сборы от которого были перечислены детям, нуждающимся в протезировании. – Прим. автора).

– Женщины редко говорят комплименты мужчинам, чаще сами ждут слов восхищения. Но удержаться нет сил: я видела вас на сцене Кремлевского дворца, вы так красивы во время танца, что хочется плакать от счастья. Эта красота – результат длительного труда, или она, что называется, от природы?

(Смеется, благодарит.) Во многом это гены – мой отец из Алжира, а с маминой стороны – немецкая, венгерская, польская кровь. Столько культур во мне, столько кровей, это с самого раннего детства давало о себе знать. Так что во многом я обязан родителям, все остальное – от меня самого. Танцевать я начал с того момента, как встал на ноги. Мама постоянно удивлялась: «Этот ребенок все время танцует!»

– Что будете танцевать в Челябинске?

– Это будет мой сольный номер «Одинокий безмолвный плач» на музыку Баха.

– Ваши номера всегда поставлены на невероятно красивую музыку, что говорит о вашем вкусе, вашем слухе. А если заказывают номер или балет на музыку, которая вам не очень близка, вы готовы работать?

– Я всегда чувствовал музыку и знал, что под нее можно сделать. Есть универсальная музыка, под которую всегда хочется танцевать. И есть музыка, которая звучит в моей собственной голове. Могу поставить танец на любую музыку и даже сделать номер в абсолютной тишине – это тоже прекрасная музыка. (Смеется.) В каждый свой проект я вкладываю одинаковое количество души. Люблю учиться. Учусь всю жизнь.

Дорога в школу

– Вы рано начали заниматься танцем профессионально?

– Я танцую с пятилетнего возраста. Во мне было столько энергии, что мама очень рано повела меня в балетную школу Гамбурга на конкурс. И меня взяли. Никто и никогда не заставлял меня заниматься танцами, с самого начала я знал, что хочу заниматься только этим. Так что с этого момента все зависело от меня – огромный труд и в школе, и на сцене. Кстати, на следующий день, когда мы узнали, что я принят в школу, мама спросила: «Патрик, а ты знаешь, как туда добираться? Если ты так хочешь танцевать, то должен был запомнить дорогу». Школа была достаточно далеко от нашего дома, нужно было ехать сначала на метро, потом на автобусе, но я ни секунды не сомневался: «Да, я знаю». Мы занимались шесть дней в неделю, и с самого начала я ездил на занятия самостоятельно.

– Сегодня мир знает вас как талантливого хореографа, постановщика. Но то, что вы ставите, – не классический балет.

– Тем не менее я на сто процентов классический танцовщик. Да, я могу танцевать все, но моей основой остается классика. Я очень не люблю классифицировать стили хореографии, для меня танец есть танец. Если тебе это нравится – танцуй! Современным танцовщикам необходимо расширить свой кругозор, владеть своим телом и быть способными двигаться в любом танцевальном стиле. Чем шире мы раскроемся во внешний мир, тем больше мы от него получим.

Да, молодежь любит все новое – это понятно. Можно понять, почему новые поколения теряют интерес к классике. Но я не устаю повторять: без классического танца жить просто невозможно – это основа любого танца, любой хореографии. Классику я полюбил в балетной школе. Мне очень повезло – мой первый преподаватель так любил балет и так красиво нам все это демонстрировал, что классика стала для нас той таблеткой, от которой зависит твое здоровье, твоя жизнь и принимать которую нужно каждый день.

– Вас часто просят дать мастер-класс?

– Сегодня у меня настолько плотный график работы, что мне редко удается давать мастер-классы. Возможно, когда меньше буду заниматься творчеством, постановками, буду больше заниматься преподавательской деятельностью. Но, когда удается провести мастер-класс, я всегда начинаю с классического танца, а потом мы вместе занимаемся творчеством – делаем постановки на заданную тему или музыку. Это замечательный творческий обмен – ученики что-то берут у меня, я беру у них.

Свобода и любовь

– Все известные современные хореографы – это представители стран Запада: Бежар, Килиан, Дуато... Нет равного им в России. Это произошло оттого, что Россия долгое время не знала свободы?

– Не думаю, потому что в ХIХ веке в России был Михаил Фокин, постановками которого восхищалась вся Европа. Это было ново, необычно, ярко. Просто времена поменялись. Пришли другие хореографы. Сегодня мир вообще живет в бешеном ритме, все мы очень спешим. А хореограф как цветок – ему нужно время, чтобы дать корни, распуститься. Но жизнь такова: утром я в Стамбуле, к обеду – в Челябинске, а ночью лечу в Москву, потом – в Шанхай и так далее. Некогда пустить корни и создать нечто, о чем не забудут веками. Красота эпохи Фокина ушла. У него была своя труппа, свои танцовщики, они росли благодаря ему, а он – благодаря им. Тогда было время меценатов, они вкладывали деньги в балет, и Фокин занимался только тем, что творил. Сегодня другое время.

– Не считаете, что русский балет задержался в прошлом?

– Нет. Русский балет – это... как вишенка на торте. Французы всегда так говорят, когда хотят подчеркнуть, что эта деталь делает что-то вполне завершенным.

– У вас есть кумиры в танце?

– Вацлав Нижинский. Я бы хотел с ним познакомиться и пообщаться, мне интересен его внутренний мир.

– Назовите главные для танцовщика качества.

– Прежде всего – любить то, что делаешь, и терпение. Нужно всегда помнить, что это очень сложная профессия. Но самое главное – уметь мечтать. Не бояться мечтать.

– А для хореографа?

– Для создания хореографии нет никаких правил, это должно идти изнутри. Главное, чтобы у постановщика было то, что поражает и может заразить зрителя.

– Ваша мечта?

(Смеется.) Никогда не разучиться мечтать.

– Вас можно представить на танцполе в ночном клубе?

– Если музыка мне нравится, могу танцевать в любых условиях.

– На что, кроме танца, остается время, что вас радует, что вдохновляет?

– Когда у тебя есть любимая работа, все остальное не важно. Я настолько люблю свое дело, что ни на какое другое не остается времени. Особое удовольствие? Природа. Животные. Очень люблю собак и лошадей. Они такие естественные, у них нет двойственности мышления. Каждое их движение – сама искренность, естество. Это меня все время вдохновляет. Я учусь у них. У меня дома живут три большие собаки.

Если бы я не занимался танцем, скорее всего, разводил бы собак.

– Смысл жизни для вас – танец?

– Не совсем. Танец мне дает ощущение свободы. Смысл жизни – любовь. Без любви не может быть ничего.

Редакция благодарит Фонд «Андрюша» за возможность интервью с Патриком де Бана.

Фото: Фото Катерины ПУСТЫННИКОВОЙ

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Уровень детского сада»: репетитор по русскому языку оценила закон о тестировании детей мигрантов
Елена Ракова
жительница Кургана
Мнение
Очередная новогодняя солянка? Какими получились «Ёлки-11» с турецкой звездой и «уральским пельменем»
Дарья Костомина
Редактор раздела «Культура»
Мнение
«Тупые никчемные мамаши»: как врачам сдерживать хамство и что говорит по этому поводу медик, возмутившая всю страну
Анонимное мнение
Мнение
Вклады или «бетон»? Подсчитываем, как сберечь деньги при высокой инфляции
Анонимное мнение
Мнение
Нужно ли «обезжиривать» новогоднее меню? Развеиваем мифы об оливье и селедке под шубой
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления