На голове у Саши было примерно три с половиной волоска, и все они стояли дыбом. Сашины мозги распирало от идей. Надо сказать, что идей весьма умных. Благодаря одной из них, например, образовался большой холдинг. За светлую лысую голову в холдинге Сашу очень ценили. Но вот он считал, что ценили не очень. В материальном, естественно, плане.
В местном филиале холдинга Сашу поставили генеральным директором. За три месяца он развил такую бурную деятельность, что в Москве начали волноваться: что-то тут нечисто… Из столицы приехал человек с проверкой, которому все стало ясно. Однако, попробовав крепкие напитки местного производства, инспектор ограничился легким внушением: «Я все понимаю, но… Саша, не воруй столько!».
Генеральный директор каждый день носил наличность в полиэтиленовых пакетах. Они стояли у него под столом. Когда мы интересовались по поводу выдачи зарплаты, директор говорил, что денег нет. «А под столом?» - спрашивали мы. Саша нисколько не смущался: «А что, видно? Действительно, пакет просвечивает…». И начинал лепить что-то о том, что деньги нужно запускать в оборот.
Перспективы Саша видел широкие и глубокие. В городе еще лениво ковыряли землю под станции метро, а он уже активно «зондировал почву»: как бы там прикупить торговые площади? А почему бы не приватизировать парки? Через полгода Сашу понесло так, что он решил кинуть руководство холдинга и создать параллельную структуру. С этой целью он начал организовывать тайное совещание руководителей филиалов (а их было около 60!), чтобы сделать скачок в сторону. Возглавить новый холдинг он планировал доверить, конечно же, себе любимому.
Большие планы рушатся из-за мелких просчетов. Народ, обделенный Сашей материально, на директора обиделся и стукнул в Москву. Из столицы тут же примчалась команда с разборками. Но разбираться было уже не с кем: кто-то Сашу предупредил, и он пропал, забрав из офиса все имущество, вплоть до лампочек.
У Москвы руки длинные, при желании нашего бизнесмена могли достать хоть на Марсе. Но, посовещавшись, руководство решило Сашу простить, приняв во внимание его прежние заслуги. Воровство двух вагонов бумаги и вагона картона, а также другие «мелочи» списали на издержки.
Прошло немного времени, и Саша вновь всплыл. На этот раз в Калмыкии. Там Саша хорошо пригрелся в офшорной зоне. С начальством, видимо, начал делиться. На форумах бизнесменов сначала выступал президент республики, а следом за ним – Саша. Освоившись в степях, он застолбил место в горах Алтая и на острове Кипр.
Я, как говорится, кручусь в бизнесе чуть более 15 лет, и таких, как Саша, видел великое множество. Поработав в фирме год-два, они начинают рассуждать: начальник – дурак, учредители – полные идиоты, вот если бы я возглавил команду, все бы пошло по-другому! Подговорив несколько человек, как правило, главного бухгалтера, несколько топ-менеджеров, заговорщик делает скачок в сторону. Открывается фирма с очень похожим названием, используется прежняя клиентская база и наработанные связи. И что же?
Кому-то «скачок» удается, кому-то нет. Чаще всего клиенты остаются с проверенной фирмой, несмотря на то, что «прыгуны» обещают им манну небесную. Клиент тоже не дурак, он понимает, что большие скидки и бонусы – дело временное. Демпинг зачастую разоряет не конкурентов, а самих демпингующих: ресурсов у конкурентов, работающих на рынке долгие годы, оказываются больше, чем у новых фирм, основанных беглецами.
Как правило, открывая параллельный бизнес, новая команда заявляет, что прежняя фирма приказала долго жить, а мы, мол, являемся ее преемниками. Так, например, было в весной прошлого года в крупной фирме, торгующей семечками. Хозяину пришлось немало потратиться, чтобы убедить клиентов, что он жив-здоров и по-прежнему процветает.
Пришлось вложиться в незапланируемую рекламную кампанию, которая позволила фирме не только удержаться на ногах, но и получить развитие. А где беглецы? О них не слышно.
А что слышно о Саше? Я видел его года три назад. Саша был весел и с удовольствием рассказывал про свою «веселую» жизнь: «Каждую неделю у меня маски-шоу. Приедут люди с автоматами, дадут пару раз по башке, положат на землю… Ну и что? Я полежу, мне нетрудно. Все их финансовые проверки мне пофиг. Я выкручусь… Слушай, а давай с тобой что-нибудь замутим?».
Что-либо мутить с Сашей мне не хотелось. Лучше жить скромно, но чисто, чем ловить золотых рыбок в мутной воде. Кто знает, что там плавает?
Авантюрист Саша был финансовым гением. Но где-то он промахнулся. Недавно встретил знакомого, спросил: «Как он?» Знакомый ответил: «Повесился наш Сашок. А может быть, и повесили. Да повесили, скорее всего… Большой рынок – структура жесткая, здесь кидалово не прощают!»
Да уж…