Наконец сброшена тяжелая зимняя одежда, ароматы весны кружат голову, теплые лучи солнца нежно касаются кожи... Сама природа весной настраивает на романтический лад. Казалось бы, самое время подумать о свадебных торжествах. Однако препятствием к этому встает множество традиций и суеверий.
Во-первых, Великий пост. Само собой, в церкви во время поста не венчают, да и о каком свадебном угощении может идти речь, если близкие придерживаются постной диеты? Да и широкая русская свадьба с ее обильными возлияниями не может считаться делом богоугодным. Начинать свадебные торжества наши предки предпочитали в первое воскресенье после Пасхи. И это не случайно.
В языческой Руси этот день традиционно считался днем торжества весны над зимой, жизни над смертью, цветения природы над зимним увяданием. И конечно же, его празднование проходило весной, после весеннего снеготаяния и паводков, когда начинает припекать «красно солнышко», а работы в полях не начинаются, поскольку они еще покрыты снегом. Впоследствии этот день в народе получил название Красная горка.
В церковных словарях этот день называется антипасхой, что подчеркивает его суетный, мирской характер. А также соответствует Фомину дню, за которым следует Фомина неделя. Эту-то неделю наши предки и употребляли на широкие гуляния. Горка означает место, где всем можно развернуться, разгуляться. Как только земля освобождалась от снега, а это в первую очередь небольшие возвышенности, в народе называемые пригорками, сразу разворачивались гуляния молодежи, детские игры, хороводы, песни. С этого и пошло название таких горок красными, что значит красивыми. Антипасха является первым днем после длительного перерыва, состоящего из Масленицы, Великого поста, Страстной недели и Светлой седмицы, когда церковь вновь начинает венчать браки и благословлять молодых на супружество.
Для наших предков этот день был логическим завершением обрядов сватовства, которые вовсю шли во время масленичной недели. Первые два дня широкой масленицы носили такие названия: встреча – в этот день свекры отправлялись к сватам в гости, и заигрыш – в этот день юноши и девушки с утра ходили в гости друг другу и проводили время вместе в масленичных забавах. Великий пост помогал сэкономить к свадьбе редкие закуски, подготовиться как следует, чтобы к свадьбе было чем угостить гостей.
А время любой свадьбы в народе – время сватовства для тех, кто еще не выбрал себе пару. Даже сейчас существует традиция ловить букет невесты – отголоски тех древних традиций. Поэтому народные гуляния для молодежи в этот день не ограничивались гульбой на свадьбе. Все девушки и молодые женщины, затоварившись съестными припасами, собирались на каком-нибудь излюбленном месте деревенской улицы и пели песни-веснянки (закликали) или заигрывали весну, водили хороводы и устраивали разнообразные игры и пляски. Считалось даже дурной приметой, если какой-нибудь парень или девушка просидят на Красную горку дома. Оставаться дома и не ходить на гуляния в этот день было просто недозволительно. Весельем заправляла кума или девица, Лада. Она была лучшим знатоком текстов песен и присказок, руководила хороводами, запевала песни, помнила правила игр.
В различных районах страны существовали свои традиции этого праздника.
В некоторых селах Владимирской области в Фомино воскресенье исполнялись особые ритуалы. После обедни где-нибудь на открытом месте улицы собирались женщины, а в некотором отдалении от них становились все молодые парочки и начинали подзывать их к себе. В ответ на этот зов женщины начинали петь песни и медленно подходить к новоженам, которые давали им по куску пирога и по одному яйцу.
Красная горка в северном Поволжье имела название кликушино воскресенье, так как в этот день односельчане ходили к домам молодоженов, окликали их, а те за это выносили им по яйцу и по стопочке.
В Пензенской области на Красную горку устраивалось опахивание села. В глухую полночь все деревенские женщины шли с песнями за околицу, где дожидались их три молодые бабы с сохой и три старухи с иконой Казанской Божьей Матери. Здесь девушки расплетали косы, а бабы снимали головные платки, и начиналось шествие. Несколько баб садились на доски, положенные поверх сохи, несколько девушек брались сзади за соху, чтобы ее придерживать, а остальные, взявшись за привязанные веревки, тащили соху таким образом, чтобы обвести бороздой все село и на перекрестках сделать сохой крест.
Перед процессией шли старухи с иконой и молились, чтобы село не постигли какие-либо бедствия и напасти и чтобы эти напасти останавливались за бороздой и не смели ее переступать. Парни присоединялись позже, когда женщины, сделав круг и возвратившись на прежнее место, устраивали пирушку. Она продолжалась до третьих петухов (три часа утра), а затем все расходились по домам, так как гулять после петухов считалось грешно.
В Калужской области в это воскресенье встречали весну. Соломенное чучело, укрепленное на длинном шесте, ставили на горке, вокруг него собирались женщины и мужчины. После песен садились вокруг, угощали друг друга яичницами. Вечером с песнями и плясками сжигали чучело. Из хороводных игр Красной горки было известно во всей России сеяние проса.
К сожалению, сейчас традиция Красной горки, как и многие другие, стала забываться. Появилось поверье, что в мае играть свадьбу нельзя. Кто-то говорит: в мае жениться – всю жизнь маяться, кто-то конкретизирует: если сыграешь свадьбу в мае – в скором времени жди супружеской измены. Это суеверие также имеет под собой основу: во многих регионах в мае начинаются сельскохозяйственные работы, не до свадьбы тут, когда каждый день занят новыми заботами. Однако для современных городских жителей подобная причина не является препятствием.
«Мы сыграли свадьбу в мае, и я ни о чем не жалею, – говорит домохозяйка Наталья. – Мы с мужем уже тридцать лет, конфликты, конечно, были, как и во всякой другой семье. Но никаких серьезных размолвок или, боже упаси, развода. Мы вырастили замечательную дочку и надеемся, что у нее тоже будет все хорошо в семейной жизни».
«Несмотря ни на какие суеверия и пословицы, в мае по-прежнему справляется множество свадеб. Ведь весна – это цветение, вся природа покрывается роскошным белым кружевом, и фотографии невесты в белом платье среди цветущих яблонь – это просто райская красота! А красивых свадебных фотографий хотят все, это же память на всю жизнь! Так что клиентов в мае у меня полно. И не верьте приметам!» – утверждает фотограф Анна.
«Свадьбу буду праздновать в мае! – восклицает дизайнер Алена. – Весной такая красота: красные тюльпаны на улицах города, белые яблони, и нет летней удушающей жары и пыли, осенней слякоти и грязи, зимнего холода. Можно прогуляться, покрасоваться по городу в платье, посетить живописные уголки и памятники. Мы все время откладывали это событие, но наконец-то решились, и ничто не сможет нам помешать. Любовь сильнее глупых суеверий!»
Остается сказать, что время свадьбы окружено множеством суеверий. Кто-то старается соответствовать гороскопу, кто-то – лунному календарю, кто-то – церковным традициям, а кто-то – народным приметам. Зачастую все это противоречит друг другу. Поэтому если вы считаете, что пора решиться на этот значительный шаг, не откладывайте из-за надуманных страхов ваше решение. Настоящая любовь преодолеет все препятствия.