Дмитрий – самый младший из поколения музыкальной династии Коганов: внук легендарного скрипача Леонида Когана и сын не менее прославленного дирижёра Павла Когана. Ему на роду было написано стать музыкантом. Но в своих интервью он всегда подчеркивает, что никогда не был рабом скрипки. У него много друзей, он любит кино и рестораны, с удовольствием водит машину. И много занимается благотворительностью, а с 2004 года руководит Приморской филармонией. Он стал музыкантом с собственной биографией и заслужил международную репутацию собственной успешной карьерой.
Дмитрий Коган – постоянный участник известных фестивалей: «Карентийское лето» (Австрия), в г. Перт (Шотландия), Ноттингем (Англия), Керкера (Греция), Загреб (Хорватия), Огдон (США), фестиваля им. П.И. Чайковского, «Русская зима», фестиваля Николая Петрова в Кремле, Сахаровского фестиваля, фестивалей в Афинах, Вильнюсе, Тбилиси, Стамбуле, Гонконге, Шанхае, Риге, а также десятках других.
Знаете ли вы, что...
...в 2003 году Коган впервые представил в России знаменитую скрипку Страдивари «Императрица России». Скрипка принадлежала Екатерине II.
...Дмитрий Коган – один из четырех скрипачей в мире, который играет 24 каприса для скрипки соло Никколо Паганини, которые в свое время были объявлены неисполнимыми.
…в апреле 2009 года Дмитрий Коган стал первым из академических музыкантов, который дал концерт для полярников на Северном полюсе.
…первым выступил с благотворительными концертами в Беслане и после землетрясения в Невельске, за что Дмитрию Когану присвоено звание «Почетный Гражданин города Невельска». После чего стал самым молодым россиянином, которому когда-либо присваивалось такое звание.
– Дмитрий, у вас плотный график концертов, различные гастроли, но на «голубом экране» вас увидеть практически невозможно. Это принципиальная позиция или все-таки не приглашают?
– Ну, как вам сказать... Приглашают, но не так и не туда, куда бы я хотел. Скажите честно, вы серьезных музыкантов, классиков часто видите по телевидению? По федеральным каналам, не считая канала «Культура»? Понимаете, стать просто участником скандального ток-шоу, засветиться в передачах о еде, о готовке, на это у меня просто нет времени. Вот когда центральные каналы страны захотят записать мой сольный концерт, то я готов буду с ними сотрудничать. А сейчас терять свое собственное амплуа ради увеличения, так сказать, медиаактивности лично я не готов. Как я пойду судить тот же «Ледниковый период», если ничего не понимаю в фигурном катании? Я просто не имею на это права.
– Именно поэтому вы принципиально не участвуете и в конкурсах?
– Да, я противник конкурсов. Эта часто работает в ущерб молодому дарованию. Конкурс несовместим с большой индивидуальностью. Был знаменательный случай на конкурсе Чайковского, когда выдающегося пианиста Алексея Султанова, безусловного лидера конкурса, выкинули со второго тура, потому что его исполнение не вписывалось в рамки... А кто вообще придумал эти рамки? Сейчас у ведущих музыкантов очень свободные интерпретации. Джон Элиот Гардинер – это что, конкурсное исполнение? Или Гидон Кремер? Взять на себя ответственность сказать, что один музыкант лучше другого – это очень трудно. Поэтому единственный критерий оценки музыканта, как ни парадоксально это звучит, – это востребован артист или нет. Да, раньше конкурс автоматически открывал перед музыкантом двери лучших залов. А сейчас... В одной курортной европейской стране после гастролей мы с женой поехали на море. Я с удивлением узнал, что в гостинице, где мы остановились, проходит международный конкурс скрипачей! Об уровне даже говорить смешно, его просто не было. А между тем конкурс дал восемь лауреатов!
– Когда вы впервые взяли в руки скрипку, это было осознанно или больше необъяснимый порыв?
– Это было впервые в три года и, наверное, все-таки порыв. И только потом уже осознанно.
– Вы учились играть на скрипке с шести лет...
– Если честно, то мне не хотелось заниматься скрипкой! Хотелось, как другие ребята, играть в футбол, собирать вкладыши... К тому же по природе я ленив. Только благодаря героическим усилиям моей мамы, которая заставляла меня заниматься, я научился играть. Мама даже подкупала меня! Сначала платила мне по 50 копеек за час занятий, а потом я обнаглел и стал брать рубль! Ну а через некоторое время я сам понял, что без скрипки жизнь тускла.
– То есть первый гонорар вы получили от мамы?
– Можно сказать и так (Смеется.), а вообще я помню, что первый серьезный, если можно так сказать, гонорар я получил в 10 лет – целых пять рублей! Тот свой первый профессиональный концерт помню, как в тумане. Это был концерт с симфоническим оркестром. Я играл Вивальди. Помню, что в зале было много военных. Помню все, что было до выхода на сцену и после. Что происходило на сцене, для меня до сих пор загадка!
– А свою первую победу помните?
– Я как-то давно для себя решил, что победы в искусстве, в музыке – это не главное. Это же не спорт. Сегодня ты победил, а завтра окажется, что эта же победа на самом деле была твоим поражением.
– Вы часто слушаете записи вашего дедушки, Леонида Когана?
– Часто. И всегда слышу и беру для себя что-то новое. Дед для меня навсегда останется примером честного служения своей профессии, своей публике. Поэтому, как мне кажется, он умер так рано – в 57 лет. Просто сгорел, не мог, как сейчас делают многие, заниматься десятками дел – благотворительностью, фестивалями... Этим музыканты продлевают себе благополучное существование.
– Вы как-то заявили, что в филармонии нельзя продавать конфеты и колготки….
– Нельзя, и передовые филармонии это подтверждают. Говоря это, я имел в виду, что в филармонии должна звучать классическая музыка. А если сегодня в зале звучит Вивальди, а завтра гастролирует какая-то девчачья группа, послезавтра стриптиз-шоу, затем фокусники… Другое дело, что зачастую у филармонии нет другого выхода, чтобы как-то существовать. Хотя изначально она была задумана для того, чтобы нести в массы именно классическую музыку.
– Дмитрий, с чего начинается ваш день?
– С трудного подъема. Все равно во сколько я лег, рано или поздно, мне все равно утром трудно встать. А вообще у меня нет четкого распорядка дня. Как я уже не раз говорил, я не раб скрипки, играю по два, два с половиной часа. Могу вообще бросить все и уехать отдыхать на море, без скрипки. Она ведь тоже должна отдыхать. А потом приезжаю, беру ее в руки и нахожу для себя новые звуки.
–
Есть ли желание сыграть что-то из неклассического репертуара?
– Я не хочу уходить в это профессионально. Моя задача – популяризировать классическую музыку, чтобы непонимающая публика начала понимать Баха, Моцарта, Бетховена, а не чтобы я сам перестал их понимать.
– Дмитрий, вы состоите в партии «Единая Россия». Зачем вам это нужно?
– В определенный промежуток времени я понял, что музыкант, просто музыкант, не знаю, хорошо это или плохо, в нашей стране влиять на какие процессы не может. Он может влиять только на процесс своего творчества, а вот, например, на то, чтобы в музыкальной школе Южно-Сахалинска сделали ремонт, музыкант не может. А если он будет общаться с общественными деятелями, руководителями политических партий, чиновниками федерального уровня на местах, то может сделать гораздо больше. Если хотите, мое членство в партии носит личный характер. Я лоббирую интересы классической музыки.
– А вашей творческой деятельности это никак не мешает?
– А как это может помешать?
– Просто не хватит времени…
– Глупости! Если человек говорит, что у него нет времени сходить в тренажерный зал, не верьте – врет. Значит, у него есть какие-то другие интересы. Нужно уметь распределить свое время, тогда его хватит и на творчество, и на общественную деятельность, и на отдых.
Пресса о Дмитрии Когане:
«…Надо отдать должное молодому музыканту – великолепное владение инструментом, полнозвучное виртуозное прочтение концерта Мендельсона». («Литературная газета»)
«Концерт Дмитрия Когана стал большим событием. Он продемонстрировал блестящую виртуозность и мощный тон». («Солт Лейк Трибьюн» (США))
«Дмитрий Коган доказал своей игрой, что он – скрипач самого высокого класса. Виртуозность и музыкальность были одинаково подчеркнуты в его игре». («Десерт ньюс» (США))
«Солист Дмитрий Коган играл Концерт Бруха с полной уверенностью, легкостью и самоотдачей. Русские могут много ожидать от молодого скрипача…» («Аргус», Кардифф (Англия))
«Дмитрий Коган, несомненно, один из самых блистательных исполнителей нового поколения». («Каринтиан» (Австрия))