Отвязная, бесцеремонная, смешная, нескромная, порой даже вульгарная… Такая артистка Елена Воробей на сцене. А в жизни это абсолютно другая женщина. Которая читает Чехова, Хемингуэя и Зощенко. Которая готовит куриные отбивнушечки в соевом соусе и запеченные фрегатики из картофеля. И которая, как и все женщины, мечтает об одном единственном, верном, любящем и все понимающем.
– Елена, почему же именно «воробей», а не «синица» и не «колибри», к примеру?
– Потому что по натуре – я самый настоящий воробей! (Смеется). Когда мы вместе с Владимиром Натановичем Винокуром выбирали мне сценический псевдоним, почему-то у нас обоих всплыл в памяти образ воробушка из песни Эдит Пиаф. И Винокур так глянул на меня: «Ну, конечно, воробушек! Это настолько в десятку, что даже думать нечего! В общем, Воробей – и всё!» И вот – благословил – и птица полетела.
– Значит, не стали коверкать фамилию…
– Зачем же ее коверкать? Ведь, на самом деле, «Лебенбаум» очень красиво переводится с немецкого языка на русский – «дерево жизни».
– А как же вас с такой красивой фамилией называли одноклассники, однокурсники? Неужели не было никаких прозвищ?
– Не было. Хотя… Мы сокращали фамилии, а мою не удавалось сократить и она из «лебен» превращалась в «липен» – в итоге получалась «липа».
– Елена, наверное, вы еще в детстве любили цирк и клоунов?
– Обожала! Клоуны меня притягивали неимоверно. Цирк так редко приезжал к нам в Брест, что не влюбиться в них было просто невозможно. И каждый раз я выходила из цирка и думала: вот все хорошо, но клоунов маловато. До меня это заметил еще великий Юрий Никулин. Это он сказал, что клоунов на земном шаре так мало, что они могли бы уместиться всего-навсего в один трамвайный вагончик. Представляете, насколько это редкое призвание?.. И вот как-то, незаметно для себя самой, годам к шести, я решила стать клоунессой. Даже носы себе клоунские делала из подручных материалов. Мне очень хотелось смешить людей, делать какие-то постановки… Но мама сказала: «Брось клоунаду! Никакой клоунады быть не может, потому что неизвестно, где на этих клоунов учатся!» А еще она говорила, что любой клоун обязан уметь жонглировать, прыгать и кувыркаться. И я понимала: да, это действительно не мое. Но уже на следующее утро пределом всех моих мечтаний было снова – стать клоунессой.
– Свой первый номер помните?
– Да, это была пародия на Геннадия Хазанова. Я выучила несколько его монологов наизусть – «Испорченное радио» и монолог грузинов «в белих штанах, который под бруки одывают». С этим последним номером я просто блистала и, как говорят, имела успех в пионерских лагерях.
– И сколько же лет вам тогда было?
– 8, 9, 10… Это же хитульник был, он не старел!
– А правда, что, приехав в Москву в начале своей карьеры, вы снимали квартиру с Дроботенко и Ветровым?
– 50 на 50: с Ветровым и Гальцевым. А еще с собакой по имени… Семён!
– Сколько времени прошло с тех пор?
– Почти дюжина: это был 1999-2000 год.
– Насколько лучше вы стали жить сейчас, на ваш собственный взгляд?
– Я стала жить в отдельной квартире. Сначала жила на Варшавке, потом подкопила, продала старую квартиру и купила новую… Угадайте где? Ну, конечно, где же еще может жить Воробей? На Воробьевых горах. Мне показалось, это настолько логично, что я другие варианты даже не рассматривала. Как раз к тому времени родилась Сонюшка, надо было «улучшаться».
– А профессия клоунессы вообще позволяет иметь какой-то стабильный доход?
– Не профессия клоунессы. А тот моторчик, который у меня внутри. Говорят, мол, первые семь лет ты работаешь на имя, а потом – имя работает на тебя. Пожалуй, в моем случае именно так и сложилось: семь лет пахоты, по три перелета в сутки, концерты в любую погоду – в дождь, в снег, в град… Семь лет изматывающего труда. Кто думает, что актерство – это только фиглярство и банкеты? Чушь. Врачи уверены, что после профессии космонавта самая сложная по нагрузкам профессия актера. Я с этим абсолютно согласна. Спасала только любовь: если бы я не любила свою профессию, я не смогла бы столько работать.
– А есть ли у вашей профессии зависимость от сезонности?
– Мне кажется, юмор зависит не от погоды и сезона, а от состояния души человека. Я рада, что, несмотря ни на что наши люди не перестали улыбаться и не разучились смеяться, ходить на концерты и ходить на концерты с цветами. Пускай даже с одним цветком – неважно. Где бы я ни находилась – на Дальнем Востоке, в Украине, в Казахстане, в Беларуси, в Прибалтике – незнакомые люди подходят ко мне на улицах и говорят: «Ну возьмите меня!» Они останавливают машины, сигналят, машут руками и кричат: «Лена, привет! Мы вас очень любим!» И я понимаю – это любовь. Причем тут сезонность?..
– Кто пишет для вас номера?
– Сейчас пишу в основном все сама. Правда, был случай, когда для меня подготовили номер, с которым я должна была выступить в эфире известной передачи. Но, увидев текст, я поняла, что он мне не подходит, номер показался каким-то шаблонным, стандартным, не подходящим моему амплуа. Я решила рискнуть и написала свой вариант. Что вызвало негодование со стороны организаторов концерта. Но я стояла на своем, пошла ва-банк. И не прогадала! С тех пор мои номера тепло приветствуются не только зрителями, но и коллегами по цеху.
– А какие чувства у вас вызывает юмор, который содержит нецензуру?
– С одной стороны, я сама ненавижу цензуру. С другой, стоит подумать: как бы сделать так, чтобы наши дети выросли, не матерясь в песочнице с двух-трех лет (а я это видела и слышала). Чтобы у людей с детства развивалось чувство вкуса к слову, к фразе. Конечно, поток юмора, находящегося на грани, сегодня огромен, а родителям сложно постоянно находиться рядом со своими детьми и контролировать все, что тем приходится слышать.
– Давайте поговорим о вашей дочери. Соня похожа на вас?
– Нет. Она – хозяюшка, очень женственная, а я была отъявленным мальчишкой.
– У нее уже проявился какой-нибудь мамин талант? Чем она занимается?
– Я считаю, что каждому человеку дан свой талант, который надо увидеть и развить. Соня – очень романтичная натура, ей нравятся танцы, я же стараюсь еще привить любовь к музыке. Поначалу дочка не хотела слышать о ней, и мне пришлось пойти на хитрость. Я купила самый красивый инструмент, который может записывать и сам играть. Когда Соня его увидела, ее восхищению не было предела. Так она и начала заниматься музыкой. Раньше дочка увлекалась фигурным катанием, а сейчас ходит на большой теннис – тренер ее очень хвалит, она делает успехи. Говорить же о проявлении актерского таланта пока рано, время покажет. Но Соня знает все мои номера и активно принимает участие в семейных представлениях.
– Елена, считается, что люди, которые смешат людей со сцены, в жизни имеют скверный характер. А насколько легко вы идете на контакт, подшучиваете ли над близкими?
– В нашей семье всегда был позитивный настрой. Хочу заметить, что чувство юмора мне досталось в наследство от папы. Поэтому в доме всегда есть место шуткам, анекдотам и розыгрышам. А для меня вообще важно это качество в людях и если кто-то из моих друзей хочет меня разыграть или подшутить, я порой даже опережаю.
– Не могу не поинтересоваться… В СМИ ходила молва о том, что Елена Воробей собирается замуж и даже села на диету, чтобы к свадьбе похудеть… Что это – розыгрыш?
– Сколько раз меня уже замуж выдавали! Ну, пожалуйста, давайте уже оставим мою личную жизнь в покое, а то она так никогда не наладится.
– Просто так хотелось узнать, каким должен быть избранник Елены Воробей?
– У меня одно главное условие, чтобы он уважал мою профессию, мой труд и с пониманием относился к тому стилю, образу жизни, который у меня есть. Чтобы не ревновал меня к сцене, не ставил перед выбором, а в минуты, когда я отсутствую, помогал вести хозяйство… В общем, мечтать не вредно…
– Народная мудрость гласит: «Путь к сердцу мужчины лежит через его желудок». А вы любите готовить?
– Я люблю готовить, но у меня не всегда есть на это время и я не люблю всю эту волокиту – пылесосить, мыть полы… В этом смысле я не очень хорошая домохозяйка, поэтому у меня есть люди, которые помогают мне со всем этим справляться. Я люблю пряную пищу, ароматную, чтобы запах распространялся по всему дому и возбуждал аппетит.
– Ваше коронное блюдо?
– Куриные котлетки, куриные отбивнушечки в соевом соусе, запеченные фрегатики из картофеля... Дочь обожает мой свекольник. Я и сама люблю свекольник, особенно в жару.
– Что вы еще любите?
– Люблю читать. Очень люблю познавательную литературу из серии, аналогичной «Жизни замечательных людей». Люблю узнавать что-то новое об исторических личностях, об их вредных привычках… Ведь нет людей без изъянов. И к тому же так скучно рассматривать всех легендарных личностей только с точки зрения их гениальности и позитива! К примеру, мне было очень интересно узнать, что Гоголь с детства был странным – утопил кошку, говорил, что у него желудок не как у всех, а шиворот-навыворот… Люблю бестселлеры, но не беллетристику и не детективы. Люблю Чехова, Хемингуэя и Зощенко...
– Елена, пожалуй, для человека, который постоянно выступает и при этом сам пишет себе номера, вы даже слишком много успеваете читать! Простите за вопрос, а вы считаете себя умной?
– Знаете, одна современная народная мудрость гласит: человеческий мозг, если сравнивать его с компьютером, при объеме памяти в 100%, у посредственного человека, просто так прохожего, который ни чем не увлекается, заполняется за всю его жизнь знаниями на 1%, у талантливого – на 2%, а у гения – на 3%. Я хотела бы стремиться хотя бы к этой двойке.
Фото: Фото из личного архива Елены Воробей